«Карьера футболиста — поезд, и нельзя перепрыгнуть из последнего вагона в первый», — сказал на встрече с журналистами в Доме футбола Станислав Черчесов. Главный тренер сборной объяснил, как в расширенной заявке на Кубок конфедераций – 2017 появился игрок «Рубина» Руслан Камболов, прошелся по персоналиям и отметил, что не собирается экспериментировать во время турнира. Корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» был в числе собеседников Черчесова и приводит ее стенограмму.Станислав Черчесов Фото: Михаил Шапаев / официальный сайт РФС
«НИКОГО НАТУРАЛИЗОВЫВАТЬ НЕ ХОЧУ»
«Давайте так. Сначала говорим про тех, кто в списке. Потом обсуждаем тех, кто в список не попал». Пресс-конференция Станислава Черчесова сразу началась не так, как предыдущие. Ранее главный тренер сборной отказывался комментировать игроков, не вошедших в заявку.
«Если каждого вспоминать, то весь день просидим», – реагировал он на вопрос об отсутствии Тараса Бурлака в заявке на игры с Бельгией и Кот-д’Ивуаром. Сейчас защитник казанцев травмирован и в сборную попасть не может чисто теоретически. Но вместе с Максимом Канунниковым в национальную команду из «Рубина» поедет Руслан Камболов. Из-за эпидемии травм номинального опорника отодвинули в оборону перед игрой с «Локомотивом», и тогда команда Хави Грасии впервые за долгое время одержала победу. Последние три тура Камболов неизменно играет в паре с Серхио Санчесом, и это позволило попасть ему в расширенную заявку сборной.
Сейчас в списке 30 фамилий. До поездки на сбор в Австрию он сократится до 26 игроков (23 полевых + 3 голкипера). На Кубок конфедераций заявка сократится еще на три пункта.
– Во время Кубка конфедераций-2017 будут люди, которые будут вне состава, но на подмене на случай травм?
– Окончательный список из 23 человек обозначим до 7 июня. После этого можно менять только в случае медицинского форс-мажора. По ходу турнира уже замен быть не может.
– Руслан Камболов в сборной рассматривается исключительно на позицию центрального защитника?
– Понятно, что для кого-то Камболов неожиданно попал в заявку. Но ситуация меняется, после решений братьев Березуцких о том, что они не смогут нам помочь, пришлось смотреть шире на кандидатов.
В какой-то степени повезло, потому что Камболова в «Рубине» перевели в оборону независимо от нас. Я видел его против «Локомотива», тогда уже обратил внимание на него. Потом смотрел статистику. Он выиграл все единоборства (их было больше 15), отборы все завершил успешно, выиграл борьбу в воздухе. Потом посмотрели еще пару игр с ним, не поленился найти его игры на позиции защитника: в том числе, с «Бордо», «Ливерпулем», «Сьоном». Есть определенный потенциал на этой позиции, он может нам помочь.
Поэтому по определенным спортивным показателям мы решили его включить пока в расширенный список. На таких турнирах нужны разносторонние футболисты. У нас в команде игроки способны играть минимум на двух позициях без потери качества. У него есть навыки и для игры в центре обороны, и в опорной зоне – для сборной это только в плюс.
Руслан Камболов | |
Фото: архив «БИЗНЕС Online» |
– Почему в заявке крайние защитники указаны в полузащитниках?
– Если бы мы их всех поставили в защиту, вы бы спросили «Мы одними защитниками играть будем?». Нужно же распределять игроков по заявке. У нас сейчас будет чуть больше времени, чем раньше, чтобы больше наигрывать варианты. Позиции того же Жиркова или Дмитрия Комбарова в списке не принципиальны.
– Какие новости по Марио Фернандесу?
– На спортивные вопросы отвечу с удовольствием. На юридические вопросы ответит юрист, он на четвертом этаже сидит – спуститесь туда, пожалуйста. Это не сарказм, просто так обстоит ситуация.
– Вам по качествам Фернандес нужен в атаке или как игрок обороны?
– По-моему, вы уже знаете ответ. Он играет без потери качества у обоих ворот. Нам чуть-чуть повезло, что ЦСКА перешел на игру с линейным, нам теперь не надо проверять его игру в условиях сборов и контрольных матчей. Фернандеса мы с удовольствием к себе ждем, будем тренировать. Создадим ему конкурентную среду, и пусть он доказывает свою состоятельность.
– В сборной два бразильца, есть ли желание увеличить это количество?
– Никакого. Маяковский писал, что паспорт из штанин надо доставать с гордостью. Если кто-то получил паспорт РФ независимо от меня, то он стал в общий строй. А если по моей просьбе, то получаются обязательства. А мы должны быть независимы. Иначе паспорт будет означать абонемент в сборную, а у нас абонементов нет.
