Экс-главный тренер «Салавата Юлаева» Игорь Захаркин рассказал об индивидуальных и командных ТТД в современном хоккее – о показателе Корси и методе, придуманном болельщиком. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» приводит выдержки из его статьи, написанной в соавторстве с Виктором Горским специально для академии «Ак Барса».
КРИТЕРИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Игорь Захаркин | |
Фото: Айрат Сайфутдинов |
Для получения качественной, объективной и достоверной информации о технико-тактических действиях (ТТД) игроков своей команды и игроков команды соперника, а также ТТД своей команды и команды соперника используются различные методики контроля и оценки.
В конце 70-х и начале 80-х в СССР различными специалистами проводились исследования с целью определения эффективных методик оценки командных взаимодействий и улучшения спортивных результатов хоккейных команд.
Результатом оценки игровой деятельности команды являлся следующий список критериев технико-тактического мастерства:
1. Результативность бросков;
2. Добивание шайбы;
3. Коэффициент эффективности игровых действий в атаке и обороне как в отдельной игре, так и на турнире в целом;
4. Непробиваемость вратаря;
5. Самоотверженность игроков при защите ворот;
6. Напряженность матча;
7. Коэффициент превосходства;
8. Игровой показатель звена в периоде, в матче, на турнире.
Однако полученных данных по этой методике было недостаточно, потому что присутствовала необходимость в понимании индивидуального вклада каждого игрока в командную деятельность.
В 1986 году в ежегоднике «Хоккей» группой преподавателей ГЦОЛИФКа была представлена «Методика оценки контроля ТТД хоккеистов высокой квалификации», которая предлагала обоснованную методику оценки индивидуальной соревновательной деятельности высококвалифицированных хоккеистов.
Методика представляла собой экспериментальную проверку четырехрядной шкалы оценок эффективности ТТД по пятибалльной системе.
Использование данной шкалы позволяло тренерам регистрировать и оценивать выполненные хоккеистом технико-тактические приемы в игре по степени их сложности и в зависимости от условий и конечного результата.
После обработки протоколов педагогических наблюдений с учетом показаний четырехрядной шкалы производился расчет интегральных показателей:
1. Объем (V) – количество технико-тактических действий с шайбой за матч.
2. Плотность (П) – количество технико-тактических действий за 1 мин:
П = V / t;
3. Качество (К) – разность между суммой баллов положительно и отрицательно оцененных технико-тактических приемов.
4. Брак (Б) – сумма баллов отрицательно оцененных технико-тактических приемов.
5. Коэффициент эффективности (Эф) – отношение суммы баллов положительно оцененных приемов к общей сумме баллов выполненных приемов.
Проверка методики кафедрой хоккея ГЦОЛИФКа на информативность свидетельствовала о том, что на её основе можно объективно оценивать игровую деятельность хоккеиста в конкретном матче и в серии игр. Однако во внимание надо принимать три основных показателя: объем, плотность, качество, так как эти показатели высокоинформативные. Что же касается других показателей (брак и эффективность), то на их основе нельзя было оценивать игровую деятельность хоккеистов, но для более полного представления об индивидуальном мастерстве хоккеистов их целесообразно анализировать как дополнительные показатели.
Однако увеличение напряженности игр, количества ТТД, совершаемых хоккеистами, и двигательной активности игроков требовало от специалистов более точных методик оценки индивидуальных качеств хоккеистов.
Игорь Захаркин | |
Фото: Айрат Сайфутдинов |
ПОКАЗАТЕЛЬ КОРСИ И СТАТИСТИКА ФЕНВИКА
В Северной Америке хоккейные специалисты также вели поиск объективных показателей, которые позволяли бы реально оценивать преимущества команд, как в конкретной игре, так и на протяжении более длительных отрезков времени. На современном этапе в хоккее североамериканские специалисты выделяют таким показателем владение шайбой. Однако произвести оценку владения шайбой на практике чрезвычайно тяжело. Попытки просчитать такие данные в НХЛ в начале 2000-х гг. продолжались несколько сезонов и быстро подошли к концу. А высокая коммерческая составляющая североамериканских хоккейных лиг подталкивала специалистов к созданию понятной статистической системы оценки игроков, которая была бы доступна простым болельщикам.
В последнее годы большую популярность получил статистический показатель Корси. Авторство этой продвинутой статистике принадлежит Джиму Корси. На данный момент статистический показатель Corsi широко используется в большинстве команд НХЛ, т.к. теоретически должен с высокой долей вероятности показывать высокую корреляцию между своим значением и успехами команды и игрока.
Джим Корси был в 1977-79 гг. вратарем клуба «Квебек», выступавшего в ВХА, и в 1979/80 гг. вратарем клуба «Эдмонтон», выступавшего в НХЛ. Тренерскую карьеру Джим Корси начал 2001 году. С 2001 по 2014 гг. Корси работал тренером вратарей в клубе НХЛ «Баффало», где под его началом занимались обладатели «Везины Трофи» Райан Миллер и Доминик Гашек. С 2014 года работает тренером вратарей в клубе «Сент-Луис».
Цель Корси – измерить, насколько заняты голкиперы в игре. Корси не верил в стандартную статистику нанесённых бросков. Он считал, что она недостаточна. По его мнению, и с ним необходимо согласиться, эта статистика не отображает реальную нагрузку вратарей. Таким образом, Корси пытался выяснить, какую нагрузку должны получать вратари между играми, чтобы максимально эффективно проявлять свои возможности в официальных матчах. Поэтому он добавил все броски и попытки бросков, включая те, что прошли мимо ворот или были заблокированы. В результате Корси пришёл к очевидному выводу, что истинное число бросков матче – 50-70. Корси считает, что это подсчёт показывает реальную нагрузку вратарей в матче.
