Старший тренер «Ирбиса» Анатолий Доника в интервью «БИЗНЕС Online» вспомнил о разгроме «Миннесоты» и «бронзе» чемпионата СССР, рассказал о том, как играл в Венгрии и почему хоккей зачах на Украине.
Анатолий Доника (слева) на тренерском мостике «Ирбиса» | |
Фото: Сергей Манжелеев / ak-bars.ru |
«ПАВЕЛ РОТЕНБЕРГ – НЕ МАЖОР»
– Анатолий Григорьевич, завершился юниорский чемпионат мира U-18, на котором сборная России стала бронзовым призёром. Следующий год 2000-й. Каковы его перспективы?
– Это очень хороший год, особенно выделю связку Андрея Свечникова и Александра Хованова. Именно связку, хотя обычно принято выделять одного Свечникова. Увы, Хованов не мог сыграть в этой юниорской сборной из-за микротравмы. Кстати, я поработал с юниорской сборной 1999 года рождения прошлым летом, помогал главному тренеру Сергею Голубовичу, но потом федерация хоккея России стала урезать количество ставок вторых тренеров, и работу пришлось прекратить. Жаль!
– Вы работали с обоими братьями Свечниковыми – и со старшим Евгением, и с младшим Андреем. Говорят даже, что младший смотрится посильнее. Это так?
– На данный период времени Андрей выглядит перспективнее, чем Женя. Андрей отличается лидерскими качествами, не любит проигрывать, у него сложилось очень хорошее сочетание с Ховановым. Я разные варианты пробовал при образовании звена, ставил к ним очень много нападающих, но практически никто не сочетался с этим дуэтом. Разве только один парень из Альметьевска более-менее органично выглядел с ними, хотя та парочка и без него выглядела очень опасной.
– В ближайшем выпуске 2000 года рождения очень многих интересует юный хоккеист Павел Ротенберг. Каковы его перспективы, на ваш взгляд?
– Не знаю, как дальше у него пойдёт. Пока видно, что это хороший игрок, трудолюбивый. Его отличает воспитанность. Не мажор, как принято говорить о людях его поколения.
Андрей Свечников (слева) в составе сборной России | |
Фото: fhr.ru |
«САМ СЕБЕ УСТРАИВАЛ ПОДКАТКИ В КРАСНОЯРСКЕ»
– Вы родились в Красноярске в то время, когда там был популярен футбол, уроженцами вашего родного города являются Олег Романцев и Александр Тарханов. Блестяще развивался хоккей с мячом. Что же вас занесло в хоккей с шайбой?
– Вы правы, для нашего города хоккей с мячом значил куда больше, чем с шайбой. Я учился в одном классе с Виталием Ануфриенко - многолетним нападающим «Енисея». Не знаю что сподвигло меня выбрать «шайбу», но я не жалею. Начинал с команды «Химик», выступавшей на первенство города, она была наиболее близкой к моему месту жительства. Потом меня пригласили в команду мастеров красноярского «Сокола», куда меня начали привлекать с девятого класса школы. В 1976 году дебютировал за «Сокол» в матче команд второй лиги чемпионата СССР, когда мне было 16 лет. Был еще сезон, когда меня приглашали в «Сибирь», когда я поиграл по первой лиге, потом вернулся в Красноярск. И уже оттуда перешел в высшую лигу в Киев, хотя предложений о переходе хватало. У меня в Киеве жили родственники по линии супруги, и это я посчитал важным при переезде из родного города. На первых порах они нам очень помогали.
– Вы не засветились в различных сборных СССР – юниорской, молодежной. Агентов во времена СССР не было. Откуда же у вас было такое большое приглашение в другие команды, о которых вы говорите?
– В советском хоккее, действительно, не было агентов, зато хватало селекционеров. И вот один из них, Бронислав Самович из киевского «Сокола», заметил меня где-то, приехал в Красноярск и убедил переехать в Киев. А по предложениям – могу вспомнить о том, что интересовались и московский «Спартак», и минское «Динамо». Слухи ходили, что и Виктору Тихонову я глянулся, но это еще в то время, когда он работал в рижском «Динамо». Чем я привлекал их внимание? По словам тренеров, меня выделяло хорошее катание и бросок, боевитость на льду. Над катанием я, кстати, специально работал на нашем стадионе «Енисей», во времена, когда там было массовое катание для посетителей. Отрабатывал катание по часовой стрелке, против часовой стрелки, уворачивался от праздно катающихся, что улучшало маневренность. Короче, сам себе устраивал «подкатки».
«ЦСКА СОВЕТСКИХ ЛЕТ БЫЛ МАШИНОЙ»
– А киевский «Сокол» в ваше время был переполнен «москалями». Местных хлопцев в «Соколе» не было?
