«Мы не боимся конкуренции за зрителя». Как провёл год единственный клуб Казани, собранный из местных игроков

В интервью «БИЗНЕС Online» спортивный директор мини-футбольного «Ядрана» Денис Корчагин рассказал об интересе к клубу, игре местными футзалистами, деньгах в мини-футболе и о многом другом, что произошло с командой в первом в истории сезоне клуба на профессиональном уровне.

«ОБЪЕДИНИНИЕ С РУБИНОМ? МЫ ВСЕГДА ОТКРЫТЫ К ДИАЛОГУ»

Денис Корчагин
Фото: Сергей Елагин

– Денис, что было самым сложным для «Ядрана» в первом сезоне?

– На мой взгляд, самым сложным моментом был переход от любительского подхода к делу к уровню максимально приближенному к профессиональному. От организационных моментов, до сугубо игровых, где уже футболисты должны были понять, как им по-новому нужно настраиваться и уметь распределять свои силы. 

– Что входит в обязанности спортивного директора вашего клуба?

– Скажу так: эту работу практически не видно и не слышно. Когда команды выходят на площадку, и там всё «сияет и блестит», а соперники, судьи, инспектор и другие официальные лица всем довольны, вот тогда я с уверенностью могу сказать, что выполнил свою работу хорошо. Отсутствие разговоров, что к «Ядрану» могут быть какие-то претензии по организациям домашних матчей и выездов на игры в другие города – это и есть главный показатель хорошей работы нашей команды в комплексе. Конечно, не все зависит от меня лично, имею ввиду результат отдельно взятого матча, но всегда чувствую большую ответственность за результат в том числе, когда продумываю все логистические схемы передвижения команды, вопросы питания и проживания, занимаюсь документацией, а также другими не менее важные вопросами.

– Насколько сложно этим заниматься? Всё-таки новый опыт.

– Для меня лично это было не очень сложно. Были моменты, когда за короткий промежуток времени передо мной ставилась задача сделать так, чтобы игроки чувствовали себя максимально комфортно на игре после непростого перелета, например, или позднего пребывания на место. Было несколько бессонных ночей, которые сложно не запомнить. Приходилось  разрабатывать логистические схемы, решать вопросы по питанию, гостиницу, в самые короткие сроки. Взаимодействие и совместная работа с директором клуба, тренерским штабом и врачом команды всегда давало результат.

– Все ли поддерживали вас в городе, когда было принято решение переходить в профессиональный спорт?

– Естественно, не обходилось без недовольных, но лучше иногда промолчать, чем сказать лишнее. Люди могут не так понять. Были разные моменты, но мы достойны их проходили. Надеюсь, никто не в обиде на нас. Все обязательства выполнены и перед футболистами, и перед сотрудниками, и перед нашими партнёрами.

– Кроме «Ядран-Ойл» кто-то в городе ещё проявлял интерес к клубу?

– Безусловно. Был проведен ряд переговоров, как с министром спорта, так и с некоторыми коммерческими структурами. Что-то конкретизировать пока бы не стал. Когда уже будет переход от слов к действиям, тогда всё сами сможете увидеть.

– На вас стали обращать внимание с самого начала или выжидали первых результатов?

– Второй вариант. И это, я считаю, правильно. Когда всё только начиналось, мы ещё сами не знали, что из этого получится. Слабые, сильные или середнячки – мы не могли дать сами себе объективную оценку, что именно из себя представляем в самом начале. Поэтому подходить к кому-то и что-то просить было бы некорректно. Понятно, что общие фразы, мол, мы хотим играть и отстаивать честь Казани как спортивной столицы, могли быть нами озвучены. Но лучше было подождать, что мы и сделали. 

– Есть ли вероятность, что «Ядран» сможет объединиться с флагманом татарстанского футбола «Рубином»?

– Я не знаю мыслей «Рубина». Если они увидят какую-то заинтересованность в мини-футболе через наш клуб, то мы открыты к диалогу. Однако сейчас, я думаю, «Рубину» это неинтересно.

«ЛИДЕРЫ РОССИЙСКОГО МИНИ-ФУТБОЛА ИМЕЮТ БЮДЖЕТ БОЛЬШЕ 100 МЛН РУБЛЕЙ»

Против таких именитых соперников, как московский «Спартак», «Ядран» играл своими воспитанниками 
Фото: Любовь Симонова

– Перед началом сезона про бюджет клуба фигурировала цифра порядка 8 миллионов рублей. Насколько это так?

