Что означает смена директора школы «Ак Барса»

Как ранее сообщал, «БИЗНЕС Online» должность директора школы «Ак Барса» оставил Олег Кофтун. 51-летний функционер руководил школой на протяжении 14 лет: вместе с появлением «Татнефти» в жизни «Ак Барса» реанимировал её, но в последние годы утратил доверие высшего руководства. Рассказываем, почему такое решение назревало уже давно, и под чье крыло теперь уходит школа казанского клуба.

ЛИМИТ ДОВЕРИЯ ИСЧЕРПАН

Олег Кофтун (слева)

Фото: «БИЗНЕС Online»



Как стало известно «БИЗНЕС Online» из собственных источников, на днях было принято уже давно назревавшее решение: директор детско-юношеской школы «Ак Барса» Олег Кофтун оставил свою должность. По информации нашей газеты, функционер был отправлен в отставку потому, что исчерпал лимит доверия у руководителей хоккея в Татарстане. Об этом решении, к слову, говорилось еще задолго до его исполнения – слухи ходили чуть не с осени прошлого года.

Подтвердил информацию «БИЗНЕС Online» генеральный менеджер «Ак Барса» Равиль Шавалеев. «Уволили значит, недовольны», – заявил функционер на вчерашней пресс-конференции, на которой подводились итоги сезона казанской команды.

Виной всему нездоровая аура, которая в последние годы висела над школой «Ак Барса». Всё больше разговоров стало появляться о поборах, постоянных взятках со стороны тренеров и переполненном интернате, где, порой, не было мест для местных воспитанников – ставку делали на приезжих игроков со всей России. Впрочем, на фоне остальных спортивных школ Казань в плане приезжих игроков сильно не выделялась: в каждой есть по пять-шесть хоккеистов из других городов, но это норма для нынешнего времени. Тоже самое сейчас и в других лидирующих хоккейных центрах России – Москве, Ярославле. Правда, в Казани зачастую перегибали палку, пытаясь любыми способами завладеть новой молодой звездочкой. Ребенку обещали золотые горы, и не обманывали, все-таки инфраструктура и возможности в Казани одни из лучших не только в России, но и Европе. А родителям – квартиры, машины, работу – всё для того, чтобы талантливый отпрыск играл в школе «Ак Барса».

Иногда, по рассказам наших источников, доходило даже до того, что на тренировочной базе, где живут и игроки «Ак Барса», и «Барса», и хоккеисты интерната, порой, не находилось мест для своих воспитанников. Им предлагалось за свой счет искать жилье в городе. Акценты зачастую делались именно на приезжую молодежь, а доморощенные ребята оставались за бортом.

Школа «Ак Барса» считается одной из самых плодовитых в России, но тут важно понимать, что большая часть выпускников – игроки, оказавшиеся в Казани в уже достаточно позднем возрасте. Так, например, в «Ак Барсе» сейчас играет Владимир Ткачёв, которого Кофтун, в прямом смысле слова, урвал у «Локомотива», когда Ткачёву было 14 лет. В защите играет игрок обороны молодежной сборной Михаил Сидоров – воспитанник «Локомотива», оказавшийся в Казани лишь несколько лет назад.

В системе школы несколько лет назад появились новые таланты российского хоккея – братья Свечниковы, которые родились в Барнауле и были перевезены в Казань. Очевидно, что на игроков были потрачены огромные деньги, но сейчас они оба играют в Северной Америке (старший брат – Евгений недавно реализовал победный буллит в матче НХЛ за «Детройт»).

