Рукалицо. Почему не хочется ходить на «Рубин» и «Казань Арену»

Автор спортивной редакции «БИЗНЕС Online» Владислав Зимагулов объясняет, почему матчи «Рубина» на новом стадионе больше не интересны.

Матч «Рубина» с «Краснодаром» собрал 3041 зрителя
Фото: Сергей Елагин / БИЗНЕС Online

Парадокс, но пустая «Казань Арена» – чуть ли не самая обсуждаемая тема в российском футболе последней недели. О посещаемости «Рубина» все эти дни не говорил только ленивый: Валерий Карпин с этого начал свой тотальный разбор (программа вообще-то о тактике и игре, а не глобальных темах), комментатор «Матч ТВ» даже посвятил стихотворение тем 42 тысячам казанцев, которые не пришли на один из лучших стадионов страны, чтобы вместе с тремя тысячами пришедших на «Казань Арене» был аншлаг.


Да, 3041 зритель на афишном матче – это действительно печально, как и 10 тысяч зрителей на «Зените». Вместо того, чтобы подбирать синонимы слову «позор» попробуем понять, почему на данный момент главным итогом работы с болельщиками «Рубина» и «Казань Арены» (а нужно рассматривать клуб и арену отдельно) является худшая заполняемость стадиона и прикрытые руками лица болельщиков, которым стыдно за происходящее.

МАШИНА ВО ДВОРЕ И ХОЛОДНЫЕ СИДУШКИ


Фото: Сергей Елагин / БИЗНЕС Online

За час или полтора до матча вы спокойно выезжаете из дома на матч любимой команды на своём авто вместе с семьей, быстро добираетесь до красавца-стадиона и находите свободное место прямо возле входа на свой сектор. Здорово, правда? Но казанцев это не касается. Дворы на Чистопольской и Адоратского переполнены машинами и в обычные дни, а когда играет «Рубин», то в этом коллапсе казанцы тратят не только время, но и нервы. Если ваш клиент (а болельщик для клуба и стадиона – это по своей сути клиент) до начала матча приходит к вам на нервах и злым, то какое впечатление у него будет после проигрыша и потраченных двух часов в холодной чаше? Все-таки усложнять жизнь болельщику нужно по минимуму, а не с самого порога.


Дом начинается с крыльца и прихожей, а когда вокруг стадиона голый бетон и парковки, которые использует кто угодно, но только не те, для кого они изначально и были заложены – это провал. И это провал в кубе, если вместо территории, которая отдана под парк резиновых динозавров, не предлагается альтернативы. Вместо этого болельщикам предлагают просто ехать на общественном транспорте. Это всё равно, что сказать автовладельцам просто сидеть дома, потому что никто не откажется от привычного комфорта и не пересядет на трамвай. Официальные данные: в Казани авто продают больше, чем где-либо, а на тысячу населения владельцев машин столько же, сколько и в Москве. И предлагать этой гигантской аудитории вместо комфорта тесноту и давку общественного транспорта – это плохой аргумент, чтобы прикрыть свои ошибки. Отсутствие рабочей и доступной парковки на 45-тысячном стадионе – это норма только для палеолита, а не 2017 года.

Важно понимать, что даже когда команда проигрывает и переживает тяжелые времена – это не главный повод перестать для болельщиков ходить на стадион, а лишь один из некоторых и далеко не из первого числа. Главное – это комфорт и потерять зрителей можно из-за разворачивающих автомобили от стадиона сотрудников ГИБДД, голого бетона вокруг арены, холодных сидушек и очередей в фудкортах.

Да, Хави Грасия провалил сезон и «Рубин» ближе к зоне стыковых матчей, а не еврокубков, но обогрев на трибунах, место на парковке и перекус по доступным ценам – это бы спасло «Рубин» от пустых трибун.

ИМИДЖ «КАЗАНЬ АРЕНЫ»


Фото: Сергей Елагин / БИЗНЕС Online

27 матчей – столько футбола за четыре года приняла «Казань Арена». По шесть матчей в среднем за год. Можно ли считать новый стадион домом «Рубина», если он то заезжает туда, то снова съезжает на старый стадион? Надпись Welcome для команды зажигали на табло раза три и даже сейчас нет гарантий, что в ближайшие два года «Рубин» сможет провести на арене полноценные сезоны. «Казань Арене» до сих пор не удалось дать достойный отпор шуткам про бассейны, потому что проблемы с полем периодически возникают, вокруг стадиона четвертый год только планируют какие-то активности, а история с решётками на фан-секторе и хештегом #ТюрьмаАрена серьезно подпортила репутацию стадиона в среде болельщиков. Добавьте сюда форумы блогеров, какие-то гонки, концерты и различные мероприятия, которые мало связаны с футболом и получите прочный имидж не домашнего стадиона любимой команды и болельщиков, а просто временного пристанища для чего угодно.


