Известный в прошлом фигурист, а ныне тренер Вазген Азроян подвёл итоги чемпионата мира по фигурному катанию, поделился мнением об уходе Евгения Плющенко и комментариях Татьяны Тарасовой.
Вазген Азроян и Анастасия Гребенкина на Олимпиаде-2006 | |
Фото: Clive Rose / gettyimages.com |
«СЕЙЧАС У МУЖЧИН КОНКУРЕНЦИЯ, КАК НА ОЛИМПИАДЕ-1994»
– Вазген Завенович, наше общение происходит между двумя чемпионатами мира – классическим и командным. Логично начать с классического. Какие у вас остались впечатления?
– Начну с мужского одиночного катания, которое очень впечатлило: и в целом, и в частности, если брать короткую программу Хавьера Фернандеса, а также произвольную Юдзуру Ханю и его соотечественника Шомы Уно. Фернандес в короткой программе сделал каскад прыжков в четыре и три оборота, что трудно будет улучшить. Ханю свою произвольную программу откатал идеально, феноменально, там еще можно найти достойные эпитеты, чтобы выразить восторг от увиденного.
– Вы сами оговорились, что Фернандес был очень хорош в короткой программе, а Ханю великолепен в произвольной. При этом оба они заметно уступали соперникам в других программах, Ханю был пятым по итогам короткой, Фернандес – шестым в произвольной. С чем, на ваш взгляд, связана такая нестабильность в ходе одного турнира?
– Я бы не стал утверждать, что они заметно уступали соперникам. Они же не провалили эти программы, просто откатали их с некоторыми шероховатостями, заметными глазу судей. Это не выглядело какой-то глобальной проблемой, как, к примеру, с фигуристами из других дисциплин, о чем мы поговорим позже. А вот другие свои программы Ханю и Фернандес откатали идеально, или близко к этому. У них настолько сложные программы, что идеально сделать обе пока сложно, но, если это будет происходить, то с ними невозможно будет соревноваться.
Юдзуру Ханю | |
Фото: Koki Nagahama / gettyimages.com |
– Названные вами спортсмены, а также Цзинь Боян, Натан Чен, чуть в меньшей степени Патрик Чан, вполне претендовали на победу. Вы помните времена, когда в мужском одиночном катании всё было настолько плотно, как сейчас: шесть человек претендует на «золото»?
– Я, кстати, и предполагал, что претендентов на победу будет больше, чем в остальных дисциплинах, называя среди конкурентов за «золото» и медали Ханю и Уно, а также Чена и Фернандеса. А отвечая на ваш вопрос, я назову Олимпиаду в Лиллехаммере, когда в претендентах на «золото» числились канадцы Курт Броунинг и Элвис Стойко, американец Брайан Бойтано, плюс украинец Виктор Петренко и россиянин Алексей Урманов, который в итоге и выиграл ту Олимпиаду. Вот с той Олимпиадой и можно проводить аналогии, оценивая итоги нынешнего чемпионата.
– Что скажете по поводу выступления россиян?
– Михаил Коляда откатался на очень хорошем для себя уровне, особенно в короткой программе. Максим Ковтун тоже не «слил» соревнования, как могло бы показаться. Он боролся, но, надо понимать, что россиянам надо поднапрячься, чтобы в дальнейшем составлять достойную конкуренцию. Сейчас лидеры мужского одиночного катания очень хорошо выглядят, активно идут вперёд, и продвигают фигурное катание. Тот же Натан Чен из восьми сделанных элементов в произвольной программе сделал шесть четверных прыжков. Это уже за гранью добра и зла (улыбается). Это очень мощно для фигурного катания, и очень страшно для нас. Как с такими людьми конкурировать?
«НАДО ДАВАТЬ ПРАКТИКУ НАШИМ ФИГУРИСТКАМ»
– Что можно сказать по итогам женского турнира?
– Можно поздравить в очередной раз Евгению Медведеву и с победой, и с мировыми рекордами, и самим принять поздравления, как её болельщикам. Это «золото» можно было прогнозировать, поскольку Медведевой с её техническим багажом сейчас просто нет равных. Великолепное катание, громкая, убедительная победа! Женя – умничка, и великая спортсменка уже сейчас. Очень жалко Анну Погорилую, мне ее катание очень симпатично. Её выступление в произвольной программе сложно оценивать, там всё пошло наперекосяк с самого начала, и у меня сложилось впечатление, что она сама не могла понять, с чем это связано. У меня сердце кровью обливалось, когда я смотрел её выступление. Анна достойна быть в топе, но судьи немного придержали её по итогам короткой программы, а потом случился этот казус, что позволяет говорить, что для неё, в целом, этот чемпионат мира не сложился.