Много в Казани было и есть приезжих хоккеистов из системы соседнего «Нефтехимика», где в условиях дефицита средств в своё время удавалось растить куда больше талантливых игроков, чем в Казани: Сергей Шмелев («Спартак»), Михаил Сергачев (19 лет, 3 матча за «Монреаль», 9-й номер драфта НХЛ), Ринат Валиев (играет в АХЛ, вызывался в состав клуба НХЛ «Торонто», серебряный призёр МЧМ-2016), вратарь Тимур Билялов (лучший вратарь ВХЛ-2016) – все эти ребята плоды работы тренеров в школе «Нефтехимика». Список можно продолжать бесконечно, ситуация в школе не меняется долгие годы. Приезд всех этих и других игроков – это лишь удача селекционеров и большие возможности «Татнефти». Однако при этих возможностях за десятилетие правления Кофтуна можно было выстроить систему подготовки, которая каждый год бы давала конкурентоспособных воспитанников. Пока же школа «Ак Барса» выглядит перевалочным пунктом для талантливой молодежи из других городов.

ШКОЛА «АК БАРСА» УХОДИТ ПОД ЭГИДУ АКАДЕМИИ


Фото: «БИЗНЕС Online»


Важнейший маневр, который будет совершен в ближайшее время – это переход школы «Ак Барса» полностью под эгиду только что созданной академии хоккея им. Юрия Моисеева. Иными словами, школа уходит из-под влияния руководства «Ак Барса» – ею теперь будут управлять менеджеры академии. Подобный подход, когда руководство клуба занимается напрямую только профессиональными командами, а специальные люди вовлечены в развитие детско-юношеской школы, широко используется во многих топовых хоккейных странах. Условно говоря, нельзя контролировать пирамиду профессиональных команд «Ак Барс» – «Барс» – «Ирбис», а параллельно еще и наводить порядки в детском хоккее. Теперь генеральный директор «Ак Барса» Шамил Хуснутдинов сотоварищи будут заниматься только профессиональными командами.

Напомним, недавно созданная академия хоккея собрала под своё крыло три школы – «Ак Барса», альметьевского «Нефтяника» и ДЮСШ «Динамо». В перспективе она должна будет собрать в единый кулак все 34 спортивные школы Татарстана, но на данный момент основная задача академии – это разработка новой методологии, с помощью которой можно будет обучать детей по новым европейский стандартам. По большому счету, замысел академии демонстрирует смену управленческих эпох в хоккейном хозяйстве. Если прежний президент федерации хоккея республики Шафагат Тахаутдинов 12 лет в первую очередь строил дворцы и создавал инфраструктуру, то теперь пришла пора наполнить всё это новым смыслом, пересмотреть устаревшие подходы и вложиться в первую очередь в кадры. Теперь руки дошли и до экс-директора Кофтуна, чьи методы работы уже давно нельзя назвать новыми.

Любопытно, что подобный маневр со школой «Ак Барса» происходит не впервые. В своё время, в 2004 году вместе с приходом Кофтуна школа перешла под крыло «Татнефти», что во многом и дало мощнейший толчок её развитию – пришли финансы и возможности. Тогда школа «Ак Барса», которая называлась «Беркет» загибалась и была на грани исчезновения, но с приходом нового спонсора обрела совершенно другую жизнь. Финансирование «Татнефти» позволило выбраться со дна, а многие талантливые игроки стали делать выбор в пользу Казани. Однако сейчас, как и 13 лет назад, школе необходим глоток свежего воздуха. Именно поэтому было принято решение сменить руководителя. Академия уже третий месяц активно ведет свою деятельность в Казани: в столицу регулярно приезжают европейские специалисты с мастер-классами для детей. На данный момент вовсю разрабатывается методология для нескольких возрастных групп, а летом всех тренеров, в том числе и школы «Ак Барса», ждет переаттестация на профпригодность.

«КОФТУНУ ПЛЮС ЗА ТО, ЧТО СМОГ ДАТЬ ХОД РАБОТЕ ШКОЛЕ»

Кофтун был неплохим защитником, удостоившимся приглашения в тольяттинскую «Ладу», в составе которой дважды становился чемпионом России. Успехи на хоккейной площадке помогли начать работу за ее пределами, и он стал работать в спортшколе тольяттинской «Лады», которая в середине 2000-х годов вышла на ведущие роли в России.