– Да, примерно такие деньги были выделены клубу в минувшем сезоне. Сюда входило абсолютно всё от трат на гостиницу во время выездных игр и до каких-то непредвиденных расходов.

– В целом по высшей лиге расходы в год на клуб такие же?

– Есть несколько команд, у которых бюджет значительно выше, но при этом были клубы с меньшими деньгами. Если расставлять команды по бюджетам, то мы будем где-то посередине.

– Какие деньги нужны для клуба суперлиги?

– Во время общения с представителем ассоциации мини-футбола России говорили примерно о 40 миллионах рублей на сезон. Разумеется, качество игры такого клуба не самого высокого уровня по меркам суперлиги. Для содержания команды в середине турнирной таблице нужно порядка 50 - 60 миллионов, а вот у лидеров российского мини-футбола бюджеты, по моей информации, могут достигать свыше 100 миллионов рублей в год.

– Для большинства футболистов «Ядрана» игра за команду не является единственным местом работы. Как клуб смотрит на это?

– Конечно, работа вне клуба только мешает. Мы это прекрасно понимаем. Все мы знали, на что шли. Ребята отнеслись к этому с пониманием и с огромным запасом энтузиазма. Когда будет немного другой бюджет, мы будет создавать нашим игрокам условия, при которых они могли бы не работать где-то ещё. Мы к этому идём, но для этого нужно ещё много работать всем нам.

– Пока этот вопрос не входит в ближайшую перспективу клуба?

– Сложно сказать. При таком бюджете точно нет. О путях развития клуба начнём говорить в ближайшее время. Сейчас взяли небольшую паузу, так что вопросы про стратегию клуба пока можно отложить. Сезон закончился месяц назад, последний матч сезона отыграли 8 апреля. Сейчас всем нужно сделать небольшую передышку, чтобы начать обсуждать работу на будущий сезон.

– Ещё по поводу игроков. Почти все ваши футболисты – выходцы из Татарстана. Насколько перспективное это решение?

– Могу точно сказать, что за неимением мини-футбольной школы вырастить в Казани игрока, который бы представлял команду суперлиги, практически невозможно. Мини-футбольных команд не так уж много, огромная конкуренция. Самые мини-футбольные регионы страны десятками ежегодно выпускают сильных ребят, но только единицы доходят до суперлиги. 

Что касается «Ядрана», не буду скрывать, что в этом был и продолжает быть пиар ход. Во-первых, людям интересно наблюдать за командой, собранной полностью из местных ребят, которые достойно выступали весь сезон и которые не имели до этого опыта выступления на профессиональном уровне. 

Во-вторых, важную роль сыграл бюджет. Приглашенному игроку нужно платить принципиально другие суммы. Мы так делать не могли и не хотели. У нас была цель освоиться и посмотреть, как всё это выглядит изнутри. Ну и привести мини-футбол российского уровня в Казань.

«ИЗНАЧАЛЬНО СТОЯЛА ЗАДАЧА ОТКРЫТЬ МИНИ-ФУТБОЛЬНУЮ ШКОЛУ»

«Без школы клуб не может долго существовать и тем более развиваться»
Фото: Ирина Ерохина

– Как возникала мысль создания собственной школы мини-футбола?

– Изначально у нас была задача открыть в Татарстане именно мини-футбольную школу. Мы пришли к тому, что для начала нужно создать команду, на базе которой мы бы смогли в дальнейшем создать место подготовки юных футболистов. Нужно понимать, что это вытекающие друг из друга фактора. Без школы клуб не может долго существовать и тем более развиваться. Так что первостепенной задачей была школа. Я специально ездил на Урал, чтобы посмотреть, как там работают с детьми. Всё-таки это тот регион, где детскому мини-футболу уделяется очень большое значение. Сразу бросается в глаза, как там 10-летние мальчишки играют как наши 18-летние парни. Это просто поражает.

Когда же мы открывались в начале этого года, было очень приятно видеть, как много пришло людей на наше первое занятие. Сейчас у нас существует две группы. В младшей около 20 человек, в старшей порядка 15. В идеале мы бы хотели создать команды по каждому году, где было бы около примерно 12 человек, а потом уже отсеивать по спортивному принципу. Сейчас среди самых младших есть 6-летние мальчишки. Пока рано говорить о каком-то сверхпрогрессе, но недавно на одном из казанских турниров мы играли юношами не старше 2000 года рождения. Никого обидеть не хочу, но там нам просто не было равных. При этом у нас некоторые ребята получили травмы незадолго до турнира, и мы двухдневный турнир с постоянными играми провели шестью игроками. Только из-за усталости и потери концентрации на какое-то мгновение мы не дошли до финала, но по содержанию игры всё было очень хорошо.  