Статистический показатель Corsi измеряет количество бросков команды – голов, бросков по воротам, бросков в сторону ворот, а также бросков, которые были заблокированы. По своей сути Corsi похож на используемую статистику +/-, но только в расчет берутся не забитые командами шайбы, а броски в створ ворот, броски мимо ворот и заблокированные броски. В современной статистике выделяют следующие возможные виды статистического показателя Corsi:
Corsi-For (CF) – Corsi-броски нанесённые командой. Такой же показатель встречается и для игроков, но отражает только броски конкретного игрока, без учёта бросков, которые наносились его партнёрами по звену, в момент, когда тот находился на поле.
Corsi-Against (CA) – Corsi-броски нанесённые командой соперника.
CF% – процент, который составляет Corsi-For от суммы Corsi-For и Corsi-Against.
CF60 и CA60 – показатели CF и CA в среднем на 60 минут игрового времени. Для игроков так же встречаются показатели на 20 минут – CF20, CA20.
Corsi On – результирующий Corsi между CF60 и CA60, разница этих показателей. Демонстрирует нам баланс Corsi, производимый командой за 60 минут игрового времени, когда конкретный игрок (для которого производится расчёт) находится на поле.
Corsi Off – в противовес Corsi On отражает среднее значение Corsi, производимое командой за 60 минут, когда заданного игрока нет на поле.
Relative Corsi (Относительный Корси) – выражен разностью Corsi On и Corsi Off. Является способом измерения эффективности владения шайбой игрока, относительно остальной команды. На данный момент считается, что Relative Corsi – лучший индивидуальный показатель, характеризующий способность игрока создавать своей команде преимущество во владении шайбой. Если предположить, что это действительно так, то можно спокойно говорить, что игроки, лидирующие по данному показателю в лиге, создают для своих команд действительно ощутимые преимущества. Эти игроки и являются самыми полезными в своих составах, на них лежит основная ответственность за заброшенные шайбы и результат – и именно они определяют игру команды.
Например, среди десяти лучших игроков по показателю Corsi в сезоне-2013/14 сразу пять обладателей Кубка Стэнли. В составе команды «Лос-Анджелес» нет ни одного хоккеиста, сыгравшего больше 40 матчей и при этом имеющего отрицательный показатель Corsi.
Главное преимущество коэффициента Corsi – его простота, доступная любому любителю хоккея. Она учитывает только видимые любому человеку действия и не требует какой-либо квалификации. В результате этот элементарный математический прием получил популярность и дальнейшее развитие. Этот успех был вызван во многом тем, что Corsi расширил стандартную статистику НХЛ, которая базируется в первую очередь на классическом показателе +/- при игре 5 на 5.
Но необходимо отметить, что коэффициент Corsi не всегда позволяет получить объективную оценку индивидуальных и командных действий. Так, например, в сезоне 2013/14 гг. у клуба «Торонто» был лучший показатель коэффициента Corsi после 60 матчей регулярного чемпионата НХЛ, но это не помешало этому клубу провалить концовку сезона и не попасть в плей-офф розыгрыша Кубка Стэнли.
Вариация коэффициента Corsi – статистика Фенвика (англ. Fenwick) не учитывает блокированные броски. Она была придумана болельщиком, а также по совместительству хоккейным аналитиком из Калгари, Мэттом Фенвиком, что уже говорит о том, что субъективная статистика для вратарей стала в Северной Америке проблемой, которой занялись непрофессионалы. Однозначно можно утверждать, что такие цифры, получаемые в результате применения продвинутой статистики, не отображают реального положения дел на льду, не говоря уже о том, что они принципиально не подходят к философии отечественного хоккея, где бросок по воротам не являлся самоцелью.
ПОДХОД ГОРСКОГО
Однако и в современной хоккейной России статистические показатели продолжают развиваться. Профессор Виктор Горский выделяет следующие ключевые моменты в современной профессиональной статистике и аналитике:
1. Система показателей. Только системы показателей, основанные на ТТД игроков в игре, удовлетворяют необходимым критериям формирования объективной системы показателей (высокая степень корреляции показателей с исходом игр, непосредственная характеристика игры, комплексная оценка команды и игрока).
2. Информационная система сбора и обработки данных. Информационная система должна представлять собой совокупность аппаратных и программных средств по оперативному получению видеоинформации об игре команды или отдельного игрока, извлечению из неё значений показателей, их автоматизированной обработке, накоплению, хранению и предоставлению для использования.
3. Система интерпретации и методик по использованию показателей в тренировочно-соревновательном процессе. Это важнейшая составляющая системы информационной поддержки принятия решений. Именно она соединяет технологии, цифры, формулы, казалось бы, оторванные от хоккея, с реальным хоккеем, с его учебно-тренировочным процессом и соревновательной деятельностью.
Проведенный анализ позволил Горскому сформулировать следующий вывод: «Если сосредоточиться на данном направлении и создать передовую систему информационно-технологического обеспечения хоккея в нашей стране, то это может стать прорывным направлением в развитии нашего хоккея, реальным фактором способствующим выходу и закреплению его на передовых позициях в мире».
В заключении необходимо отметить, что создание качественной системы анализа учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности хоккеистов позволит тренерам более точно и детализировано проводить анализ индивидуальных ТТД хоккеистов своей команды и команды соперника, командных ТТД своей команды и команды соперника, нарабатывать модельные характеристики действий каждого хоккеиста в частности и команды в целом, и на этой основе делать реальный прогноз и отбор хоккеистов как на отдельно взятую игру, так и на турнир.
Источник: академия хоккея им. Юрия Моисеева