«Для простого обывателя хоккей – это одно из зрелищ, которое он может поставить в один ряд с походом в кино и театр. Для того, чтобы наш зритель активнее пошел на трибуны, необходимо показывать яркую, зрелищную, активную игру», – сформулировал философию академии «Ак Барса» ее директор Евгений Рычков. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о новой системе подготовки юных хоккеистов и основных этапах работы академии.
«РЕБЁНКА СНАЧАЛА ДОМА
ЗАСТАВЛЯЮТ, А ПОТОМ НА ТРЕНИРОВКЕ ОРЁТ ТРЕНЕР»
Евгений Рычков | |
– Евгений, что будет представлять из себя академия хоккея имени Юрия Моисеева?
– Это абсолютно самостоятельная и автономная от «Ак Барса» организация, которая призвана навести порядок и систематизацию в детском и юношеском хоккее по всей республике. Глобальная задача – она большая, и логично, что бьётся на несколько этапов. На первом этапе, в горизонте двух лет, мы должны будем плотно работать с тремя ДЮСШ – «Ак Барса», «Нефтяника» и казанского «Динамо». Этим направлением будет заниматься центр подготовки хоккеистов. Второе направление, за которое отвечает центр подготовки тренеров – это всё, что связано с повышением квалификации тренеров. Для этих целей мы уже провели семинары для тренеров с привлечением иностранных специалистов. Мы сейчас не говорим, что наши тренеры работают плохо, но мы должны общаться, стать более открытыми и обмениваться информацией. Наша задача – обеспечить тренеров современной методологией.
– Сейчас они не обеспечены?
– Сейчас этим вопросом системно никто не занимается. На данный момент у нас не самые свежие методички, многим из них уже порядка 25 лет, хотя технологии и подходы к подготовке хоккеистов не стоят на месте. В Финляндии, например, пришли к выводу, что с малого возраста необходимо делать упор на развитие самомотивации у детей. Тогда эти дети вырастают самостоятельными и мотивированными спортсменами, которых не нужно гонять из-под палки. Они четко понимают, что им нужно. А мы пока работаем по старинке: заставляем всё делать из-под палки. Ребенка сначала дома заставляют мама и папа, а на тренировке на него орёт тренер. В итоге он всё это делает только из чувства страха, но мы же понимаем, что мотивация, которая обусловлена чувством страха, не способствует развитию личности. Мы убеждены, что должны перевернуть парадигму и начать мотивировать детей со знаком плюс, а не минус – достучаться до их сознания, чтобы они могли самостоятельно развиваться в будущем.
– Но ведь для тренера важен результат, с него спрашивают. Как с этим бороться?
– Мы все эти болячки нашего спорта давно уже знаем и понимаем. Как бороться? Очень просто. Мы сейчас формулируем правила для наших трех пилотных ДЮСШ. До 12-летнего возраста мы вообще не будем требовать результатов в виде побед. Для нас результат, который мы оцениваем, – это сколько детей подготовил тренер к тому моменту, когда они будут переходить в другую возрастную группу. Согласно нашей методологии, мы разбиваем подготовку на несколько возрастных групп: первая – от 5 до 7 лет, затем 8 - 10, 11 - 13, 14 - 15 и 16 - 17 лет. В каждой возрастной группе есть критерии оценки: в старших они более осязаемы, потому что можно будет тестировать игроков, а в детском возрасте нам важно, чтобы тренер не перегружал детей и чтобы к моменту перехода в следующую возрастную группу дети обладали необходимым объемом технических и игровых навыков. Поэтому мы сейчас говорим об оценке тренеров по качественным показателям, а не о результатах любой ценой. Следовательно, у тренеров на первый план будут выходить другие акценты – подготовка детей, забота об их здоровье и прививание любви к спорту. Ранний возраст очень важен с точки зрения педагогики.
– Какой следующий этап?
– Весь этап подготовки мы глобально бьем на две части: на первом этапе до 12 лет, мы не отсеиваем игроков – они приходят и занимаются для того, чтобы научиться играть в хоккей, но к этому моменту должна четко сформироваться группа, которая пойдет по пути профессиональной подготовки. Впоследствии мы будем делать акцент именно на эту группу. В частности, в возрасте 12 лет мы планируем делать генный анализ, активно применять результаты тестирования, и с этого возраста начнется этап углубленной профессиональной подготовки.
В перспективе трех лет к нам должны будут добавиться еще от трех до пяти ДЮСШ республики. К этому времени мы должны закончить работу по разработке методологии подготовки хоккеистов в возрасте 5 - 17 лет, передать её в три имеющиеся на сегодняшний день ДЮСШ и оценить первые результаты работы.
– На разработку методологии уйдет два года?