Анна Погорилая | |
Фото: Maddie Meyer / gettyimages.com |
– Погорилую не надломит, что её не включили в состав сборной России на командный чемпионат мира?
– Думаю, что нет. Пока само отношение к этому чемпионату мира больше, как к коммерческому старту, который позволяет улучшить финансовое благосостояние его триумфаторам. С олимпийским турниром командный чемпионат мира не сравнишь, он проводится совсем по другому регламенту. Ну, заменили, но ведь заменили её не на кого попало. Елена Радионова очень сильная фигуристка, которая пропустила в этом году ряд турниров, из-за не совсем удачного выступления на чемпионате России, являющемся отбором. Но слабее кататься из-за этого она не стала. У нас сейчас такая конкуренция в женском одиночном катании, что надо пользоваться возможностью давать кататься как можно большему количеству спортсменок. Впереди олимпийский сезон, и надо иметь под рукой максимальное количество сильных фигуристок, поскольку ситуация в нашем виде спорта часто меняется.
– Как подтверждение этой мысли, две канадские фигуристки Кэйтли Осмонд и Габриэль Дэйлман стали серебряным и бронзовым призёрами чемпионата мира. Для вас этот итог ЧМ-2017 стал неожиданен?
– Ну почему, обе известные спортсменки. Осмонд в этом году была в финале Гран-при. Другое дело, что неожиданным может выглядеть некоторый откат назад и американок, и японок, которые в прошлые годы составляли конкуренцию россиянкам. Проблемой в выступлениях канадок прошлых лет была недостаточная стабильность. Сейчас они её продемонстрировали. Но это ничего особого не значит с точки зрения олимпийского сезона. Если наши откатают чисто, то у России будет всё в порядке в женской одиночке.
«ПРОГРАММА КИТАЙЦЕВ – БУДУЩЕЕ ПАРНОГО КАТАНИЯ»
– Чем запомнились итоги соревнований в парном катании?
– Здесь я выскажусь коротко, поскольку наблюдаю за этой дисциплиной меньше остальных. Но, естественно, не могу оставить без внимания нашу «бронзу», с которой хочу поздравить, в первую очередь, Евгению Тарасову. За то, что она отборолась и очень достойно откаталась в сложившейся ситуации, ей можно поаплодировать. Это характер! Такой же характер, только в менее драматичной ситуации, продемонстрировали Ксения Столбова и Фёдор Климов, хорошо откатавшие произвольную программу. Короткая у них была из той же оценочной серии, в которой каталась Аня Погорилая. Четвертое место в складывающейся ситуации – достойный результат. И хочу признаться, что я давно не получал такого эстетического удовольствия, как после катания китайской пары Суй Вэнцзинь и Хань Цун. Они произвели на меня огромное впечатление, я их даже хотел в какой-то момент назвать не парниками, а танцорами. Серебряные призёры Алёна Савченко и Бруно Массо показали пример классического парного катания, а здесь был совершенно новый уровень парного катания. Когда они катаются, очень качественно выполняют все связки и транзишны, как танцоры, при этом на высоком уровне выполняя элементы парного катания. Я смотрел на них во все глаза, мне кажется за такими программами будущее парного катания. Эти китайцы «другие» в современном парном катании.
Евгения Тарасова и Владимир Морозов | |
Фото: Maddie Meyer / gettyimages.com |
– В завершении поговорим о танцевальных парах, в которых вы и провели свою спортивную карьеру?
– В танцах я ставил на канадцев Тессу Виртю – Скотта Моира, французов Габриэллу Пападакис – Гийома Сизерона и американский дуэт брата и сестры Шибутани – Майю и Алекса. Так в итоге всё и произошло, хотя в современных танцах есть много симпатичных мне пар. К примеру, мне очень нравятся Пайпер Гиллес и Поль Пуарье, хотя это «всего лишь», третья по рейтингу пара от Канады. Но было очевидно, что золотые и серебряные призёры Виртю – Моир и Пападакис – Сизерон соревновались не с остальными, а, скорее, друг с другом. Это напомнило о временах, когда Виртю – Моир конкурировали с американским дуэтом Мерил Дэвис – Чарли Уайт. Сейчас была схожая ситуация, когда судьи поставили на первое место канадский дуэт, и это совпало с моим внутренним ощущением. Лично мне они понравились больше французов. Что касается оценок остальных, оставим их, что называется, на любителя. Те, кто занимал места с третьего по восьмое, вполне могли бы поменяться местами, финишировав совсем в другом порядке. Две канадские пары, две американские, итальянцы и наши Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьёв – это всё хорошие пары, но не дотягивающее до уровня дуэта лидеров.
