«Поведение Воробьёва действительно заслуживает аплодисментов. Он обернулся, посмотрел, и все прекрасно поняли, о чём идёт речь», – считает Сергей Борисов. Эксперт «КХЛ ТВ» и «Матч ТВ», а также основатель и главный тренер вратарской школы SB Goalie School в интервью «БИЗНЕС Online» затронул проблемы судейства, отметил терпение «Магнитки» и жесткую игру СКА.
Сергей Борисов | |
Фото: Сергей Елагин |
«МАГНИТОГОРСК ТЕРПЕЛ В СЕРИИ С «АК БАРСОМ» И ПОБЕДИЛ. НО СКА – ДРУГАЯ СИЛА»
– Сергей, мы посмотрели два совершенно разных матча финальной серии. Самое важное, что вы для себя отметили?
– Я бы не сказал, что было слишком два разных матча. И в первой, и во второй встрече СКА выглядел поинтереснее, чем «Металлург», посильнее. В первой игре было достаточно много брака и в передачах, и в других игровых эпизодах. Это и стало следствием того, что мы увидели девять заброшенных шайб. Возможно, сказалась пауза, которая была у команд перед серией.
Второй матч прошёл немного по-другому сценарию, потому что «Магнитка» понимала, что столько играть в атаке со СКА просто бессмысленно. Питерцы располагают четырьмя звеньями, которые могут играть очень здорово и забрасывать шайбы. У Магнитогорска кроме первой тройки нападения есть ребята, которые могут забить, но по исполнительскому мастерству они уступают игрокам СКА. Поэтому «Металлург» сделал акцент на оборону, команда пыталась сыграть внимательно у своих ворот. Кошечкин подтащил и ещё реализовали момент, когда играли в меньшинстве. Эта шайба оказалась победной.
– После второго матча один из экспертов сказал, что «Магнитка» играет на пределе возможностей. Вы согласны с этим мнением?
– Видно, что «Магнитка» играет не на самом пределе, но выкладывает практически всё, что есть. Резерв у «Металлурга» есть. Отличился Калетник, пока что молчит Сёмин. Есть и другие игроки, которые могут себя проявить. Это кубковые игроки, они уже выигрывали Кубок Гагарина. Резерв у «Магнитки» есть. Но опять же, если посмотреть, как СКА играет против первой пятёрки «Магнитки», то идёт постоянный прессинг, их бьют. «Металлургу» будет тяжело выиграть Кубок на первом звене. На одно большинство тоже рассчитывать не стоит, потому что его не так много дают. В последнем матче Магнитогорск всего один раз сыграл в большинстве, тут же забросил шайбу, но на этом всё – больше численного преимущества не было. У «Металлурга» есть резервы, но их нужно раскрывать.
– Все прекрасно знают, что у СКА четыре равных и атакующих звена. Но у «Металлурга» соблюдена хоккейная химия. Есть атакующие, оборонительные и силовые звенья. Не кажется вам, что такое распределение игроков даже лучше, чем четыре равные тройки СКА?
– Здесь же не только химия. Давайте посмотрим на хоккей. Если мы говорим про атакующий потенциал СКА, то все четыре звена, особенно в последней встрече, запирали игроков «Металлурга» в их зоне. За счёт смены позиций они постоянно нагнетали у ворот Кошечкина, постоянно создавали угрозы. Не забили? Так это пока не забили. А завтра могут забить. У «Металлурга» в последней игре практически ничего не получалось. Если Зарипов с Коваржем и Мозякиным ещё как-то закрывали в зоне игроков СКА, то у остальных звеньев этого не получалось. Поэтому говорить, что химия «Магнитки» лучше, чем равноценные четыре звена СКА, я бы не стал. Будем говорить, что «Металлург» во второй игре поставил всё на то, что потащит Кошечкин, команда сыграет надёжно в обороне и получится реализовать какие-то моменты. Так и получилось.
– После первого матча Магнитогорск перестроился и показал другой хоккей. Согласны с тем, что «Металлург» грамотнее подготовлен в тактическом плане?
– Я бы не стал говорить грамотнее или не грамотнее. Перед плей-офф я говорил, что «Магнитка» умеет терпеть. Это показал и прошлый плей-офф, когда ЦСКА пытался бить всех игроков «Металлурга», армейцы держали их под прессингом. Но при этом Магнитогорск умел терпеть и свои моменты реализовывал. Так получилось и во второй игре со СКА. Я уже говорил, что первая игра была не показательной. Это был классный, интересный матч, но не показательный в плане самой игры, потому что команды долго не играли. СКА мощнее, они давили «Магнитку» и победили. Но здесь совершенно другая игра.