Марио Фернандес | |
Фото: Сергей Дроняев / Еженедельник «Футбол» |
«НАМ НЕВАЖНО, СКОЛЬКО ДЗАГОЕВ СЫГРАЕТ ЗА ЦСКА, ЕСЛИ ЭТО ЕМУ НЕ НАВРЕДИТ»
Большую часть пресс-конференции Черчесову пришлось комментировать список пофамильно. Практически по каждому игроку были свои вопросы: о травмах, физической форме или соответствию игровой тактике сборной.
– В список вошел Алан Дзагоев, который много пропустил из-за травм. Не страшно вызывать его?
– Футбол – это контактный вид спорта, поэтому мы сегодня исходим из того, что есть. У Дзагоева, насколько я понимаю, уже 19 дней прошло с начала лечения. У мышечных травм сроки восстановления плюс-минус 21 день. Через 25 дней футболист должен быть не только здоров, но и готов.
Мы просчитываем ситуации: от игры с «Локомотивом», где он травмировался, до первого матча Кубка конфедераций 52 дня. Если не случится ничего. Но в ЦСКА профессиональный медицинский штаб, который будет взвешивать риски и принимать решения, которые посчитают лучшими. Мы не можем и не хотим вмешиваться в клубные вопросы. По моим подсчетам Алан должен быть готов. Для нас не принципиально, отыграет он в конце за ЦСКА 1 минуту или 180. Главное, чтобы в клубе взвешивали риски, а мы будем исходить из ситуации, которая будет. Его уровень нам прекрасно знаком, он не новичок, по которому могут быть вопросы. Опытный футболист, обладающий высоким классом.
– У Артёма Дзюбы тоже проблемы были со здоровьем – ситуация улучшилась?
– Наш медицинский штаб в контакте с коллегами из «Зенита». Дзюба играет все матчи в клубе, работает без ограничений. 21 мая у него заключительный матч сезона в «Зените», 22-го он уже в Москве, где мы сможем оценить его состояние. Опять же, сбор еще и для того, чтобы оценить готовность игроков и подготовить их. Голами Дзюба свою состоятельность подтверждает.
– Удалось ли лично посмотреть последние матчи Романа Нойштедтера и пообщаться с ним?
– Пообщаться не получилось. Чисто арифметически после матчей сборных он сыграл 4 игры. Чемпионат Турции заканчивается 22 мая.
Туда я не летал, сейчас есть возможность и без личного присутствия посмотреть. И всегда есть нюансы. Когда я езжу в команды, стараюсь общаться с тренерами своих игроков, чтобы смотреть игру их глазами. Знать, какие им задания даются тренерским штабом. Потому что, если игрок не подключается, когда есть возможность, то это может быть требованием тренера. А не потому что он не умеет или не хочет.
Роман сыграл полную игру с Бельгией, в первом тайме были определенные моменты, когда он действовал неправильно. Возможно, сказалось волнение. Во втором тайме играл намного лучше. Мы смотрим и стараемся подходить к моментам более детально, чем болельщики и журналисты. Надо быть аккуратнее в принятии решений.
– В оставшиеся туры сколько матчей планируете смотреть вживую?
– Во-первых, если брать последние два тура, все играют в одно время. При всей моей любознательности я могу посмотреть только по одному вживую. А так я почти на всех встречах бываю на играх сам, либо отправляю помощников.
– Довольны игрой Тарасова, несмотря на провал против ЦСКА?
– С ЦСКА вы его критиковали, а в других матчах не хвалили, когда надо. Для вас bad news – good news. А для нас объективность. С ЦСКА он за тайм сделал больше, чем некоторые за два тайма. Пару раз оказался не там, где надо, вот и всё. В последнем матче, если не ошибаюсь, у него 75 оборонительных действий. И нам от него для начала нужна активность как раз в обороне.
И я когда-то говорил, что мы стараемся делать так, что если травму игрок получает на «поле боя», то ему нужно предоставить шанс. Если заслужил. Дмитрий получил травму, играя за сборную – вот ему шанс в виде сбора.
– Фёдор Смолов при вас на поле так и не вышел…
– Он был на двух сборах, и на первом свой гол забил. На втором посещал теоретические занятия. Задачу нападающего забивать в клубе он решает регулярно. К его работе, как к форварду, нареканий нет никаких. Думаю, если бы не травма, он бы повторил свой прошлогодний показатель в 20 забитых мячей. Нам важна его физическая форма, все остальные моменты будем прорабатывать на сборах. Нас расстраивали его травмы, но ситуация такая, какая есть.