Да, стадиону нужно зарабатывать деньги. Средства, вырученные с арендаторов, позволяют «Казань Арене» выходить практически в ноль и это очень достойно: не каждому стадиону удается выстроить такую систему заработка. Но, возможно, если бы весь этот потенциал структуры арены направили только на футбольную составляющую, на «Рубин» и всё, что касается клуба, то прибыли было бы как минимум не меньше. Только факты: никаких презентаций команды, никакого шоу, связанного с «Рубином», и вообще ничего кроме самих матчей на «Казань Арене» в последний год не было. Стадион пытается жить футболом только в дни матчей – три или в лучшем случае четыре раза в месяц. Это укор и в адрес «Рубина», который тоже не проявляет никакой инициативы по этой теме. Ведь встречи с болельщиками на «Казань Арене» практиковались ещё во времена команды Рината Билялетдинова и президентстве Валерия Сорокина, когда на «Рубин» ходило больше всего зрителей. И это отчасти связанные вещи.

Если сейчас вы проедете мимо «Казань Арены», то, скорее всего, не увидите ни афиши ближайшего матча, ни нарезки с крутыми голами «Рубина» или свежего ролика клубного ТВ. Вокруг вы не найдете ни символики клуба, ни фан-шопа, вообще ничего. Именно поэтому такой имидж отчужденной от футбольной команды структуры несколько отпугивает казанцев от «Казань Арены». В самом начале руководители стадиона пропагандировали, что ходить на их арену должно стать модным, но для этого не было сделано вообще ничего.

ПЕРЕНАСЫЩЕНИЕ


Фото: Сергей Елагин / БИЗНЕС Online

Давайте признаемся честно: мы все зажрались и привыкли к тому, что в Казани так много команд из разных видов спорта, такой широкий выбор скоротать время, что практически ни один не смог стать для казанцев традицией. Для примера, в Томске активной части населения просто некуда пойти, если не играет их родная «Томь». На стадионе «Труд» лишь одна центральная трибуна и чаще всего она заполняется. В Туле горожане ходят на свою команду в любые времена и это стало не модой, а нуждой в спортивном зрелище. Сейчас они ворчат из-за прихода Гурама Аджоева и им не позавидуешь, но они забивают свой стадиончик даже когда команда снова на грани вылета. Но когда вы в большом городе, где население не собирается на открытие гипермаркетов и прохладно относится даже к концертам мировых звёзд, то матчи премьер-лиги – это данность, к которой многие привыкли и уже не видят в ней значимости. Конечно, если только речь не идёт о приезде топ-клубов Европы, иначе можно включить матч фоном по телевизору.


«Рубин» не стал народной командой, чтобы рассчитывать на постоянную аудиторию в десятки тысяч зрителей, как, к примеру, «Спартак». Поэтому в большом городе ему трудно бороться за зрителя с «Ак Барсом», УНИКСом и даже «Зенитом». Если вы думаете, что УНИКС и волейбольный «Зенит» – лишние в этом списке и футбол борется за зрителя только с клюшкой и шайбой, то глубоко заблуждаетесь. Для примера, средняя посещаемость домашних матча УНИКСа в этом розыгрыше Евролиги составила 3733 зрителя, «Зенит» в недавнем матче с «Белогорьем» собрал более 4 тысяч зрителей – всё это больше, чем на матче «Рубин» – «Краснодар». Но страшнее всего, что в тот же день на «Татнефть Арене» хоккейный «Ак Барс» провёл закрытие сезона, собрав на мероприятие 3700 болельщиков. То есть среди больших команд прямо сейчас «Рубин» – самый невостребованный городом клуб, который ещё и играет на открытой площадке на холоде.


Помните ту фразу президента Сорокина на матче с ЦСКА: «Ну гол и гол. Я радуюсь тому, что выручка от билетов превысила сумму аренды». Когда смотришь на пустые трибуны с «Зенитом», то эти слава уже не кажутся такими абсурдными. Возможно, в попытке погнаться за спортивными результатами в клубе немного забыли о экономической составляющей. Ставить минимальную планку цен билетов на «Зенит» в 400 рублей – это не совсем адекватно, если за эти деньги зритель не получает ни парковочного места, ни теплого места, ни качественного сервиса, ни тем более команды, которая борется за высокие места не только на словах. В итоге многие действительно могут отправиться куда-нибудь в теплую «Татнефть Арену» к бронзовому «Ак Барсу» в тот же день, когда «Рубин» принимает «Краснодар», или в «Баскет-холл», но, скорее всего, останутся дома у экрана.

СЛАБЫЙ И СКУЧНЫЙ «РУБИН»

Жонатас
Фото: Сергей Елагин / БИЗНЕС Online

Конечно, в идеале система по работе с болельщикам от маркетинга и сервиса до социальных сетей вообще не должна зависеть от результатов команды. Иначе бы клубы из чемпионшипа или второй бундеслиги играли при пустых трибунах, а у «Енисея» бы не было такого популярного твиттера. Добиться такой независимости – это достижение и в «Рубине» пока от этого далеки.


Тем не менее, если бы всё упиралось только в результат, то о «Рубине» бы давно все забыли. Команда, напротив, вызывает у казанцев множество переживаний, на форумах вал комментариев со спорами и эмоциями, а журналисты многих СМИ пишут даже больше материалов о клубе, чем в чемпионские годы. «Рубин» никому не нужен на трибунах, но это во многом ответ клубу – им не нужен такой футбол и такая слабая духом команда.