– Вы обозначили своё отношение и отношение мирового фигурного катания в целом к командному чемпионату мира. Но командная медаль на Олимпиаде есть и расценивается так же, как и все остальные награды. В этом отношении легче прогнозировать – на что способна та или иная страна на Олимпиаде в Пхёнчхане.
– Соглашусь. И выскажу очевидную для меня вещь, что такой легкой победы, которая была у России в Сочи, нам ожидать не стоит. Те же американцы, у которых, допустим, мужское одиночное катание чуть уступало, сейчас к Чену могут присовокупить нового чемпиона мира среди юниоров Винсента Чжоу, который также обладает очень сильным контентом. Канадки подтянули девушек, о чем мы с вами проговорили.
«ПРИШЛО ВРЕМЯ УХОДИТЬ»
– А у нас на общем фоне очевидные проблемы с мужским одиночным катанием. И нет Евгения Плющенко, который в Сочи обыграл Чана. Как бы вы прокомментировали его состоявшийся уход из спорта и переход в новое качество, когда он стал тренером Аделины Сотниковой?
– Пришло время уходить, потому, что заканчивается его время, бывшее победным и блистательным. Выступить на четырех Олимпиадах, увозя с каждой из них медали – такого я в фигурном катании не помню и уже вряд ли снова увижу. Что касается совместной работы Плющенко и Сотниковой, то я хотел бы пожелать им удачи.
Аделина Сотникова | |
Фото: Lintao Zhang / gettyimages.com |
– Практически ни один из чемпионов Сочи сейчас не входит в число лидеров, за исключением Ханю. На ваш взгляд есть перспективы их возвращением на лёд. Начнём с Волосожар и Транькова.
– Я сторонник того, что вообще никого не надо списывать со счетов. Особенно это касается больших мастеров, великих спортсменов. Вопрос в том, что сами они себя не списали? Если они найдут в себе силы и мотивацию, то вернутся. Другое дело – надо ли им это после рождения ребёнка?
Если говорить о Сотниковой, то, мне кажется, что одиночное катание требует постоянного тренинга. Казалось бы, всего два года прошло…Но пока ей сложно конкурировать с теми, кто есть, и теми, кто готов перейти во взрослое катание, с той же Алиной Загитовой, к примеру. Аделина при всём её мастерстве просто не сможет сделать того, что делает та же Алина. А на старом багаже конкурировать в борьбе за высокие места сложно. Время покажет, что получится из их союза с Плющенко. В конце концов, Евгений – человек амбициозный и серьезный, а Сотникова действующая олимпийская чемпионка.
– Любители фигурного катания прекрасно помнят слёзы Ирины Родниной после победы на Олимпиаде-1980. Все понимали, что это последнее выступление этой прекрасной спортсменки, которой уже 30 лет. Сейчас мы видим Юко Кавагути, которой 35 лет, надеемся на очередное возвращение на лёд 30-летней Татьяны Волосожар, и наблюдаем за тем, как блистательно вернулась 33-летняя Алёна Савченко. Парадокс?
– Мне кажется, что профессиональный спорт сейчас меньше перестал обращать внимание на возрастные данные спортсменов. Каролине Костнер – 30, а она вернулась в профессиональный спорт, у одиночников и Патрик Чан и Хавьер Фернандес тоже уже не мальчики, тем не менее, они остаются очень серьёзными конкурентами для нынешних лидеров, едва перешагнувших 20-летний возраст. Илья Ткаченко в танцах на льду достиг своего лучшего на данный момент результата, став четвёртым на европейском чемпионате, перешагнув 30-летний рубеж. Если бы Юна Ким решила вернуться в спорт, то она очень серьезно воспринималась бы судьями в свои 27 лет. Да еще и на домашнем льду. Просто она не вернётся. Кто-то берёт свои баллы техническим багажом, а кто-то пониманием фигурного катания, которое приходит с годами. Надо только чисто откатать свою программу, а дальше – как карта ляжет.
– Во время чемпионата мира, не меньше, чем происходящее на льду, обсуждали манеру комментирования Татьяны Тарасовой. Вы следили за этим бурным обменом мнениями?
– Да, в том числе обратил внимание на оценку комментаторской работы Татьяны Анатольевны, данной в вашем издании Ириной Родниной. Что касается меня, то, как профессионалу фигурного катания, мне очень интересно слушать ее комментарии. Без её комментариев восприятие фигурного катания значительно теряет, на мой взгляд. В телевизионном конферансье, по-моему, помимо профессионализма, необходимо присутствие эмоций, и Татьяна Анатольевна дает их мне, как слушателю, в полной мере.