Как Эльмиру Набиуллину и Владимиру Ткачеву заработать на имиджевых правах

Что такое имиджевые права спортсмена и как на этом может заработать сам атлет, а также его команда? Председатель комитета по интеллектуальной собственности ТПП РТ Рустем Исламов в материале для «БИЗНЕС Online» размышляет о тонкостях вопроса и предлагает нашим клубам взять на вооружение опыт Дэвида Бекхэма.

«ТАКОМУ АСПЕКТУ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ, КАК ИМИДЖЕВЫЕ ПРАВА, УДЕЛЯЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНОЕ ВНИМАНИЕ»

Индустрия спорта, в том числе киберспорта, в России развивается динамично, однако такому аспекту спортивной индустрии, как имиджевые права, уделяется недостаточное внимание. К примеру, в европейских странах это направление очень развито и приносит существенную прибыль. Стоит отличать имиджевые права от экономических прав. Экономические права распространены в футболе и представляют собой инвестирование третьих лиц в игрока любого клуба с целью получения процентов от будущего трансфера («Зенит» заплатил за переход Халка не только «Порту», но и компании, которой принадлежали 15% экономических прав на Халка.). Но ни первое, ни второе определение в законодательстве РФ не урегулированы. Спортсмен — это известная личность, которая постоянно находится в центре внимания. Многих спортсменов знают из-за их особенного поведения в игре, их мастерства. А имиджевые права напрямую вытекают из известности. Ведь имидж создается годами. Под имиджевыми правами понимается совокупность индивидуальных особенностей спортсмена, а именно: образ, жесты, голос, навыки, псевдоним.

Эльмир Набиуллин
Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Эти особенности и формируют имиджевые права, которые спортсмен может передавать третьим лицам. К примеру, когда Дэвид Бекхэм перешел в «Реал», его трансферная стоимость окупилась за полгода пребывания в Мадриде и только лишь на продаже футболок с именем спортсмена. Имя Бекхэм — это имидж, и клуб использовал его, чтобы окупить затраты, да еще и заработать на этом. Иные имиджевые права передаются иначе. Например, жесты можно закрепить в качестве товарного знака. Голос, если он особенный, может быть закреплен в качестве звукового товарного знака. Игрок «Ак Барса» Владимир Ткачев обладает всеми качествами спортсмена, который при правильном подходе может извлечь выгоду из своего имиджа. Ткачев профессионально владеет клюшкой и дриблингом, это очень хороший фундамент для имиджа. На данный момент он один из лидеров «барсов», несмотря на молодой возраст. Еще одним примером может служить игрок «Рубина» Эльмир Набиуллин (псевдоним Наби). Игрок отличается хорошим навыком владения мяча. Также он является послом РТ на чемпионате мира по футболу. Наби уже является готовым объектом для коммерциализации, для регистрации товарного знака. Он индивидуально развит, обладает уникальным набором футбольных навыков. Имиджевые права можно начать формировать с юного возраста, специально развивая в ребенке его сильные отличительные качества: Павел Буре — Русская ракета (скорость), Дмитрий Кудряшов — Русская кувалда (сила), которые будут отличать его от других спортсменов. Когда у молодого спортсмена будет сформирован уникальный образ, можно распоряжаться его имиджевыми правами. Но имидж требует постоянного внимания. Он не создается на один год, имидж формируется в течение всей карьеры спортсмена, и это нужно учитывать при работе с имиджевыми правами.

«ИМИДЖЕВЫЕ ПРАВА МОГУТ ПРИНОСИТЬ СВОЕМУ ОБЛАДАТЕЛЮ ПРИБЫЛЬ МНОЖЕСТВОМ СПОСОБОВ»

Владимир Ткачёв
Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Имиджевые права могут приносить своему обладателю прибыль множеством способов. Самыми известными из них являются следующие.

  • Видеоигры: продажа образа спортсмена (бойца) издателям и разработчикам видеоигр. В компьютерной игре Beyond: Two Souls приняли участие известные голливудские актеры: Эллен Пейдж и Уильям Дефо. Их внешность была полностью скопирована для героев игры.
  • Товарный знак: регистрация имени спортсмена в качестве товарного знака позволит получить легальную монополию на это имя и использовать его коммерческих целях.
  • DVD: лучшие голы с участием спортсмена, лучшие нокауты и прочие интересные записи.
  • Сувенирная продукция: шарфы, майки, футболки, ручки и иная продукция с именем/лицом известного спортсмена.
  • Радио: постоянное участие или частое приглашение известного спортсмена на радиопередачу повысит ее рейтинг. Это тоже имиджевые права.
  • Сервисы для передачи потокового видео (Twitch.tv, YouTube.com): многие известные спортсмены играют в видеоигры под своим именем или псевдонимом. Эти игры можно транслировать, в режиме онлайн набирай просмотры, что, в свою очередь, хорошее поле для рекламной деятельности.