– От местных школ на тот момент не было никакой отдачи. Сам «Сокол»-то был образован в 1973 году. Это уже потом и «Сокол», и «Льдинка» начали воспитывать игроков. Анатолий Найда, Олег Посметьев начали подтягиваться к команде. Но важен же еще результат. Команда образовалась только в 1973 году, а уже спустя 12 лет стала бронзовым призёром чемпионата страны. И этот результат не пришел к нам с кондачка, команда двигалась по нарастающей, до этого были пятыми, потом четвертыми.
– В том сезоне 1985 года команды провели регулярный чемпионат, по итогам которого ЦСКА, «Динамо» и «Сокол» разыгрывали медали в турнире для трёх команд. Юрий Моисеев, тогдашний наставник «Динамо», назвал тот турнир «аппендицитом».
– Ну, для его команды так в итоге и было, подходящее слово подобрал Юрий Иванович. Там же перед последним нашим матчем с ЦСКА, динамовцы еще опережали армейцев на одно очко. И им очень важна была наша победа над армейцами. Ранее мы подобных побед достигали, было и 2:1 на киевском льду, и даже 7:6, но в этот раз было очень сложно. ЦСКА советских лет был «машиной», в которой были собраны ведущие игроки страны, одна только пятерка Фетисов - Касатонов - Крутов - Ларионов - Макаров чего стоила.
Меня наш тренер Анатолий Богданов постоянно ставил играть против этого звена, натерпелся я от всех. Не только с нападающими надо было держать ухо востро, но и с защитниками, которые постоянно подключались в атаку, там были специально наигранные схемы под эти подключения. Тот же Крутов был мотором тройки, бежал, как угорелый, Ларионов «мозг» звена, а Макаров – техника. Правда, к этому времени у армейцев образовалась еще и вторая супертройка Каменский - Быков - Хомутов. Не сложилось у нас победить.
Александр Хованов (№41) | |
Фото: Сергей Манжелеев / ak-bars.ru |
– Такое количество звёзд в ЦСКА и московских клубах в итоге и помешали вам пробиться в первую сборную страны?
– Да, потолком для меня оказался только вызов во вторую сборную СССР на международные турниры на призы газеты «Ленинградская правда». Конкуренты были объективно сильнее.
– Согласны, что в киевском «Соколе» лидерскими качествами отличались основной голкипер Шундров, тольяттинец Валерий Ширяев в защите, уфимец Юлдашев?
– Я бы не стал выделять кого-то одного, коллектив у нас был очень дружный. Кроме названных вами, сразу на память приходит Володя Голубович. Александр Менченков, который приехал из Новокузнецка, Сергей Горбушин долгое время был капитаном в команде.
«ПРО ЧЕРНОБЫЛЬ МЫ ОСОБО НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ»
– Для ведущих советских команд особым удовольствием были матчи с заокеанскими командами. «Соколу» удалось в них поучаствовать?
– Запомнилась игра в Киеве, это 1990 год, когда в сентябре мы разгромили «Миннесоту Норт Старс» – 5:0. Полный дворец, все были счастливы, хотя мы понимали, что для североамериканцев это была предсезонка и они только «вкатывались» в середине сентября. Был еще выезд за океан, откуда я вернулся с травмой. Удружил… Юра Шундров.
– Каким образом?!
– Я выбивал шайбу и напоролся на его конёк, а точил он свои коньки на славу. Разрезал мне сухожилия, «окропил я снежок красненьким». Но заокеанские врачи постарались на славу, наложили 27 швов, и всё очень хорошо залатали, вернулся в Киев на костылях. В самолёте оказался рядом со Славой Фетисовым, поскольку ЦСКА также возвращался в СССР с матчей Суперсерии.
1985 год. Киевский «Сокол» | |
Фото: sokol.kiev.ua |
– Спустя год после завоёванной «бронзы» чемпионата СССР, Киев пережил два события в мае. Футболисты «Динамо» выиграли Кубок кубков, а в Чернобыле взорвался атомный реактор. Страшно было?
– Как-то спокойно мы к этому отнеслись, незнание помогало. Если бы была полная информация о том, как это может повлиять на наше здоровье, на жизнь, паники было бы больше, а так… Тогда всю нашу команду с семьями погрузили в автобусы, и уехали мы на отдых в Крым. Но, замечу, уже по возвращении из Крыма, мы же неоднократно подвергались углубленному медицинскому контролю, но никаких ухудшений в организме не было обнаружено. Видимо, эта зараза локализовалась в Чернобыле, и не пошла дальше по всей Украине.
