Хайлайт-класс. Почему «Матч ТВ» охотится на другие медиа

«Матч ТВ» подал в суд на Life.ru за использование видео с фрагментами своих трансляций и требует с ответчика 15 млн рублей. Накануне уведомление от Роскомнадзора о возможности блокировки в качестве обеспечительной меры, «направленной на защиту авторских и (или) смежных прав» получил и Sports.ru. Объясняем, почему помимо защиты авторских прав главному спортивному каналу страны нужно придумать, как зарабатывать деньги не только через суд.


Фото: пресс-служба «Матч ТВ»

Все мы всегда защищаем своё. Нужно быть большим идиотом, чтобы иметь какую-то ценность и легко с ней расстаться, не бороться за неё при нападении чужого или просто смотреть, как кто-то сильный забирает её у тебя. Что угодно, что вы подразумеваете под ценностью – близкого человека, материальную вещь или подарок от кого-то очень важного.

То же самое происходит в бизнесе. Ни одна крупная корпорация ни за что не уступит какой-то актив просто потому, что ей так захочется. Все компании оберегают технологии, которые представляют возможную прибыль. Поэтому нет ничего удивительного, что «Матч ТВ» охотится за всеми медиа, ворующими у них картинку. Это их собственность, их преимущество на рынке и то, что приносит им просмотры. Редакция любого сайта, любой газеты и любого журнала, пишущая о спорте в 2017 году, знает: никаких логотипов «Матча» в видео быть не должно, юристы-церберы следят за этим строже, чем во времена «Плюса».

Неужели LIFE думал, что их это не коснется? Возможная заметка, из-за которой вырос судебный иск, легко находится через поиск. Внутри больше нет ролика, но осталось слово «Видео» в заголовке – то есть на это очевидно привлекали клики. «Матч ТВ» – самое могущественное спортивное медиа России, способное защитить своих людей от Никиты Михалкова и казни по «России 24». Нет ни одной причины, по которой в правовом поле они не были бы правы.

После одного из собраний руководства, «Газпром-Медиа» забрал все хайлайты у сторонних сайтов, чтобы нарастить посещаемость сайта Matchtv.ru. Время показало: это был абсолютно оправданный шаг с точки зрения бизнеса – сайт «Матча» вырос с 1,1 млн посетителей до 1,8 млн (данные Mediascope за февраль-2017). Неизвестно, сколько пользователей они собрали за счет хайлайтов, но тут боссы оказались в плюсе.


Фото: Сергей Елагин

Другой разговор – что это всё равно защита потраченных государственных денег. «Газпром» выделяет финансы на телевизионные права и требует отчет по рейтингам и прибыль по итогам года. Это в принципе большая проблема «Матч ТВ», четко не проговоренная на старте телекомпании – вы про популяризацию спорта или про бизнес? Одновременно на канале может идти трансляция АПЛ и смениться чемпионатом мира по кёрлингу; суперрейтинговый биатлон и открытие Всемирных военных игр мирно существуют в одной эфирной сетке и никого не смущают – рады и министр спорта, и финансовый директор холдинга.

Совершенно непонятно, почему начальники «Матча» бьют в одну точку – запрет хайлайтов на сторонних сайтах – и не слишком занимаются коммерцией остальных продуктов. Например, почему в интернете до сих пор можно найти стримы футбольных каналов субхолдинга? Василий Уткин еще в 2014 году утверждал, что сайт LiveTV с пиратскими трансляциями «вздрючен раз и навсегда», но и три года спустя преступный ресурс легко найти в пару кликов. Почему ни разу за 1,5 года работы телекомпании-монополиста мы не слышали о борьбе с нелегальным показом «Матча»? Может быть, она и есть, но почему о ней не рассказывают? Это ведь приносит большие убытки – если бы вся потенциальная аудитория спортивного телевидения конвертировалась в реальную, то от этого выиграла бы не только компания, но вся индустрия.

Или, например, почему руководители не развивают платные каналы «Матч ТВ»? Это тоже в будущем принесет доход, как приносит Sky, BT Sport, beIN Sports и ESPN – огромную часть выручки дает именно прибыль от кабельных и спутниковых сетей. Последнее, что было слышно про каналы субхолдинга: детские бои в Чечне, прошедшие исключительно на платных частотах, но прогремевшие на всю страну. Больше никого не интересовали дополнительные мощности, которые хорошо бы задействовать.

Из всех оружий, способных палить по зрителям, «Матч» выбирает только бесплатный и открытый эфир, а из возможностей для зарабатывания – рекламу и судебные иски. Пока не видно инновационных форматов или резкого скачка рейтингов, а новости из спортивного телевидения обсуждают только в насмешливых тонах. Если «Матч ТВ» всё еще ищет свою интонацию, то эксперименты зашли куда-то не туда.

Данил Тармасинов