Автор «БИЗНЕС Online» уже скучает по клубному футболу.
Фото: Alexander Hassenstein / gettyimages.com |
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ КРУЧЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИГР?
Ну, например, Лига чемпионов. И Лига Европы. И борьба за выживание в АПЛ. И даже, в некоторых случаях, матч середняков «Терек» – «Урал». Признайтесь, вас тоже вгоняет в тоску перерыв на игры сборных. Не просто так его все поголовно называют «перерывом».
После эпиков вроде противостояний «Барселоны» с «ПСЖ» или «Ман Сити» с «Монако» мы кричим: «дайте две!». А вместо этого нам подсовывают «принципиальнейшие» поединки Турция – Финляндия и Азербайджан – Германия. Болельщики теряют интерес и заряженность, а футболисты – мотивацию и силы. Зачем нам отдельно смотреть матчи англичан, испанцев и бразильцев, если каждые выходные концентрат из них играет за «Челси»? Принципиальные или хотя бы просто большие матчи случаются на международной арене раз в пару лет (если не считать турниры, где их, на самом деле, тоже немного), в топ-5 евролиг – каждое воскресенье.
ТЫ ЧО, НЕ ПАТРИОТ?
Болеть за свою сборную – так себе признак патриотизма. Болеть за то, что называется сборной в 2017 году, – так себе признак национальной идентичности.
Превосходство клубного футбола, в том числе, состоит и во влиянии на международный – сборные пошли по пути клубов, когда массово занялись натурализацией. В эпоху глобализации национальная команда – не очень-то национальная: вряд ли Марио Фернандес или Гильерме играют за веру, царя и Отечество. Совсем же скромные сборные совершают трансфер за трансфером, превращая бразильцев в азербайджанцев, армян и катарцев. По понятиям ли болеть за «Перейру» с флагом родной страны на груди – вопрос философский.
«Свои» ребята тоже не так уж патриотичны. Попытки откосить от матчей отбора – распространённая привычка среди топ-футболистов, а карьеру в сборной многие заканчивают уже не в 35, а в 30 лет. Игра за национальную команду превратилась в церковную десятину – дело-то святое, ничего против не скажешь, но лучше б, конечно, потратиться на новый плуг.
РАЗВЕ ЕСТЬ В ФУТБОЛЕ ШОУ ЛУЧШЕ ЧМ И ЧЕ?
Давайте сравним. Вот так выглядят четвертьфиналисты ЧМ-2014 и ЧЕ-2016, а так – ЛЧ 2013/14 и 2015/16. В первых случаях у нас есть команды Коста-Рики, Польши, Исландии и Уэльса, за которые выступают игроки заштатных чемпионатов, подэлитных дивизионов или вовсе пенсионеры. Во вторых случаях: команды, состоящие из чемпионов мира и Европы, а также лидеров тех самых четвертьфиналистов международных турниров. Неудивительно, что ежегодно в символических сборных ФИФА по итогам года оказывают те, кто добился весомых результатов, прежде всего, в клубном футболе.
Можно возразить, что футбол – это не только игроки. Но очевидно, что поставить уникальный стиль в условиях нерегулярного тренировочного режима сборной практически невозможно. Потому мы всё чаще видим, что международные турниры выигрывает оборона. Еврокубки же – основная витрина тактических трендов, где регулярно сталкиваются разномастные футбольные идеологии.
Фото: Philipp Schmidli / gettyimages.com |
ВСЁ НАЧАЛОСЬ СО СБОРНЫХ, ЭТО И ЕСТЬ НАСТОЯЩИЙ ФУТБОЛ!
В XX и XXI веке мир меняется с космической скоростью. Особенно быстро видоизменяется индустрия развлечений (как бы вы ни пытались звать спорт искусством, но он всё же создан для развлечения масс). Технический прогресс и огромные финансовые вливания полностью изменили сознание среднестатистического футболиста. Раньше играть за сборную было честью, теперь это – головная боль.
И не только головная. Каждый раз отпуская условного Криштиану Роналду на матч с условной Мальтой «Реал» рискует. Забить 5 и более голов бедолагам возможно и без главной звезды, а вот бороться за ЛЧ и чемпионство без лидера клуба заметно сложнее. Отсюда и тенденция к отказу играть за сборную, о которой упоминалось выше. Помимо всего прочего, даже топ-сборные не обладают инфраструктурой и персоналом уровня клубов-грандов, что также может сказаться на здоровье и форме футболиста.
С тренерской профессией ситуация ещё сложнее. В какой-то момент произошло разделение на тренеров для сборных и тренеров для клубов. Да, существует множество универсалов, но для них работа в национальной команде считается либо вторым выбором, либо предпенсионной работой. Однако существуют и гиганты, специализирующие исключительно на скучной международной карьере. Из-за этого феномена мы, например, до сих пор не знаем, как выглядела бы «Бавария» Йоахима Лёва и на какие чудеса сподобился бы Ларс Лагербек с английским середняком.
Всё это указывает на вторичность международных матчей, что подтверждается и финансами – доходы от квалификации к Евро или ЧМ не сравнятся с доходами от еврокубков. Одна из основных причин тому – отсутствие конкуренции. Футбол сборных был на пике до 60 - 70-х годов, благодаря серьёзной конкуренции уже начиная с отборочного этапа: так, за право попадания на Евро-1964 бились действующие чемпионы континента (СССР) с вице-чемпионами мира (Швеция). Сегодняшний отбор имеет больше отношения к политике, чем к спорту. За демократичность УЕФА поплатилась горой проходных матчей с парой приличных вывесок в году.
Да, наверное, каждый из нас знакомился с футболом, благодаря Евро или чемпионату мира, но в настоящего болельщика превращают только драмы клубного футбола. Те же, кто смотрит матчи раз в два года и не знает, за какой клуб играет Златан Ибрагимович – очередной минус в карму международного футбола. Именно в этой среде зарождаются рассуждения о кривоногости, бредовые петиции и всё то, что по итогу делает спорт политикой.
ОК, НО ПОЧЕМУ УЕФА НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ?
Делает. Джанни Инфантино и Ко лучше нас с вами понимают, какое унылое зрелище царит в европейских отборах и товарищеских матчах. Плюс они всегда рады заработать побольше. По этим двум причинам несколько месяцев назад был разработан проект Лиги наций. Она должна будет вытеснить бесполезные товарищеские матчи, расфасовав сопоставимые уровнем команды по разным дивизионам и подарив мотивацию в виде дополнительных путёвок на Евро. Подробнее о формате можете прочесть на официальном сайте.
Да, Лига наций решит лишь одну проблему – сокращение числа бесцельные товарняков. Таким образом, УЕФА разберётся с самой неприглядной частью большого футбола. Однако уровень отборочных турниров, расширение числа участников ЧМ и предоставления дополнительных мест на турнире не самым футбольным континентами продолжают являться тем весом, с которым футбол национальных команд год за годом пробивает очередное дно.