Лучшее противостояние российского волейбола: чего ждать от «Зенита» и «Белогорья»

Сегодня казанский «Зенит» и «Белогорье» в столице Татарстана начнут двухматчевое противостояние за путевку в «Финал четырёх» Лиги чемпионов. Автор «БИЗНЕС Online» в преддверии первого матча разбирает действия грандов российского волейбола в различных компонентах игры.

ПОДАЧА

Вильфредо Леон и Сергей Тетюхин
Фото: zenit-kazan.com / belogorievolley.ru

«Зенит». Максим Михайлов, Вильфредо Леон, Александр Бутько – так выглядит тройка лучших подающих «Зенита» по статистике текущего сезона с учетом чемпионата страны и Лиги чемпионов. Однако линия принимающих условного краснодарского «Динамо» и того же «Белогорья» – далеко не одно и то же. Поэтому посмотрим, кто лучше всего проявлял себя в самых сложных матчах 2017 года – с «Кузбассом» (3:2), «Факелом» (3:0), московским «Динамо» (3:1), «Локомотивом» (3:0) и «Газпром-Югрой» (3:1).

Явный лидер по эйсам в этих встречах – Леон (19), дальше идут Бутько (8) и Михайлов (6). То есть, в самых важных и ответственных матчах главным оружием «Зенита» на подаче становится именно кубинец. У Михайлова значительно меньше эйсов, но он много затрудняет. Хорошие серии способен выдавать и Мэттью Андерсон, но в этом сезоне мы их видим реже. В целом «Зенит» играет от силовой подачи. Планеры используют лишь центральные нападающие: по степени сложности – Артём Вольвич, Андрей Ащев и Александр Гуцалюк. Скамейка для усиления подачи используется по минимуму – с этой целью обычно выходит Игорь Кобзарь.

«Белогорье». У белгородской команды есть кому ответить «Зениту» убийственными подачами. Прежде всего, это Дмитрий Мусэрский. Когда у него «летит», в приёме у соперников частенько начинается «пожар». Вот только в матчах против лидеров, когда Дмитрий вынужден включать максимальный риск, число ошибок на подачах, порой, зашкаливает. Очень хорошие серии подач в этом сезоне удаются Дмитрию Терёменко и Максиму Жигалову, который частенько ставит соперников в тупик, чередуя силовые подачи с укороченными. У Сергея Тетюхина не так много эйсов, но его умение подавать в концовках всем прекрасно известно. В отличие от «Зенита», у белгородцев есть хороший подающий среди запасных – практически в каждой партии на усиление выходит Роман Данилов и частенько помогает команде.

Важность подачи в современном волейболе сложно переоценить. Помимо прямой выгоды в виде эйсов, хорошая подача способна разрушить всю игру соперника в атаке, лишая связующего возможности комфортно творить. В матчах «Зенита» и «Белогорья» от этого компонента игры будет зависеть очень многое.


АТАКА

Дмитрий Мусэрский и Максим Михайлов
Фото: Роман Кручинин / zenit-kazan.com

«Зенит». Уже несколько лет атакующий трезубец казанской команды Михайлов – Леон – Андерсон наводит ужас на соперников. Но если в прошлом сезоне на острие этого трезубца практически всегда был Леон, то в этом основную нагрузку в атаке несёт Михайлов. Это идёт на пользу и кубинскому легионеру, который иногда может сыграть в «режиме экономии энергии», и Максиму, который нынешней весной реально «в огне». У Михайлова 72% эффективности в матче с московским «Динамо», 69% – с «Белогорьем», 68% – с «Локомотивом». Преимущества такого ударного трио в том, что выпадение из игры одного нападающего не влечет за собой серьёзных последствий для команды. Если говорить напрямую, то 40% Андерсона в атаке – не проблема для «Зенита».

Первые темпы «Зенита» по статистике получают лишь каждую седьмую передачу. При этом у Вольвича высочайшая реализация – больше 70%. У Ащева и Гуцалюка немногим меньше.

С вариативностью атаки у «Зенита» полный порядок и если казанцам не затруднять приём, остановить всю эту мощь практически невозможно.

«Белогорье». Если в любой другой команде основная роль в нападении отводится диагональным и доигровщикам, то в «Белогорье» главная фигура в атаке – центральный нападающий Мусэрский. И в этом его уникальность. Мусэрский – постоянная угроза и соперники зачастую вынуждены бросать своих визави, чтобы прийти на помощь своим центрам – иначе просто никак. В мартовском матче с «Факелом» Мусэрский реализовал 14 из 15 атак (93%), в январских матчах с «Локомотивом» и московским «Динамо» – 10 из 14 мячей (71%) и 14 из 22 (64%) соответственно. При этом ни одного попадания под блок и ни одной ошибки в атаке: либо набранное очко, либо мяч оставался в игре, хотя во всех этих матчах ему противостояли блокирующие уровня сборной России. В матчах с «Заксой» Мусэрский был столь же эффективен – (21/28, 75%) и (10/15, 67%).