Кстати, вы сказали о футболистах, я вспомнил, что у нас было тесное общение с некоторыми из них. Володя Бессонов, Андрей Баль, даже юный Андрей Шевченко общались с хоккеистами, пытались с нами в хоккей поиграть, они прилично на коньках стояли, потом в баньке вместе сидели, общались.
«ЧТОБЫ ВЫИГРАТЬ В ВЕНГРИИ, НАДО БЫЛО ОБЫГРЫВАТЬ МАЛЬЦЕВА, ВАСИЛЬЕВА, КАПУСТИНА»
– После Киева вы уехали за границу, выбрав не самый очевидный маршрут для продолжения карьеры: чемпионат Венгрии. Как вас туда угораздило попасть?
– Пригласили в команду из города Ясберень, это недалеко от границы с Украиной. Мы там играли, как поётся в песне, «великолепная пятёрка и вратарь». В воротах стоял Павел Михоник, в защите мы с Олегом Васюниным играли, в нападении Александр Куликов, Александр Власов, Борис Пушкарёв. Естественно, с таким составом мы сразу выиграли чемпионат страны. Ну, как чемпионат. Там играли шесть или семь команд. Три в Будапеште - «Уйпешт Дожа», «Ференцварош» и еще кто-то, мы, и наши главные конкуренты «Волан» из Секешфехервара, а также Дебрецен и Мишкольц. Они тогда только начали серьезно развивать хоккей, это сейчас сборная добралась до высшей лиги чемпионата мира. Что касается нашего времени, то там были сильные легионеры во многих командах, прежде всего, из Чехословакии, сильные румыны там были. Ну, а главными звездами были великие динамовцы Александр Мальцев и Валерий Васильев и присоединившийся к ним спартаковец Игорь Капустин, игравшие за «Уйпешт Дожу». Так что побеждать в Венгрии было очень непросто. После Венгрии я вернулся в Киев, а заканчивал карьеру в Нижнекамске.
Сейчас Доника руководит ХК «Ирбис» вместе с Дмитрием Балминым | |
Фото: Сергей Манжелеев, http://www.ak-bars.ru |
– Как поехали заканчивать туда, где хоккей только начинался?
– Мне предложил там поиграть Владимир Андреев, мой бывший партнёр по «Соколу», который стал главным тренером «Нефтехимика». Но сыграл там меньше года. Мы там были в первой партии киевских «легионеров» вместе с Женей Млынченко. Потом, уже когда я ушел, туда перебрался Толя Степанищев. Я закончил в 37 лет, вернулся в Киев, который уже тогда стал родным. Увы, тот хоккейный подъем, который начался в конце 80-х, уже заканчивался. Мы же говорили о тех временах, когда весь «Сокол» состоял из приезжих, а потом наступили времена, кода хоккейная школа заняла первое место по Союзу! Местных воспитанников было море, это и Дмитрий Христич, и Александр Годынюк, и Алексей Житник. Увы, после развала СССР с каждым годом состояние хоккея ухудшалось. А из тех, кто пришел в хоккей в украинские времена кроме «барса» Володи Ткачева я только Павло Падакина могу выделить.
– Ну, тут еще и Россия постаралась. Из харьковского выпуска 1979 года сразу с десяток хоккеистов перетащили в Ярославль, во главе с Виталием Вишневским, Денисом Швидким. Из 1984 год рождения Антон Бабчук с Николаем Жердевым, перебрались из Киева в Электросталь.
– Эти моменты объяснимы. Дело в том, что тренеры, приехавшие на Украину, как хоккеисты из РСФСР, начали возвращаться в родные места, и забирали лучших учеников. Так, я знаю, вернулся в Россию Вадим Сибирко, а вместе с ним поехали лучшие воспитанники 1982 года рождения.
Что касается моей работы, то я работал поначалу с ребятами 1991 года рождения, увы, лучший из них Даниил Собченко, разбился в самолете с ярославским «Локомотивом». Потом долгое время работал с молодёжными сборными страны. С моим бывшим партнёром по «Соколу» Сергеем Лубниным мы отработали шесть чемпионатов мира, два U-20 и четыре U-18. Когда поступило предложение переехать в Казань, работать в школе «Ак Барса», то не раздумывая переехал сюда.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Анатолий ДОНИКА
Дата рождения: 20 июня 1960 года
Место рождения: Красноярск
Игровая карьера: «Сокол» (Красноярск), «Сибирь» (Новосибирск), «Сокол» (Киев), ШВСМ (Киев), ЛЕХЛ (Венгрия), «Нефтехимик» (Нижнекамск).
Достижения: бронзовый призер чемпионата СССР (
Тренерская карьера: На тренерской работе с 1999 года. Работал тренером и главным тренером юниорской сборной Украины. С 2010 года – тренер детско-юношеской школы «Ак Барса», с 2016 года – старший тренер «Ирбиса».