Команда Воробьёва больше времени уделила обороне, чтобы как можно чётче и внимательнее сыграть именно в защите, потому что мастеров у СКА хватает, они могут реализовать полумомент. Стратегия «Металлурга» была видна ещё в серии с «Ак Барсом». Казанцы много моментов имели возле ворот Кошечкина, уральцы постепенно терпели-терпели. Как только предоставлялась возможность, они реализовывали свои моменты. Тем самым, 4 - 0 обыграли «Ак Барс». СКА – другая сила, обыграть их только от обороны не получится. Это Магнитогорск понимает. Но, чтобы выиграть у Питера, нужно терпеливо играть в защите, цепляться за шайбу в чужой зоне, создавать моменты. Нужно делать так, чтобы игроки СКА нарушали правила и «Магнитка» имела возможность разыграть свой сильный козырь – большинство.
«ХОТЕЛОСЬ БЫ ЗНАТЬ, ГДЕ ОШИБСЯ СУДЬЯ И КАК ЕГО ЗА ЭТО НАКАЗАЛИ»
Илья Ковальчук | |
Фото: Максим Никерин |
– Первый матч между командами стал самым ярким в этом плей-офф на данный момент. Но в этой встрече мы увидели много грязи со стороны игроков СКА. Как прокомментируете действия Ковальчука, когда он срубил локтем Мозякина, и Шипачёва, который нанёс сопернику удар в пах?
– Давайте не будем говорить слово грязь. Она, порой, немного по-другому показывается во время матчей. Во-первых, были эмоции. Финал, команды долго ждали этого матча. Плюс пошла игра мужиков, когда они стали толкаться, биться по-настоящему. Их захлестнули эмоции. Тот же Осала Прохоркину-то врезал будь здоров. В том моменте он полетел и в голову ему засадил. Как и Ковальчук. Хотел применить силовой приём, пошла рука, судьи разобрались и всё в порядке. Но два удара в пах, которые судьи разбирали, они были немного разные. Некоторые говорят, что Шипачёв защищался. Как он там защищался? На него ехал игрок, он ударил его в пах. Что значит защищался? То есть, если на тебя едет игрок, его можно по голове клюшкой ударить что ли? Судьи после матча разобрали эпизод. Да, было удаление. Во время матча им определить это было тяжело. Я бы не стал говорить, что в первом и во втором матче была грязь. Было много силовой борьбы, единоборств. Это мужской хоккей, они не только бились, но и играли. Это очень радует.
– Стоит Мозякин без шайбы, никого не трогает, его со спины бьёт локтем Ковальчук. И это не грязь?
– Нужно смотреть по-разному на различные игровые моменты. В этих эпизодах я не считаю, что была конкретная грязь, чтобы убить соперника, вырубить его и выключить из игры. Всё-таки немного другой момент. Мы же говорим про первую игру и эмоции. Где-то что-то запало, пошёл силовой приём. Хорошо, что всё обошлось, все живы и здоровы.
– Вам не кажется, что всё это происходит потому, что в нашей лиге многое остаётся безнаказанным? Недавно в НХЛ Маршанд ударил игрока «Тампы» в пах, сразу же получил 5+20, а после матча дисквалификацию на две игры. А Шипачёву дали после матча 5+20, а в следующей встрече он выходит и забивает. А потом мы ещё удивляемся, почему на чемпионате мира у сборной России так много удалений. Может быть, идёт систематическая ошибка в том плане, как мы разбираем эти эпизоды и судим сами матчи?
– Я понимаю, куда вы клоните (улыбается). Можно много говорить по поводу судейства и в последнем матче, какие там были пропущены удаления при счёте 2:1. Вообще, да, надо судить строже за удары в голову, в пах. Потому что здесь могут пропустить исходя из того, что игрок – звезда и он необходим команде, выписать ему просто 5+20 без дисквалификации. А потом чемпионат мира, где судят ещё на более высоком уровне, мы играем полматча в меньшинстве. С этим не поспоришь. У нас же критиковать судей нельзя, говорить про них плохо нельзя. Про всё вообще плохо говорить нельзя. Хотелось бы действительно знать по ходу сезона, где и какой судья ошибся, как его наказали, дисквалифицировали, денежный штраф какой-то выписали. И я об этом говорил.
Все смотрят матчи и разбирают моменты, но эти моменты разбирает одна сторона. Я от себя говорю, что была грязная, грубая игра. Но ничего страшного, дали один матч. За такой же эпизод другому дают два матча. Всё по-разному и хотелось бы, чтобы за каждое грубое нарушение наказывали всех одинаково. Чтобы все прекрасно понимали, как наказывают судей, которые принимают неправильные решения, и их действия влияют на исход матча. Если хоккеист играет плохо, то его сажают в запас. Если он постоянно ошибается, его убирают в другую команду. А как судьи отвечают за свои действия на льду? Мне действительно интересно. Поэтому после каких-то спорных ситуаций, хотелось бы видеть адекватную оценку действий судей и всему остальному.
– Многие не хотят комментировать судейство. А самый запоминающийся пока момент, когда Воробьёв повернулся и начал смотреть в ложу СКА. Этот эпизод пока максимально характеризует финал. Если молчать об этом, то такие судейские решения будут продолжаться.
– Во-первых, действия Ильи Петровича Воробьёва положительно влияют на серию. Мы видим в этих эпизодах класс тренера. Он не кричит на пресс-конференциях по поводу судейства. Он обернулся, посмотрел, и все прекрасно поняли, о чём идёт речь. Поведение Воробьёва действительно заслуживает аплодисментов.
