Почему российский баскетбол хочется отмотать на 15 лет назад

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» вспоминает самое интересное, что было в чемпионатах России 2000/01 и 2001/02 – единственных двух сезонах в новейшей истории, когда в финал не выходил ЦСКА.

ЖАЛОБЫ ЦСКА НА СУДЕЙСТВО

В это трудно поверить, но когда-то судей критиковали представители ЦСКА, а не соперники армейцев.

В 2001 году ЦСКА играл с «Локомотивом» в серии за третье место в чемпионате России. Главный тренер ЦСКА Валерий Тихоненко увёл свою команду с площадки до конца второй игры – ему показалось, что судейство было предвзятым. «Прежде всего опасался за игроков, – объяснял Тихоненко. – Они могли в любой момент получить травму или начать массовую драку. Кириленко чуть не выбили зубы. Для меня было главным сохранить команду».

В 2002 году ЦСКА играл с «Автодором» во втором матче четвертьфинала. Судья удалил двух игроков армейской команды – в том числе звёздного центрового Мирсада Туркана. В ресторане «Азиатский стиль», где игроки ЦСКА обычно обедали после матчей в Саратове, Туркан подошёл к главному тренеру «Автодора» Владимиру Родионову. Центровой поинтересовался, просил ли саратовский клуб у судей о помощи.

«Мне даже в голову такое не приходило, – ответил Родионов. – Если нам и помогли, то самую малость: отдали два спорных свистка как хозяевам. Вас много раз судили гораздо хуже. Сегодня «Автодор» выиграл потому, что был сильнее духом».

ЕРЁМИН VS БЕЛОВ

Череда провалов ЦСКА в начале века привела к тому, что вся сила перешла в регионы. С 2000 по 2002 год «Урал-Грейт» проигрывал в плей-офф чемпионата лишь раз! И это при том, что пермская команда два года выходила в финал, где оба раза билась с УНИКСом. Казанская команда и стала единственным обидчиком «Урал-Грейта» в плей-офф.

Сергей Белов и Станислав Ерёмин
Фото: ural-great.ru

Аналогов тренерскому противостоянию Сергея Белова и Станислава Ерёмина за последние 15 лет в российском баскетболе не появилось. Во времена игровой карьеры в «Уралмаше» и ЦСКА оба были практически неразлучны друг с другом – Ерёмин говорил, что «жил с Беловым в одной комнате и играл с ним в одной команде». Оба прошли ЦСКА и сборную России. Оба нашли себя в провинции.

Ключевое различие заключалось в том, что Ерёмин и Белов находились в разных рыночных условиях. Например, летом 2001 года «Урал-Грейт» смог перехватить у ЦСКА трёх игроков высокого уровня – Валерия Дайнеко, Василия Карасёва и Руслана Авлеева. УНИКС не обладал такой мощью, не мог заманить к себе Евролигой и не обладал такими связями на международном рынке. Но у Казани всё-таки был свой козырь. По словам Ерёмина, в любых переговорах помогало то, что в УНИКСе всегда вовремя выплачивали зарплату.

«Мы начали работу с энтузиазмом, однако в ответ на свои предложения раз за разом слышали одно и то же, – описывал селекцию в 2001 году Ерёмин. – Либо категорический отказ, либо цена на игрока сразу же увеличивалась в полтора - два раза».

К тому же подписывать легионеров было трудно из-за уровня самого чемпионата. Считалось, что, попав в Россию, иностранцы пропадали из поля зрения именитых европейских клубов. Поэтому в Казани появлялось мало легионеров, которые не проходили «обкатку» в «Локомотиве» или «Автодоре». Самый яркий из иностранцев, который начал своё знакомство с Россией именно в Казани, а не в Минеральных Водах или Саратове, – Гленн Уисби - первый американец в УНИКСе и человек-пробежка.


20-ЛЕТНИЙ КИРИЛЕНКО

Андрей Кириленко не застал самого кошмарного сезона в новейшей истории ЦСКА (2001/02), но на личном опыте прочувствовал, что в армейском клубе что-то не так. В 2001 году армейцы всухую проиграли «Урал-Грейту» в полуфинале плей-офф чемпионата России. Кириленко не показал и трети своих возможностей, а после второго матча не смог сдержать слёзы. Хотя, казалось бы, чего расстраиваться: всем было понятно, что Кириленко ждёт яркая карьера в НБА.

Интересно, что ту серию 2001 года преподносили как противостояние Кириленко и… снайпера «Урал-Грейта» Сергея Чикалкина. Оба признавались лучшими игроками чемпионата России в разные годы. «Это наши, выросшие в России, новые звёзды, – писал «СЭ». –  Не легионеры и не многоопытные ветераны. Это звёзды без всяких оговорок – не внутреннего значения, а международного». В дальнейшем пройдёт бесконечно много времени, прежде чем какую-либо серию плей-офф будут преподносить как схватку двух российских игроков.