– Можете объяснить, почему вызвали Лунева, а не Медведева?
– У нас много качественных вратарей, из которых только Акинфеев по-настоящему играл за сборную. У Гильерме всего один полный матч, у Беленова – ноль. Ребров играл один тайм, Джанаев, который травмирован, – одну игру. Есть условный уровень игрока, а есть опыт игры за сборную. Чисто математически Акинфеева отодвигаем в сторону. По остальным кандидатам смотрим на текущее состояние дел.
Медведев установил рекорд, но, как только рекорд прервался…он прервался. Есть условный поезд, в который попадают футболисты. Иногда они попадают в последний вагон, из которого потихоньку двигаются в вагон vip. Нельзя попасть в первый вагон из последнего, действовать надо постепенно.
Давайте дадим возможность естественным путем завоевывать свои места подрастающему поколению. Лунев половину сезона в «Уфе» сыграл достойно, сейчас выглядит достойно. Если бы он играл в «Зените» с начала сезона, мы бы еще его в еврокубках посмотрели.
– Ошибка Васина против «Спартака» как-то повлияла на вашу позицию по нему?
– Виктор Васин выглядит достаточно уверенно, я смотрел его последние матчи. Если бы он не ошибался, его бы в ЦСКА никогда не было. Хорошо, что он ошибается, значит, есть, что исправлять. Тому, кто не ошибается, тренер не нужен. Но я думаю, что не надо зацикливаться на минутных, даже секундных моментах, а брать все в целом. Моя задача была его поддержать. Через пару дней после игры со «Спартаком» я ему позвонил. И никакой неуверенности в голосе не услышал. Не спотыкается тот, кто ползет.
– Александр Самедов в «Спартаке» часто оставался на скамейке – в сборной продолжит быть основным игроком?
– А какие шансы на то, чтобы он не продолжил им быть? Он все семь игр провел в старте, отдавал передачи, забивал голы. Я не знаю, какая у него ситуация в «Спартаке», и вмешиваться в нее не планирую. Футболист перешел в новый клуб, забил свои голы, среди которых и победные. Нас удовлетворяет его моральное состояние, физическая готовность тоже на хорошем уровне. У нас он играл основную роль, и я не вижу предпосылок что-то поменять. Но всё покажет сбор. Мы уважаем то, что у нас есть и то, что для нас уже сделано. У Самедова есть свои плюсы и минусы, но ситуация на сегодняшний день объективная.
– Как вам прогресс Миранчука этой весной?
– Смотрим за ним внимательно с того ракурса, который обсуждали на сборах. Анализировали его игру с Румынией, высказывали какие-то требования. Не знаю, какие требования ему предъявляет Юрий Сёмин, но в моментах, которые объясняли ему мы для себя, мы видим подвижки. И нас это радует. Он играет ведущую роль в команде, улучшил свою статистику по сравнению с прошлым годом. Хотя на статистику можно только кидать взгляд, а не зависеть от нее. Футболистам надо давать спокойно и планомерно развиваться. В сборной, как у штангиста: надо знать начальный вес. Если его не взять, из турнира вылетишь. Его возьмем, будем накладывать дальше потихоньку, чтобы не надорваться.
– Для Ильи Кутепова весна складывается тяжело. Нет ли боязни, что его спад затянется?
– Я с ним тоже разговаривал по телефону. Ситуация такая, какая есть и главное, чтобы он правильно ее воспринимал. Конкуренцию никто не отменял, тем более в клубе, который борется за первое место. Для него это тоже определенный опыт. С «Амкаром» он вновь играл, статистически свой уровень подтвердил. Хотя это был первый матч после перерыва, и он действовал довольно аккуратно. Но если продолжит выходить на поле, то, думаю, вернёт себе место в старте.
– В заявке есть «железные» кандидаты?
– Будь они «железные», вы бы такой вопрос не задавали. Перед нами есть список, и мы не можем мыслить категориями «что будет, если». Для всех потенциальных вопросов у нас есть ответы, но не хотелось бы делать этого раньше времени.
Станислав Черчесов | |
Фото: архив «БИЗНЕС Online» |
«ВАМ ТЕПЕРЬ ГОТОВИТЬ И СПИСОК ТЕХ, КОМУ Я ЗВОНИЛ?»
За всю пресс-конференцию Черчесов показался напряженным лишь однажды – когда речь в который раз зашла про Игоря Денисова. Полузащитник «Локомотива» проводит отличный сезон и даже забил победный мяч в финале Кубка России. Но места в заявке для него вновь не нашлось. Как и Александру Кокорину, которому, по признанию Черчесова, он звонил. Тренера тут же начали забрасывать вопросами, кому еще были совершены индивидуальные звонки. «Надо было делать вам список с теми, кому я звонил», – отшучивался тренер, потрясывая листком с заявкой.