– Получается, что сейчас в Казани ваша мини-футбольная школа – единственная?

– Да, других нет. Немногих этот сегмент интересует, нужно признать, потому что он довольно узкопрофильный. Мы это понимаем, так что в дальнейшем нам нужно будет доказывать результатом, что мы не зря всё это затеяли.

– На какие деньги содержится школа?

– Пока занятия в нашей школе платные. Не совсем можем принимать всех желающих. Но как только появится собственный бюджет, выделяемый на школу, будет другой уровень. В идеале это должно быть бесплатно, но сейчас мы этого не можем позволить.

«НЕ УДИВЛЮСЬ, ЕСЛИ ЧЕРЕЗ ПАРУ ЛЕТ ОТ КАЗАНИ БУДЕТ НЕСКОЛЬКО МИНИ-ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ В ВЫСШЕЙ ЛИГЕ»


Фото: Сергей Елагин

– Сейчас бросается в глаза, что «Ядран», несмотря на всю работу, пока проседает в создание собственного имиджа. Как повысить узнаваемость клуба?

– Опять же всё упирается в бюджет. Да, мы хотим работать над маркетингом, больше уделять внимания работе с болельщиками. Одной из главных задач, которая будут стоять перед нами, – это увеличить интерес к нашему виду спорта в целом в нашем городе, чтобы к нам ходили на игры еще больше зрителей и болельщиков. Мини-футбол – зимний вид спорта, а зима в нашей полосе, как известно, длится далеко не 3 месяца, как на календаре. Именно это и является главным фактором проявления большого интереса к этому виду спорта со стороны болельщиков, СМИ, партнеров и спонсоров. Тот же сайт, которого сейчас не хватает нам, заметно бы повысил к нам интерес со всех этих сторон. Надеюсь, что вскоре все будет на хорошем уровне и все будет работать как отлаженный механизм, дополняя друг друга и усиливая наши позиции.

По поводу внимания СМИ. Будем приглашать и обращать на себя внимание. Ещё играет свою роль забитость Казани спортом. Его достаточно много, и люди уже не понимают, чего хотят по-настоящему: пойти, например, на хоккей или на футбол, а, быть может, и на волейбол. Среди команд это сумасшедшая конкуренция, скажу вам откровенно. Мы это чувствуем и знаем. Но у нас есть пару козырей: во-первых, у нас на матчах всегда тепло, во-вторых, у нас играют местные ребята, которых многие любители футбола знают лично, и после удачных, либо неудачных игр они не убегают и не скрываются от болельщиков. Уверен, это придает импульс развития мини-футболу, несмотря на большую конкуренцию.

– Она не пугает?

– Нет, конечно. У на свой сегмент. Мы хотим развиваться. Откровенно говоря, если мне скажут, что через несколько лет от Казани будет несколько клубов участвовать в высшей лиге, я не удивлюсь.

– При текущем перенасыщении клубами в городе?

– Именно. Но, если озвучить некоторые кулуарные разговоры, могу сказать, что интерес к мини-футболу в Казани есть. Скажем так, он вряд ли погаснет в ближайшие лет пять, несмотря на, то что частично эта ниша уже занята «Ядраном».

«ОЛИМПИЕЦ» ВО ВСЁМ НАМ ПОДХОДИТ»


Фото: Любовь Симонова

– Если возвращаться к сегменту, то, вероятно, вам удалось бы подтянуть ещё больше болельщиков, если бы «Ядран» не проводил домашние игры за городом в «Олимпийце». Других вариантов нет?

– Мы бы хоть сейчас с удовольствием переехали в тот зал, который подходил бы нам по всем параметрам. На самом деле, каждый спортивный комплекс находится под чьим-то ведомством. Либо под каким-то вузом, либо принадлежит какой-то организации. Отсюда нужно понимать, что у каждого свои планы и своё видение развития. Плюс некоторые залы находятся в такой же отдаленности от центра города, как и «Олимпиец», только в противоположенной стороне. К тому же несколько залов не подходят по техническим причинам, несмотря на их отличную геолокацию.