Вспомните хаотичный и взрывной «Рубин» Билялетдинова, который мучал болельщиков не меньше, вызывал кучу споров, но он никогда не вызывал вопросов об отдаче и зрелищности. Тот «Рубин» горел, когда выигрывал и проигрывал, когда сгорал, а на «Казань Арену» приходило больше десяти тысяч зрителей даже на «Амкар» и «Уфу» при том, что казанцы теряли с ними очки. Это была истерика, валидол и нервяк, но 90 минут зрители кайфовали от шоу и драмы.

В нынешнем «Рубине» же нет никакого огня, потому что он сер и скучен, клонит в сон и, порой, процесс просмотра матчей превращается в муки. Если бы команда Грасии играла во что-то более оригинальное, чем фланговые навалы, а на поле рубились больше одного футболиста с турецким паспортом, то пару тысяч болельщиков от команды бы точно не отвернулись.

НА КОГО ХОДИТЬ?

Алекс Сонг и Хави Грасия
Фото: Сергей Елагин / БИЗНЕС Online

Если вы хоть раз сходили на УНИКС, то очаровались игрой Кита Лэнгфорда – возможно, сильнейшего баскетболиста этой Евролиги. Волейбольный «Зенит» – это игроки сборной России с добавлением звёздных легионеров Вильфредо Леона и Мэттью Андерсона. В «Ак Барсе» главная звезда – тренер-скала, которого боготворит половина города. А кого можно выделить в «Рубине» и назвать лицом команды? Может быть Алекса Сонга, который близок к тому, чтобы закопать свою карьеру в России? Или Рубена Рочину, который пока лишь задорит всю страну своим «Роллс-Ройсом», а не игрой? Хави Грасию, у которого дипломатические навыки развиты лучше, чем у многих представителей МИДа?


«Рубин» купил много игроков, новый тренер оттер на второй план харизматичных экс-лидеров, но в сухом остатке мы получили безликую команду. В случаях с большими тратами на звёзд такой фигурой в «Зените», к примеру, когда-то был Халк, а в «Анжи» – Виллиан и Самуэль Это’О. И после вложения таких средств без оперативной отдачи болельщики скорее раздражаются, бегут в ленту комментариев выливать ярость в клавиатуру, а не фанатеть на трибунах. У казанцев просто нет фигуры, которая бы их вдохновляла, мотивировала пойти на стадион и покайфовать от игры такого игрока.

Сонг мог бы стать таким центром – его лицо могло бы красоваться на всех афишах и бортах автобусов не только разово, а постоянно, если бы камерунец хотел вывести «Рубин» на уровень выше, а не сравняться с ним. Когда-то школьники выпрашивали у родителей деньги, чтобы посмотреть на финты Чори, убийственные подкаты Романа Шаронова и реактивные забеги Гёкдениза Карадениза. Четыреста рублей за просмотр мучений Янна Мвила и Карлоса Самбрано, пешехода Сонга и промахи Жонатаса родители своим детям вряд ли дадут.

КТО ВИНОВАТ?

Вопрос, на который будет очень трудно получить четкий и правдивый ответ. Когда трибуны полные, то свою вовлеченность в маркетинг и работы с болельщиками отмечают очень многие в «Рубине» и на «Казань Арене». Когда на трибунах горстки, причастных уже в разы меньше и все скидывают вину друг друга. Самый точный ответ – виноваты все: от руководства «Рубина» до управляющих отделов, менеджмента «Казань Арены» и служб, которые считают, что пускать казанцев на специализированную парковку – это небезопасно.

Виноваты маркетологи «Рубина», которые не могут договориться с руководителями «Казань Арены», увлекаясь спорами, но мало что делая скоординировано вместе. Почему на стадионе «Рубина» нет фан-шопа и музея? Неужели это дороже зарплаты Владимира Дядюна, а договориться о помещении с Радиком Миннахметовым труднее, чем с агентами Сонга? Клуб и стадион во многих вопросах упираются лбами, а страдают обычные болельщики. «Рубину» ведь принадлежит хозяйская раздевалки – это по сути их собственность и они вправе делать там что угодно, но выглядит она точно также, как гостевая. Или, к примеру, клуб может проводить любые мероприятия и активности на стадионе бесплатно, но никак этим не пользуется. «Казань Арена», в свою очередь, не может найти хоть какое-то достойное помещение (или временное) для «Рубина», а символики с динозаврами летом было так много, как будто на стадионе играет не местная футбольная команда, а снимают новый «Парк Юрского периода».

На ближайший домашний матч «Рубина» против «Терека» билеты для болельщиков купят сами футболисты. Это очень красивый и правильный жест, но в то же время он говорит о некой безысходности. Снова Сергей Рыжиков, которому вообще не за что ни перед кем извиняться, просит прощения и говорит болельщикам об их важности для клуба, а похожие слова не звучат из уст других. И пока в этом желании лидер клуба одинок, «Рубин», видимо, продолжит играть для десятков тысяч пустых кресел.

Владислав Зимагулов