В это же время Казань упала на дно. Дело в том, что «АК БАРС» Банк, взяв в 1995 году под крыло хоккейную команду, отказался от спортшколы, заботы о которой легли на плечи минспорта республики. В итоге за какие-то десять лет перманентного безденежья спортшкола под название «Беркет» стала одной из худших в стране. Отсюда сбегали хоккеисты: тут и Евгений Константинов, тренировавшийся в Ярославле, и Кирилл Петров, обучавшийся азам хоккея в школе московского «Спартака», и Андрей Макаров, заканчивавший школы всё той же «Лады». Перестали выпускаться кадры, которых можно было бы использовать в основной команде.

Кирилл Петров

Фото: ak-bars.ru


Приход Кофтуна в руководство не мог принести сиюминутных результатов. Команда 1995 года рождения занимала предпоследнее 7-е место в финале зоны Поволжья. Даже 1993 год рождения, на выпуске ставший чемпионами России, поначалу уступал Тольятти. Уже через два года работы Кофтуна в школе 1995-й год вышел в лидеры Поволжья, а через несколько лет стал чемпионом России. Заслуга Кофтуна в том, что он начал обновлять тренерский штаб школы. В частности, вернул из Нижнекамска тренера Линара Вильданова, который взял с собой несколько учеников – Билялова, Валиева, Руслана Трубкина. Пригласил Сергея Лопушанского из Пензы, с одним из лучших его учеников Зиятом Пайгиным, Анатолия Донику с Украины.

«Кофтуна многие не любили. Он умел строить интриги, а в последнее время уже особо не участвовал в жизни школы. Возможно, устал. Тем не менее, ему можно поставить плюс за то, что он смог в своё время дать ход работе школы. Да, пришли финансы со стороны «Татнефти», но ими еще нужно было распорядиться», – рассказал «БИЗНЕС Online» источник, знакомый с ситуацией в детском хоккее.

Справедливости ради отметим, что у Кофтуна были такие козыри при приглашении перспективных детей, как «Татнефть-Арена», новая база хоккейного клуба и интернат. Всё то, чего не было у его предшественников, когда юные хоккеисты вынуждены были получать лед после основной и молодежных команд, и делить его с фигуристами. Появился и такой козырь, как премирование, да и зарплаты были уже на порядок выше, чем раньше.

НЕДОВОЛЬСТВО ШАВАЛЕЕВА

«Барс»

Фото: «БИЗНЕС Online»


Как отмечают компетентные в вопросе собеседники нашей газеты, в последние годы Кофтун утратил интерес к работе. В это верится, учитывая, что функционер занимал одну и ту же должность на протяжении 13 лет. Рассказывают, что 51-летний специалист не воспринимал новые идеи, даже те, которые предлагали его сторонники. А школа в последние года жила своей жизнью, о которой больше отзывались негативно, в том числе, и многие родители хоккеистов, которые жаловались на постоянные поборы и формирование состава по принципу блатных.

Говорят, что Равиль Шавалеев, вернувшийся в прошлом году в «Ак Барс» после долгого лечения, был, мягко говоря, недоволен тем, что за время его отсутствия стало со школой. Не случайно Шавалеев сначала вернулся наводить порядки именно в ней, а только потом возобновил работу в главной команде «Ак Барса».

Много вопросов было и остаются по комплектованию «Барса», который уже третий год выступает в ВХЛ (вторая хоккейная лига России). В идеале состав команды полностью должен состоять из своих воспитанников, которым «Барс» поможет обрасти мышцами и откроет дорогу во взрослый хоккей. На деле же в начале прошлого сезона, например, с трудом удалось полностью укомплектовать молодежную команду для участии в чемпионата. Своих кадров, несмотря на школу не хватило, а команду пришлось укомплектовывать по остаточному принципу: подписывали игроков, которые на свободном рынке никому перед началом сезона уже были не нужны. Такая вот взаимовыручка.

Руслан Васильев, Джаудат Абдуллин