Многие не хотят говорить о судействе? Так у нас в России свобода слова, да? Но сказать по большому счёту ничего нельзя. Если сегодня мы ищем справедливость на работе, завтра мы ищем новую работу. В России заведено так. Что же сделать? Есть люди, которые за это отвечают, они должны говорить правду. Не готовиться отвечать на какие-то вопросы, которые им заранее присылают, а отвечать по тому, что есть на самом деле. Болельщика ведь не обманешь. Многие смотрят хоккей, разбираются, все всё прекрасно понимают, что происходит на льду. СКА – «Магнитка» – это серия, которую мы давно ждали. Две атакующие команды, два клуба, которые показывают классный хоккей на протяжении долгих лет. Хотелось бы, чтобы всё решалось между игроками на льду. Кто больше забьёт, кто лучше сыграет. Не в каких-то кулуарных помещениях.
«С ПЕРВЫМ ЗВЕНОМ «МЕТАЛЛУРГА» ИГРАЮТ ЖЁСТКО? ЭТО ПООЩРЯЕТСЯ»
Ян Коварж | |
Фото: Максим Никерин |
– Почти по 30 минут на льду проводят защитники Ли и Антипин. Чуть больше 20 минут – Бирюков и Береглазов, у остальных в районе 15-ти. Правильно ли делает Воробьёв, когда так делит игровое время между игроками обороны? Всё-таки прогнозируется долгая серия. А усталость накапливается в каждом матче.
– Во-первых, чтобы говорить о том, правильно или неправильно, нужно быть внутри команды, смотреть на физическое состояние игроков, которые играют много. Если у тебя есть два защитника, которые много времени проводят на льду, то тренерский штаб постоянно ведёт с ними беседу. Как ты себя чувствуешь, готов или не готов, есть ли силы? Такие разговоры и по ходу матча идут. Если игроки говорят, что силы есть, то почему их не использовать? Позавчера Козлов отвечал на вопрос, почему Антипин и Ли играют много. Потому что они необходимы сейчас на льду. Если они в хорошей физической форме, то почему Воробьёв должен от них отказываться, ставя Терещенко или ещё кого-нибудь? Сейчас Воробьёв видит, что игроки, которые выходят в большинстве, должны и обороняться. Тем более, «Магнитка» выиграла 3:1, так что вопросов быть не должно.
– Очень жёстко, даже грубо играют против первого звена «Магнитки». Вам нравится метод борьбы со звеном Коваржа, который использует Знарок?
– Можно играть жёстко, но в пределах правил. Это в хоккее не запрещается, наоборот поощряется. Если ты добиваешься успеха, то почему это плохо? Нормальное явление. Как еще удержать это трио, даже пятёрку, потому что Антипин и Ли тоже много делают в этом звене. Если всё происходит в пределах правил, я считаю, что это логичное и нормальное явление. И вообще, надо говорить, что не Знарок прививает это, а в хоккее такое всегда было. С лидерами команд нужно играть жёстче. Чтобы не дать им развернуться и создавать моменты возле своих ворот. СКА это выполняет, так что я не вижу здесь каких-то неправильных поступков от Знарка.
– Уже сегодня команды сыграют третий матч в Санкт-Петербурге. Как, на ваш взгляд, изменится СКА?
– А СКА, по большому счёту, менять нечего. Питерцы во втором матче набросали столько и имели столько возможностей, что могли спокойно закончить игру во втором периоде. Было много моментов, но отмечаем, что Кошечкин играл просто блестяще – это первое. Второе – самоотверженная игра хоккеистов «Магнитки»: 31 блокированный бросок за игру, при этом СКА бросили 44 раза в створ. Это очень серьёзные показатели. СКА-то ничего менять не стоит. У них идёт игра, достаточно хорошо всё получается. Надо только убрать глупые голы, пропущенные в большинстве.
– За два матча «Металлург» получил 55 минут штрафа. Продолжит ли Магнитогорск хватать удаления в таком количестве? Некоторые удаления происходят из-за того, что «Магнитка» не успевает за игроками СКА.
– Может быть, и не успевает. Я говорил про позиционные атаки СКА, они классные. При смене мест в атаке, у «Магнитки» возникают проблемы, просто где-то не успевают определиться, кого брать, кого держать. Но помимо этого, у «Металлурга» есть ненужные удаления в средней зоне. Когда игрок сзади едет и бьёт по клюшке Белова, который не угрожает воротам, речь не идёт о том, что он не успевает за ним. Просто «Магнитке» нужно понимать, что, если СКА не удалось наказывать за такие удаления во второй игре, то они могут реализовать эти удаления и в третьем и четвёртом матче. Магнитогорску нужно сыграть более дисциплинированно. Не только в плане построения игры, но и, конечно, дисциплинированно с удалениями. Да, бьют, ну, пожалуйста, сами бейте, но по правилам. Все эти удары по клюшкам зря, они «Металлургу» совершенно не нужны.