Легионер поневоле. Почему футбольное реалити-шоу не спасает «Матч ТВ»

Данил Тармасинов (Eurosport.ru) посмотрел самую громкую премьеру «Матч ТВ» и разобрал её специально для «БИЗНЕС Online».


фото: скриншот сайта «Матч ТВ»



«Кто хочет стать легионером?» – гранд-шоу единственного открытого спортивного канала страны. На каждой телекомпании есть какой-то продукт, в который вкладывается больше средств, сил и умений. Обычно это лицензионный формат, отличный пример – Первый и его The Voice («Голос») или Got Talent («Минута славы»). Кроме трансляций на «Матч ТВ» нет настоящих шоу, которые оставляли бы зрителей у экрана вне больших игр. «Кто хочет стать легионером» – вторая попытка после «Боя в большом городе» сделать спортивное реалити.

Вышло не очень, скажем честно. В стремлении сделать поп-предмет – то есть, организовать наблюдение за молодыми красивыми людьми, чтобы это было интересно – «Матч» заступает на путь больших каналов и явно хочет откусить кусок аудитории у тех кнопок, которые со спортом не связаны никак. Но в этих попытках «Кто хочет стать легионером?» выглядит слабее многих реалити-шоу, которые идут у конкурентов. В нем много просчетов с точки зрения монтажа, драматургии и построения сюжета.

Не до конца понятна роль ведущего Евгения Савина. Он явно прибавил как шоумен за год работы в кадре, но всё равно проигрывает в харизматичности, например, Руслану Нигматуллину, которого камера любит сильнее родной матери. В эпизоде с заселением участников (начало второго выпуска) Савин вообще был явно лишним. Обычно в правилах реалити-шоу такие моменты показывают лидеров, вожаков среди участников. Им не нужны лишние люди, которые спросят, кто же будет спать на раскладушке. Такие немного искусственные моменты (какие-то мелкие бонусы, которые очевидно достанутся не всем и разожгут конфликт) закладываются еще на уровне продюсеров, но зачем-то редакторская группа отправила к футболистам ведущего. Потом этот мелкий недочет потянул за собой проблему выявления лидера в кадре и заставил боссов придумать аттракцион с кёрлингом.

В «КХСЛ» мало историй, которые нам рассказывают с экрана. Что-то личное об участниках, что заставило бы зрителей полюбить героев, сообщили только в первом выпуске. Неужели редакторы ничего не нашли в биографиях всех футболистов, пришедших на кастинг и попавших в топ-50? Твиттер уже нашел Кирилла Лаптева, который выигрывал похожий конкурс, но об этом почему-то в профайле не рассказали. Почему? 26-летний парень, игравший в «Армавире» Валерия Карпина, выглядит менее сильной историей, чем контракт с Nike.

Это шоу также раскрывает несколько проблем русского спорта и людей внутри него. Атлеты и тренеры все так же тяжело выражают мысли на камеру и говорят языком архаичных советских медиа. Эпизод, в котором Сергей Юран утешает выбывшего из-за травмы участника, попадет в список самых позорных сцен нашего телевидения. Ни на секунду не веришь, что тренеру не наплевать на персональную трагедию молодого парня – пройти огромный отбор и слететь из-за глупого повреждения ахилла. Смотреть на эту сцену физически неловко: Юран стоит над футболистом и подбирает слова так, будто отвечает на вопрос пятилетней дочери, что такое секс. Легко поверю, что режиссер с операторами потянулись руками к лицу на этом моменте.

Травма – тоже странность первых серий. Их было аж две, но камеры не сняли ни одну из них – только кадры бегущих врачей и корчащихся от боли футболистов. Представьте, что в «Титанике» вам не показали ни одного плана крушения корабля, а после какой-то перебивки с волнами сразу дали Роуз с Джеком на льдине. Неужели на базе не хватило операторов? Почему в выпуске не было ни одного синхрона первого травмированного игрока? С ним не записывали интервью? Выглядело очень странно, когда о бедном футболисте говорят только партнеры, знающие его пару дней.

Искренность – это в принципе большая беда «Кто хочет стать легионером?». Поразительно, что за 100 минут хронометража итоговых выпусков прозвучало одно матерное слово. В мире, в котором живет Валерий Петраков, члены футбольной команды нецензурно выругались один раз – за кого вы нас держите, «Матч ТВ»? Скажите уже всем этим молодым парням, что редакторы лучше посидят и позапикивают мат, чем увидят на монтаже безжизненную картинку.

Не верят боссам и зрители. Премьерный выпуск, который обычно собирает долю больше, чем остальные эпизоды, не попал в топ-10 за неделю ни в Москве, ни в России – то есть не перебил по стране планку в 0,4% рейтинга. Представьте цифры остальных серий и ужаснитесь.

Чтобы у вас была мотивация посмотреть «Кто хочет стать легионером», вот 5 моментов, которые показались хорошими:

1. Сцена с отбором участников в топ-25. Карпин, Сабитов, Безуглов и Нигматуллин действительно круто сочетаются и сочно смотрятся вместе. Химия в жюри – то, что нужно в реалити.

2. История парня, пришедшего на кастинг в память о тренере. Отлично рассказанный сюжет, выстроенная драматургия, яркие, вытащенные из персонажа детали типа подаренных бутс. Не хватило журналистской работы – футболист рассказал, что его коуч играл на ЧМ U-21. Так как звали тренера?

3. Мощный выход Валерия Карпина в финале второго выпуска. Было неясно, зачем нужен генеральный менеджер уже собранной команде, но после поражения 1:4 он пришел в раздевалку и парой предложений уничтожил всех игроков. Очень сильно.

4. Продюсеры шустро исправляют ошибки. Например, в первой серии всех героев титровали в формате «Фамилия – Имя», как в детском саду. За неделю все привели в норму – никаких «Юран Сергей», хотя именно так про себя и говорит сам тренер.

5. Четкие критерии изгнания участников: облажался – ушел с проекта. Это работало и на предварительных этапах, и в основных раундах. Сабитов, Карпин, Юран и Нигматуллин номинируют самого слабого мужчину с тренировок, смотрят на них в матче, разбирают игру каждого и только потом выгоняют слабейших. Никаких обид, все по делу.

Третий выпуск «Кто хочет стать легионером?» – 9 апреля в 11:35 на «Матч ТВ».

Данил Тармасинов