ПРИКЛЮЧЕНИЯ АВЛЕЕВА

Драку Руслана Авлеева с судьёй можно трактовать по-разному. С одной стороны, Авлеев стал автором самого просматриваемого момента в российском баскетболе начала нулевых. С другой стороны, за эту драку игрок чуть не поплатился карьерой: ФИБА отстранила его на два года – для баскетболиста это сродни пожизненной дисквалификации. Самое интересное началось, когда РФБ каким-то образом сократила срок отстранения в четыре раза. Получилось, что УНИКС мог заявить игрока на матчи плей-офф – благо была огромная пауза в календаре.

«Честно говоря, сокращение дисквалификации стало неожиданностью, – признавался Авлеев. – Я поэтому всерьёз не тренировался. Первые три месяца залечивал палец, а потом только бегал в своё удовольствие вместе со второй командой». Когда Авлеев вернулся в УНИКС, его вес составлял 117 килограммов. Уже в первые дни он сбросил сразу 10. Почему? В те времена УНИКС предпочитал скоростной баскетбол – сам Авлеев называл этот стиль «бей-беги». Главным игроком казанской команды был Евгений Пашутин: если недавно он ставил УНИКСу медленный позиционный баскетбол, то тогда был не прочь включить максимальную скорость. Несмотря на то, что бегать в дворце спорта было опасно: при полных трибунах на паркете скапливалась влага.


КУЩЕНКО В «УРАЛ-ГРЕЙТЕ»

Лучше всего описать «Урал-Грейт» получилось, разумеется, у тренера Белова: «Пермский феномен крылся в организации, в структуре системы. Иначе мы были бы командой-однодневкой».

Превосходство руководства пермского клуба, возглавляемого Сергеем Кущенко - на тот момент и генеральным менеджером сборной России, выражалось по-разному. За сезон «Урал-Грейт» зарабатывал 1,5 млн долларов от рекламы, продажи билетов и клубной атрибутики – на такую сумму можно было бы содержать клуб из середины таблицы чемпионата. К тому же «Урал-Грейт» мог позволить себе полную свободу на рынке. В газетах писали, что стать заранее сильнее Перми можно только при покупке форварда «Юты» Карла Мэлоуна. Карасёв говорил, что в пермской команде «слишком много лидеров».

Сергей Кущенко и Сергей Белов (в центре)
Фото: ural-great.ru

Всё перевернулось в 2002 году. По ходу сезона «СЭ» опубликовал сообщение, что Кущенко перейдёт из «Урал-Грейта» в ЦСКА, и сделал примечание: «Если команда хочет стать чемпионом – она должна быть единым целым: игроки и руководство. Теперь такого единения в ЦСКА не будет. В «Урал-Грейте» должны потирать руки – главный конкурент самоустранился». Так и получилось: ЦСКА даже не добрался до «Урал-Грейта», проиграв «Автодору» в 1/4 финала.

«В жизни Александра Гомельского было много побед – спортивных и околоспортивных. Поздравляю его ещё с одной победой – над собственной командой и здравым смыслом», – громил тогдашнего президента ЦСКА председатель совета директоров клуба Андрей Малышев.

«Полагаю, что Кущенко стал одной из главных причин нашего фиаско, – считал главный тренер ЦСКА Тихоненко. – Если команда узнаёт, что у неё новое руководство, но заканчивать сезон нужно со старым, это нельзя просто принять к сведению. Кому-то было необходимо взорвать команду изнутри. Затея удалась».

Приход Кущенко ознаменовал конец непродолжительных неудач ЦСКА и Михаила Прохорова. Повеселились, и хватит. После «Урал-Грейт» не то, что не выигрывал чемпионат, но и вылетал во второй дивизион. Хотя Кущенко обещал поддерживать баскетбол на Перми, всем было очевидно, что к чемпионским временам «Урал-Грейт» вряд ли вернётся.

Даже сейчас в истории с Кущенко непонятен один момент. Почему переходы менеджеров не действовали и не действуют в обратном направлении? Почему у российских клубов есть достаточно денег, чтобы покупать легионеров супервысокого класса, но нет денег, чтобы «воровать» менеджеров у ЦСКА?

«Извечный вопрос «Можно ли создать суперклуб в российской провинции?» (не на 2 - 3 года, а надолго – иначе приставка «супер» теряет весь смысл), ответ на который искали и ищут в Саратове, в Казани, в других городах, по-прежнему останется открытым», – этот текст был опубликован в «СЭ» в 2002 году. Прошло 15 лет. Для российского баскетбола вопрос всё ещё открыт.

Артур Валеев