Предположим, спортсмену предлагают рекламное сотрудничество, или он сам решает заработать на своем имени. У него есть два пути.

  1. Он может самостоятельно проанализировать и заключить соглашение с компанией, которой необходим его образ/имя.
  2. Мы можем помочь спортсмену с анализом договора на предмет невыгодных условий или условий, которые поставят под сомнение действительность сделки и т. п. Если спортсмен обращается к нам, мы заключаем договор о долгосрочной передаче имиджевых прав либо оформляем краткосрочную сделку. В зависимости от ситуации права передаются полностью или частично. Наше вознаграждение составляет процент от сделки.

Бывает так, что у спортсмена нет имиджевых прав. То есть, они не оформлены юридически таким образом, чтобы спортсмен знал, чем он обладает, и мог этим распоряжаться. Мы можем помочь в этом случае — выявить из его образа какие-либо отличительные особенности, которые в дальнейшем станут основой возникновения имиджевых прав.

ЗВЕЗДЫ — КИБЕРСПОРТСМЕНЫ

Златан Ибрагимович стал инвестором стартапа Challengermode
Фото: ©Twan6273, CC BY-SA 4.0, wikimedia.org

Как говорят, не футболом единым. Футболисты запустили новый тренд — финансировать киберспортивные проекты. Звезда «Манчестер Юнайтед» Златан Ибрагимович стал одним из инвесторов стартапа Challengermode. По информации Esports Insider, всего на счет компании отправилось 1,3 млн долларов Также Неймар (игрок сборной Бразилии) намерен приобрести киберспортивную команду по League of Legends. Для нас это означает, что интерес к сфере киберспорта растет, а значит, киберспортсмены будут популярными, могут стать медийными и зарабатывать на этом деньги. Уже сейчас есть немало профессиональных киберспортивных команд, к примеру: Na’Vi (NatusVincere), VirtusPro, EG (Evil Geniuses), OG. Сам киберспорт признан в России официальным видом спорта.

По информации сайта trackdota.com, трансляции финала The International — 2016 на разных стрим-платформах и в Dota TV одновременно смотрели свыше 5,5 млн человек. Игру транслировали более чем на 110 каналах, а призовой фонд составил 20 млн долларов. Финал по игре League of Legends в 2015 году смотрели 36 млн человек, а призовой фонд составил 4 млн долларов. Призовой фонд турнира по игре Counter-Strike Global Offensiveв 2016 году (World Electronic Sports Games 2016) составил 1,5 млн доллара.

У киберспортсменов есть свои индивидуальные характеристики:

  • никнейм (некоторым персонажам игры Dota присваивали имена известных игроков);
  • стиль игры;
  • образ.

Все это также можно использовать в сувенирной продукции, средствах индивидуализации (товарных знаках), рекламе и др.

К примеру. Шведские звезды киберспорта, такие как Sjow, Fazz, GeT_RiGhT, threat, fisker, SpawN и HeatoN, снялись в рекламе предприятия Returpack«a. Игрок команды Astralis, датчанин Николай «dev1ce» Ридтц, снялся в рекламе новой операционной системы Windows 10. Понятно, что на этом заработает не только Microsoft, но и спортсмен.

Наша помощь пригодилась бы спортивным клубам, в частности, ФК «Рубин». Сейчас клуб находится на новом этапе развития, и освоение нового направления в спортивном маркетинге было бы кстати. Помощь могла бы быть оказана в закреплении всех имиджевых прав спортсменов за клубом, в создании имиджевых прав молодых игроков, что увеличит трансферную стоимость таких игроков в будущем.

Имиджевые права могут также помочь спортсменам, которые закончили свою карьеру, или спортсменам, участвующим в Паралимпийских играх.

Стоит отметить, что с правовой точки зрения имидж и права на имя отличаются. Право на имя, право на изображение (как не материальные блага) неотчуждаемы. Но в то же время право на имиджевые права не совпадает с общегражданскими личными неимущественными правами, принадлежащими любому физическому лицу, и поэтому на практике они отчуждаются.

Рустем Исламов