Данил Тармасинов (Eurosport.ru) рассказывает, кто виноват в экстренных мерах перед игрой ЦСКА и «Спартака».
2,5 недели назад «Матч ТВ» втянул сам себя в большой скандал – матч «Баварии» с «Реалом» показали с 78-й минуты, предварительно прокрутив кучу обязательной лигочемпионской рекламы. Фейл произошел из-за финала КХЛ – «Магнитка» со СКА не уложились в 60 минут и подставили телевидение под ругань масс.
Лучше всех о ситуации сказал Дмитрий Чуковский. Бывший продюсер спортканалов «Плюса» отбрил критиков четким разбором: «Это не конфликт футбола и хоккея, это конфликт линейного вещания телевизионного канала. Если вы показываете зрителям одно событие, вы должны довести его до конца. Почти уверен, что то же самое встречается в других странах».
Президент России Владимир Путин поздравил тройку призеров Гран-при России F1https://t.co/GgkrIooUyb pic.twitter.com/ngwOdVbG90
— Матч ТВ (@MatchTV) 30 апреля 2017 г.
«Матч ТВ» попал под вал ненависти футбольных фанов и сделал такой же финт, но с показом игры ЦСКА – «Спартак» после трансляции Формулы-1. Тут нужно учитывать несколько факторов. Первый – это лимитированное время в гонках, всегда можно рассчитать, когда финишируют болиды в Сочи и нужно будет уйти из эфира. Второй – матч хоккейного Евротура, который собирает хорошие цифры и который начинается в 19:30, через полчаса после футбола. Третий – возможный финал волейбольной ЛЧ с участием казанского «Зенита» в 20:00. Втиснуть в промежуток между 17:00 и 19:30 отличную игру, которую не постесняется поставить в сетку Первый канал, «Матч» смог блестяще. Если бы не Владимир Путин.
Не секрет, что федеральные телекомпании обязаны показывать президента страны. Хороший пример – это региональное ТВ. Если вдруг местный партнер «России 24» налезет на совещание с участием Путина, то они выйдут из эфира и покажут речь первого лица. Очень странно, что «Матч ТВ» не закладывал какой-то буфер между Формулой-1 и ЦСКА – «Спартак» на случай участия президента. Самый популярный мужчина России посещал «Сочи Автодром» каждый год, но в этот раз никто в «Останкино» точно не знал, будет ли он на Формуле-1 в 2017-м.
На что рассчитывал «Матч»? За назначение времени старта отвечают две стороны – телевидение и премьер-лига. О руководстве РФПЛ всё известно: календарь в этом году составляют очень лениво и будто с кнопкой Random наперевес. «Матч ТВ» тоже не идеален и при этом достаточно влиятелен, чтобы договариваться с Лигой о небольшом переносе времени. Заметно, что эта ситуация стала действительно форс-мажором. Ею управляли практически в ручном режиме – пресс-атташе РФПЛ за полчаса до начала не знал об отсрочке.
Но для спортивного телевидения такие случаи должны стать будничными. Люди из программного отдела должны знать, сколько может идти волейбольный матч, как его перекрыть в случаях недобора или перебора по времени и какие трансляции нужно показывать до конца, потому что на них присутствует президент России. «Матч ТВ» отлично вышел из этой ситуации, но непонятно, сколько еще нужно времени, чтобы программисты были не суперменами, а профессионалами.
Фото: «БИЗНЕС Online» |
Идеальным решением был бы изначальный старт встречи ЦСКА – «Спартак» на 17:15. Это добавило бы спокойствия боссам канала, а трансляции – предматчевую студию, отсутствие которой стало серьезной промашкой «Матча». Сухие факты: перед разборкой «Спартака» и «Зенита» канал запустил часовое обсуждение игры – аналитика московского дерби осталась лишь в разговорах Константина Генича с Валерием Карпиным в репортаже. После финального свистка у комментаторов тоже было всего пара минут на обсуждение, и нужно было спешить на студию с Виталием Петровым в Сочи. Никаких разговоров о связи «Зенита» с «Газпром-Медиа», но при старте в 17:30 можно и развернуть студию на футболе, и выйти к началу хоккея, и оставить время для гипотетического волейбола.
В мире линейного ТВ «Матч» всё равно останется виноватым: кто-то обязательно поворчит из-за того, что на планете играют более важные команды. Но для людей, которые просто садятся перед телевизором и живут по программе передач, тоже нужно грамотно составить сетку и привязать зрителя к нужной кнопке. При поиске интонации, форматов и идей «Матч» забывает о банальном удобстве для аудитории. Вместо красивых слов о рейтингах нужно всего лишь помнить о людях с той стороны экрана.