– К 1 июля этого года мы разработаем методологию по трём возрастам – шесть, семь и восемь лет. К сентябрю – для детей пяти лет, потому что в сентябре у нас пойдет набор в ДЮСШ академии. Разработка методологии для среднего и старшего возрастов будет закончена к июню 2018 года. Необходимо учесть, что данные сроки включают в себя в том числе и производство видеоматериалов, демонстрирующих правильное выполнение технических упражнений.
Публикация от info@akbars.academy (@akbars.academy)
– На выходе, когда игроку исполняется 17 лет, что его ждет?
– Здесь уже вопросы, касающиеся профессионального хоккея. Если мы создадим эффективную структуру, которая из года в год будет выпускать три - четыре игрока уровня сборной своего возраста, то это будет хорошо. Пара человек из них могут продолжить играть в «Ак Барсе», а остальные – выйти на трансферный рынок, тогда уже клуб будет иметь возможность компенсировать расходы на подготовку игроков и постепенно двигаться в сторону монетизации результатов своей деятельности.
– Не будет такого, что они будут уезжать за океан?
– Нам нужно создать тут такие условия и материальную базу, чтобы у них не возникало желания уезжать из республики и страны.
– Кто будет формулировать философию академии?
– В академии есть четыре основных направления – центр подготовки хоккеистов, центр подготовки тренеров, центр подготовки спортивного менеджмента и научно-методический центр. В научно-методическом центре мы проводим анализ предлагаемых методик. Этот центр – ядро академии, через него мы фильтруем и пропускаем всю деятельность академии по разработке и применению методик. В этом центре как раз и формулируется наша философия.
«В ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ВХОДЯТ МОРОЗОВ, ПРОХОРОВ И ДРУГИЕ»
– Что такое философия хоккея?
– Философия хоккея – это идеология. Мы должны ответить на вопрос: «Какой хоккей мы хотим видеть или в какой хоккей мы хотим играть?». Ответ на этот простой вопрос и есть философия хоккея. К сожалению, за 70 лет советского хоккея, мы не смогли полноценно ответить на этот вопрос, хотя и были в определенный момент времени сильнейшей хоккейной державой.
Формулируя философию и определяя идеологию необходимо учитывать мнение болельщика и зрителя. Для простого обывателя хоккей – это одно из зрелищ, которое он может поставить в один ряд с походом в кино, театр или на любое другое спортивное и культурное мероприятие. Соответственно, на унылое зрелище зритель не пойдет. Для того, чтобы наш зритель активнее пошел на трибуны, необходимо показывать яркую, зрелищную, активную игру – начать играть в тот хоккей, ближе к которому сейчас играют канадцы и американцы. Канадцы ведь не боятся пропускать шайбы, потому что при активной игре могут забить еще больше. А мы сейчас в основном играем в оборонительный, закрытый хоккей, где в приоритете – не пропустить.
Заседание наблюдательного совета академии | |
– Кто возглавляет направления в академии?
– Каждым из направлений руководят опытные и неравнодушные люди. Виктор Горский – руководитель научно-методического центра. Центром подготовки тренеров руководит шведский специалист Джим Бритен, на родине принимавший участие в разработке национальной программы подготовки хоккеистов. В академии также существует экспертный совет, в который входят Виталий Прохоров, Алексей Морозов, мы сейчас думаем о приглашении Игоря Захаркина, есть вероятность, что в него войдет Вячеслав Быков. Ждем подтверждения от Сергея Гончара.
– Как академия будет функционировать, учитывая, что все эксперты живут в разных городах?
– Мы достаточно гибкая организация: у нас есть объем задач, выстроена система контроля и мы можем разъехаться по разным городам, решая эти задачи. В Казани у нас есть офис где постоянно работает часть сотрудников и где мы собираемся в расширенном составе для обсуждения ключевых вопросов и выработки стратегических решений.
– Какие у академии будут полномочия? Сможет ли она влиять на политику школ?
– Для построения эффективной работы всей вертикали хоккея в республике от младших возрастов ДЮСШ до профессиональных клубов, академия должна иметь полномочия не только в части разработки и внедрения методологии, но и в части контроля и принятия оперативных, в том числе и кадровых решений. Необходимо также повысить статус тренерской профессии, принять меры материального стимулирования детских тренеров, что должно минимизировать влияние родителей на тренировочный и соревновательный процессы. Необходимо принять программу сертификации детских тренеров, что также является одной из задач, которые предстоит решить академии в течение этого года.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Евгений РЫЧКОВ
Дата рождения: 2 июля 1975 года
Место рождения: Москва (Россия)
Карьера игрока: «Авангард» (Омск) – 1992 - 1994; «Спартак» (Москва) – 1994/95; «Крылья Советов» (Москва) – 1995/96; «Витязь» (Чехов) – 1997 - 2000.
Карьера руководителя: исполнительный директор ТХК (Тверь), советник губернатора Тверской области по спорту, исполнительный директор Ночной хоккейной лиги – 2016 - 2017. Директор академии «Ак Барса» – с 2017 года.