От игр по домашнему телефону до миллионых турниров. Путь киберфутбола к популярности

В ближайшие дни Казань будет в центре внимания многочисленных поклонников киберфутбола. Перед тем, как в столице Татарстана будут выявлять лучшего игрока FIFA17 в России, «БИЗНЕС Online» рассказывает о малоизвестной, но невероятно быстро набирающей популярность дисциплине киберспорта.

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ГЕРОЙ FIFA

Первые зарубы по виртуальному футболу с намёком на какие-то турниры стали проходить в конце 90-х годов, и, естественно, не в России. Экранные гики собирались в интернет-кафешках или в странных заведениях подвального типа, именуемые компьютерными клубами. Именно там любители погонять в «фифу» были участниками самых первых прототурниров и творили историю.

Сразу нужно оговориться, что пиксельные футболеры всегда уступали в популярности своим цифровым конкурентам. Это тогда, когда все с демоническим интересом рубились в Starcraft, где корейцы, уж простите, собаку на нём съели. Сейчас FIFA тоже уступает своим соперникам в лице Dota2, Counter-Strike, League of Legends и некоторым другим игрушкам. Но, несмотря на это, с каждым годом соревнования по киберфутболу становятся всё популярнее и обретают всё больше почитателей.

Первым толчком для массового приобщения к футболу по ту сторону монитора стало его появление в начале нулевых на самом известном слёте всего киберспорта – WCG (World Cyber Games). С самого первого розыгрыша культового турнира FIFA получила своё представительство, но явно уступала другим играм. Для России настоящим прорывом в WCG стало выступление в 2005 году Виктора Alexx Гусеева. Киберспортсмен дошёл до финального сражения, где ему чуть-чуть не повезло в дуэли против немецкого игрока. Тот турнир проходил в Сингапуре, но среди немцев даже 12 лет назад киберфутбол уже был популярен, что видно по группе болельщиков с флагами Германии на архивных видеозаписях.

Кстати, даже за второе место Гусеев получил 10 тыс долларов, заключил парочку выгодных для себя контрактов и, что самое главное – дал надежду другим игрокам, у которых компьютер с его бегающими футболистами оставался главным развлечением в жизни.

ЛИЧНЫЕ ТРЕНЕРЫ И ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВОК

Параллельно с WCG уже вовсю стали появляться тематические чемпионаты по киберфутболу. Самые популярные сегодня собирают неплохие призовые фонды и привлекают внимание большой аудитории. Недавно это стали понимать футбольные клубы и начали заключать контракты с профессиональными игроками. Так, например, французский «Пари Сен-Жермен» заключил контракт с двумя мега-звёздами Августом Agge Розенмайером и Лукасом Daxe Кюийрье. К слову, Agge – двукратный чемпион мира и мог приехать в Казань, но в конечном итоге не сложилось. Другой игрок «ПСЖ» в 2016 году стал победителем престижного турнира ESWC. Париж не изменяет себе, выбирая крутых игроков не только для реального футбола, но и для виртуального. Сейчас многие клубы Европы да и остального мира заключают контракты с игроками. Ответом на вопрос, почему они это делает и в чем видят выгоду, в этом видео, где Кюийрье играет в финале турнира.

Интерес к FIFA растёт невероятно быстро, о чём свидетельствует рост всего: игроков, их подписчиков в социальных сетях и количества турниров. Последние 15 лет уместили игры обычных комнатных геймеров, которых связывало друг друга интернет-соединение стационарного телефона, и настоящие турниры с невероятными призовыми фондами и массовым освещением в СМИ.

Один из этапов отбора к мирового чемпионату по FIFA17, прошедший в феврале в Париже, показывал ведущий телеканал Франции Canal+. Спонсорами турнира стали известные бренды не только страны, но и всей планеты, что доказывает о крупных масштабах этого цифрового непаханного поля. Сами игроки принимают участие в многочисленных акциях по привлечению аудитории, рекламируя свои клубы в собственных аккаунтах социальных сетей и проводя различные розыгрыши призов среди болельщиков.

Зачастую именно киберы делают многомиллионные клубы популярнее, нежели наоборот. У самого известного российского игрока в «фифу» Сергея Никифорова с ником Kefir больше 70 тыс подписчиков в ютубе, что в разы больше, чем у «Спартака», который он представляет. Недавно Сергей рассказал, как собой продвигает футболистов команды.

– Промес попросил прорекламировать его инстаграм. За сутки – плюс 4 тысячи подписчиков, – раскрыл секреты популярности аккаунтов футболистов «Спартака» Kefir.

В 2012 году в России появилась самостоятельная федерация киберфутбола. Да, создание чего-то подобного напрашивалось, но в первое время перед федерацией стояли не самые важные вопросы. Например, долгое время её создатели думали, как лучше писать киберфутбол: в одно или два слова. Сейчас её руководитель Юрий Сошинский постоянно в работе, хотя и до появления в его жизни профессионального российского футбола, он занимался организацией турниров по всей стране без поддержки со стороны главных лиц.

РОССИЯ И КАЗАНЬ В ЧИСЛЕ ПЕРВЫХ


Фото: «БИЗНЕС Online»


Удивительно, но Россия в числе пионеров в продвижении киберфутбола в Европе. Кроме нас на континенте только во Франции и Голландии были созданы турниры в FIFA по аналогии с национальными чемпионатами. О высоком потенциале киберфутбольных соревнований ещё несколько месяцев назад говорил президент «Рубина» Ильсур Метшин. Прошедший в Уфе Кубок РФПЛ стал некой репетицией казанского чемпионата РФПЛ, который будет часть отбора на чемпионат мира. Также в Казани пройдет Кубок мэра, в котором примут участие киберспортсмены таких именитых клубов как «Рома», «Аякс», «Манчестер Сити» и «Валенсия». Привлечение участников столь известных клубов должно придать огромный толчок к развитию киберфутбола в России и, возможно, сделать именно Казань центром виртуального футбола.

Кстати, победитель чемпионата РФПЛ получит право принять участие в региональном отборочном этапе чемпионата мира, финальная часть которого пройдет в мае в Берлине. Общий бюджет Ultimate Team Championship составит рекордные для киберфутбола 1,3 млн долларов.

Такие суммы подтверждают, что на киберфутболе можно зарабатывать довольно большие деньги. Возможно, от этого теряется романтика ранних лет, когда игроки, в первую очередь, думали не о деньгах, а о том, как нескучно провести вечер. Сейчас всё намного серьезнее. У профессиональных киберспортсменов собственный график тренировок, а у некоторых, как, например, у упомянутого выше Розенмайера, даже есть персональный тренер. Тем не менее, без романтиков игра тоже не остаётся. Тот же Никифоров не скрывает, что без особого напряжения зарабатывает в районе 300 тыс. рублей в месяц и это его вполне устраивает. Но даже такие большие большие суммы не идут ни в какое сравнение с теми деньгами, которые варятся в самых топовых дисциплинах. Прошлогодний чемпионат по Dota2 (The International) собрал более 20 млн долларов, а победитель заработал почти 9 млн и это без учёта спонсорских соглашений.

На данный момент с цифровым футболом в плане популярности не так всё хорошо, от этого не такие внушительные гонорары, но если влиятельные люди в лице футбольных клубов продолжат поддерживать дисциплину, то шанс повторить коммерческий успех Dota2 и других культовых кибер-собратьев представится уже в ближайшие годы. А за историческим стартом, возможно, долгого и славного пути российского киберфутбола на новом уровне можно будет понаблюдать на турнире в Казани в эти дни.

Данил Зайнуллин