Можно быть уверенными, что и в матчах с «Зенитом» при приемлемой доводке Мусэрского будут загружать максимально. Даже в таких случаях.



Возможности Дмитрия и Тетюхина прекрасно известны – если позволить им поймать свою игру, и творить чудеса, они могут похоронить любого соперника.

Для «Белогорья» куда важнее, как сыграют Жигалов и Ян Ерещенко. Вот у этих парней есть проблемы со стабильностью и чтобы у «львов» были шансы против «Зенита», оба должны показать свою лучшую игру. В начале сезона Жигалов был очень плох, но постепенно набрал форму и выиграл конкуренцию у Данилова.


БЛОК

Дмитрий Терёменко и Артём Вольвич
Фото: zenit-kazan.com / belogorievolley.ru

«Зенит». В числе лучших блокирующих суперлиги и Лиги чемпионов вы не найдете игроков «Зенита», хотя блок вроде бы всегда считался сильной стороной казанской команды. Однако в этом сезоне сложно вспомнить матчи, в которых зенитовцы доминировали над главными конкурентами в этом компоненте. Разве что в февральском матче с московским «Динамо», когда один Вольвич сделал больше блоков (6), чем все соперники.

Дело тут в общей стратегии игры. Прямые очки блоком это всегда хорошо, но не надо забывать, что блок – это лишь часть защиты. Плотно закрывая определенные направления, блокирующие «Зенита» оставляют сопернику только те зоны, где мячи уже ждут защитники. Таким образом, брейковые мячи добываются не блоком, а атакой. А если говорить об очках на блоке, то лучшие – Вольвич и Михайлов.

«Белогорье». Смогут ли белгородцы остановить мощную казанскую атаку во многом зависит от скорости блокирующих «Белогорья» – как мышления, так и передвижения.

В первом матче с «Заксой» команда под руководством Александра Косарева проиграла по очкам на блоке (6:12), во втором – выиграла 9:4. Поляки, как и любой другой соперник, пользовались «дырой» в блоке «львов» в лице низкорослого связующего Марлона (188 см). В ответном матче из-за травмы спины бразилец не сыграл и блок «Белогорья» с Романом Порошиным был монолитнее. Поляки, уходя от рук Мусэрского и Терёменко, всё также колотили по линии, но там уже была стена.

Если рассматривать статистику, то заметен дефицит очков на блоке со стороны доигровщиков, особенно Ерещенко. У украинского доигровщика всего 12 блоков в 101 сыгранной партии сезона – катастрофически мало. В этом плане «Белогорью» мог помочь высокорослый Тарас Хтей, но тренерский штаб в данном случае выбирает более надежный приём и атаку.


ПРИЁМ

«Зенит». Даже у древнегреческого героя Ахилла была уязвимая точка. Есть она и у казанской команды и ни для кого она секретом не является. Как в чемпионате России, так и в Лиге чемпионов большинство подач летят в Леона – и планеры, и силовые подачи. Если верить статистике, то в этом сезоне его показатели стали еще хуже, но это тот случай, когда цифры ничего не значат. Серьезных провалов в приёме Леон не допускает. Его задача – хотя бы подбить на собой. Зачастую он сам исправляет собственные огрехи в приёме атаками с огромной высоты или с задней линии.


У Андерсона приём покачественнее, а в Алексея Вербова соперники и вовсе подают по минимуму – либеро в этом сезоне надежен и играет даже в Лиге чемпионов, которая раньше отдавалась на откуп Теодору Салпарову.

«Белогорье». Если соперники «Зенита» стараются избегать подач в либеро и выцеливают в приёме двух доигровщиков, то у «Белогорья» Тетюхин, Ерещенко и Роман Мартынюк принимают в равной степени много. Отметить кого-то довольно сложно – доигровщики показывают примерно 35% позитивного приёма (на уровне Леона), а цифры Мартынюка сопоставимы со статистикой Андерсона (45%).


ЗАЩИТА

«Зенит». У казанской команды всегда был большой потенциал в защитных действиях и в этом сезоне она его реализовывает. Под каждого нападающего соперника у команды своя система защиты, что было хорошо понятно даже по разбору Владимиром Алекно бельгийского «Кнака». Стоит отметить цепкость в защите Вербова, Михайлова, Бутько, даже высоченные центры периодически совершают эффектные спасения.


«Белогорье» исповедует тактику игры с двумя либеро. Мартынюк принимает, а защищаться выходит Алексей Обмочаев, пополнивший команду после нового года. Олимпийский чемпион, безусловно, усилил игру белгородцев в защите. Наряду с Тетюхиным он отчаянно бьется за самые безнадежные мячи.

Алмаз Хаиров