– Как оцениваете состояние Олега Шатова и почему его нет в заявке?
– Его состояние я могу оценить на 100 процентов, так как вчера мы с ним разговаривали. Как и с Кокориным, и с Джанаевым, и с Оздоевым, и с Крицюком. Это не просто сбор перед матчем, а грядет большой турнир. И футболисты должны узнавать о своем отсутствии от меня. Мы должны друг друга понимать.
Ситуация совершенно простая, многие сами понимают, что сезон получился неоднозначный. Мы смотрим только на происходящее на поле. Нацелеваем людей быть конкурентоспособными со следующего сезона. Им надо сконцентрироваться, проанализировать. Мы со следующего сезона ждем возвращения прежнего Шатова, прежнего Кокорина, прежнего Оздоева.
– А другого Денисова вы ждете?
– Денисова в составе, который опубликован, нет. Его не было до сих пор, нет и сейчас. Если бы я ему хотел позвонить, я бы позвонил. Мы команду все-таки готовим к ЧМ, на позиции Денисова у нас есть молодые игроки, которые должны проявлять себя.
– Фёдора Чалова вызывать в сборную не было желания?
– Он играет за молодежную команду, а я уже говорил, что мы не выдергиваем оттуда футболистов, если они не претендуют на место в составе первой сборной. Сейчас Чалова в списке нет, и его задача – играть за ЦСКА и молодежную команду. Дай Бог наступит день, когда мы с Бушмановым обговорим, чтобы Чалов был игроком уже взрослой команды. Так было с Александром Головиным, который, дай Бог, будет играть в официальных поединках. Так было с Миранчуком и Зобниным, которых не просто вызывали, а выпускали на поле.
«МАТЧ ПРОТИВ ЧИЛИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ? ВЫ ЭТО САМИ ПРИДУМАЛИ?»
Когда вопросы по конкретным фамилиям кончились, пошли обсуждения более абстрактных вещей: соперников по Кубку конфедераций, экспериментов в товарищеских матчах до турнира и возможном переносе игры с Чили на стадион в Санкт-Петербурге. Про последнее Черчесов ничего не знал, оставив открытым вопрос: как организаторы планируют выполнить установленную ФИФА норму в три контрольных матча для каждой новой арены.
– Кубок конфедераций-2017 – идеальное поле для экспериментов…
– Никаких экспериментов – это большой турнир мирового масштаба, где играют чемпионы континентов. Если будет эксперимент, то это один процент. Ты в турнире и должен сделать максимум, чтобы он сложился положительно.
– Но нет желания попробовать игроков на позициях, на которых они не играют в клубах?
– Нельзя планировать игрока на позицию, где он никогда не играл. Но ситуации бывают разные: карточки, удаления. И придется выйти игроку туда, где раньше он не играл. Но осознанно делать такое мы не позволяли себе даже в контрольных матчах. И к большому турниру нужно подойти со всей ответственностью.
– Насколько вы уже изучили конкурентов или ждете их заявок на Кубок конфедераций?
– Понятно, что мы их уже изучаем. Португалию знаем больше остальных. Новая Зеландия играет в силовой футбол, достаточно крепкая команда, ее мы смотрели не раз. К Мексике у нас уже будет две игры на турнире для анализа и больше информации, чем если смотреть на нее сейчас.
– Вы довольны сроками сборов, которые вам предоставили?
– Такими категориями мы не размышляем. Есть столько, сколько есть. Наша задача правильно это время распределить. И отшлифовать. А потом сделать для себя выводы: надо что-то менять перед ЧМ-18.
– Есть вероятность, что товарищеский матч против Чили сборная сыграет в Санкт-Петербурге, как третий контрольный матч нового стадиона?
– (Пресс-атташе сборной России Игорь Владимиров): Мы о месте проведения матча против Чили объявим позднее, пока не объявляли.
– (Станислав Черчесов): Я извиняюсь, но первый раз слышу о вероятности играть матч там. Вы сами это придумали? Матч будет, насколько я понимаю, в Москве. Обсуждается вариант сыграть на стадионе ЦСКА. Не был на стадионе в Санкт-Петербурге пока, хотел поехать на матч «Зенита» с «Краснодаром», но теперь отменяется поездка. Игру перенесли, значит, есть причины. Я по поводу стадиона в Санкт-Петербурге никому вопросов не задавал. Когда ответственные люди спросят меня про это, им нужно будет ответить.