– Например, малый зал «Баскет-холла»?

– Например, он. Раньше там играли. Тот же «Приволжанин» проводил свои матчи на этой арене, но всё-таки время идёт, спорт меняется. Заводить ребят в маленький зал никому не интересно, хотя с трибунами там всё отлично. «Москва», «КАИ-Олимп» и многие другие залы не подходят из-за регламента чемпионата. Поэтому где бы «Олимпиец» ни находился, он нам идеально подходит. Хотел бы воспользоваться случаем и выразить самые тёплые слова администрации «Олимпийца», которая нам всегда помогала при организации матчей.

– И всё-таки где бы вы предпочли играть?

– Идеальное место – дворец единоборств «Ак Барс».

– Почему не получилось договориться?

– У нас игры по выходным, а у них в это время всё расписано чуть ли не на полгода вперёд. Теоретически мы можем договорится на следующий сезон, к тому же там мы проводим тренировки. Но даже там не всё идеально. Все, кто был в «Ак Барсе», знают, что там выступает на площадку козырёк, которые создаёт помехи.Так что мы продолжаем находиться в поисках идеала.

«700 ЧЕЛОВЕК НА ПЕРВОЙ ИГРЕ СТАЛО БОЛЬШИМ СЮРПРИЗОМ»

«Полный «Олимпиец» на первой игре стал приятным сюрпризом»
Фото: Сергей Елагин

– Стоит ли как-то оценивать место клуба в турнирной таблице по итогам сезона?

– Я думаю, что не мне стоит как-то оценивать этот результат. Пусть каждый сам для себя оценит хорошо это или не очень. Спокойно, без эмоций. Но если кто-то решит, что это была «легкая прогулка», то эти люди очень сильно ошибаются. Я слышу разные мнения от разных людей, мол, мы не хуже «Ядрана», но эти люди не знают многого и говорят это как правило только лишь для самопиара. Одно дело настроиться на нас и сыграть один матч на 200 процентов, когда все устали от изнурительных поездок на протяжении всего сезона, от нового темпа тренировочного процесса и нового уровня самой игры, когда 70 процентов игроков играют с травмами, а кто-то и вовсе смотрит с трибуны, перенеся различные операции. И совсем другое дело отыграть весь сезон на таком уровне, где почти все команды дают настоящий бой, причем неважно, дома мы играем или на выезде, где нервы и эмоции, порой, зашкаливают. Это все совершенно другой уровень подготовки и подведение своего организма к тренировкам и играм. Совершенно другое осознание того, что ты выходишь на площадку представлять спортивную столицу России. 

– Игры, за которые вы можете гордится в плане организации.

– Хоть я и не пропустил ни одной игры этого сезона, ни домашней, ни гостевой, все же запомнились почему-то 2 - 3 из порядка 30 матчей включая Кубок России. Самая первая игра в сезоне – игра с «Политехом». Лично для меня практически полный «Олимпиец» стал приятным сюрпризом. Приехало почти 700 зрителей. Было что-то невероятное. Первый забитый гол, помню как сейчас, как Саша Боченков изумительно пробил между ног вратарю «Политеха» со средней дистанции и как взорвался аплодисментами весь зал. Ещё запомнились выезды в Астрахань и Липецк. Оба выезда – очень сложные поездки оказались в плане количества перелетов и переездов на автобусах, состыковок и задержек рейсов. Правда, были тогда и приятные моменты. В обоих выездах мы привозили по 3 очка. Это, безусловно, главное и, несмотря на усталость после таких физических нагрузок, чувство гордости переполняет в этот момент, и усталость не так чувствуется. Думаю, тот, кто испытывал подобное, понимает, о чем идет речь. 

– Что вам дал «Ядран» за это время?

– Я, если честно, ощущаю себя счастливым человеком. 12 лет в Казани не было профессионального мини-футбола, так что я испытываю только положительные эмоции, являясь частью этого процесса, вот, что дал мне «Ядран» за это время. Но, как говорится, дальше – больше. Период эйфории от происходящего проходит быстро и начинается процесс кропотливой работы над всеми процессами, что мы и делали весь сезон.  У нас сформировался хороший коллектив. И именно этим людям я благодарен особенно за то, что у нас получилось создать настоящую боеспособную команду. Абсолютно каждый: и футболисты и тренерский штаб и группа менеджеров, врач, PR-менеджер, президент, безусловно, все внесли свой вклад в общее дело.   

Данил Зайнуллин