Данил Тармасинов (Eurosport.ru) – о внедрении интернет-героев на главный спортканал страны.Фото: скриншот «Матч ТВ»
Спортивное телевидение в России всегда будет заложником зрительской критики. Во времена «НТВ-Плюс» главным форматом привычного послематчевого обсуждения была пустая говорильня – комментаторы собирались в студии и рассказывали о завершившихся играх.
«Русские спортивные журналисты очень хорошо делают аналитику: кто куда дал пас, как сделал забегание, провалил свою зону, оказался не на своем фланге. Это они могут до бесконечности, но это обычного зрителя ни капли не волнует», – рецензировал тот период бывший главред GQ Ким Белов и был прав.
«Матч ТВ» сразу нашел новых экспертов и отказался от подобного застоя – в эфире появились Валерий Карпин, Руслан Пименов, Дмитрий Сенников и другие экс-игроки. Чем хорош главный русский спортканал – он постоянно экспериментирует и не боится новых решений. Поэтому приглашение Артёма Нечаева на телевидение было логичным шагом. У «Матча» проблемы с рейтингами? Давайте позовем главного спортивного блогера с лояльной аудиторией. У него есть опыт работы на ТВ («Культ Тура») и он классно смотрится в кадре. Почему нет?
Проблема в канале. Первые два выпуска «Передачи без адреса» вышли сильно за полночь с минимальным продвижением, урезанным на треть хронометражем и неактуальными новостями из-за ранней записи. Нельзя говорить о матче «МЮ» – «Челси», который вышел за неделю до премьеры – ни один анализ, ни одна шутка, ни один мем так долго не живет.
«Матч ТВ» понимал, на что идет – продюсеры и заказывали Нечаеву именно интернет-шоу для телека. «Передача без адреса» вобрала в себя все удачные находки блогера – и обсуждение новостей с гифками-перебивками, и поп-аналитику с экспертом, и даже интервью (единственная новинка ведущего). Только пока каждая из этих частей выглядит слабее того, что было раньше.
Артём не выглядит таким же свободным, как в интернете. Есть много примеров перехода YouTube-героев в ящик (Макс +100500, Стас Давыдов, Картавый Ник), но ни одному из них не хватало того же раскрепощения, которое давала студия для вещания в сети. Внутренние (или, возможно, внешние) рамки всё равно не пропускают какие-то шутки на ТВ, из-за чего «Без адреса» проигрывает любому другому проекту блогера.
Эпизоды с главным тактическим автором Руси Вадимом Лукомским – это перерождение формата «Я – васюхинец», YouTube-хита с лидером футбольного андеграунда Никитой Васюхиным. Канал ещё зимой предлагал Артёму запустить шоу с Никитой, но аналитик отказался от телекарьеры. Вадим хорошо смотрится в кадре, но его появление постоянно вызывает неловкость. Если Никита бодро жонглировал цифрами и данными из головы, то Лукомский, даже с возможностью узнать вопросы заранее, ориентируется на ходу и выглядит перед камерой зажато.
Эти моменты легко прописать до съёмки, вплоть до текста Вадима, но создатели этим не пользуются и давят на один и тот же прием – высмеивание интеллекта, особенно сильно это заметно в третьем выпуске. На русском ТВ до сих пор не говорят об xG, продвинутой статистике и прессинг-ловушках. Почему бы не стать первыми хотя бы в этом? От пятиминутной дозы футбольной тактики в неделю еще никто не умирал.
В «Передаче без адреса» есть интересные задумки, которые пока несмешные, хотя должны быть. Третий выпуск, собранный уже для дневного эфира и по всем правилам, уже интереснее и мощнее, а четвертый вытащил абсолютно чумовой Виталий Денисов. Создатели шоу заявляли, что продолжат линию «Культа Тура», а главным достоинством программы Юрий Дудя и Евгения Савина были как раз гости. Игорь Гамула и киберфутболист – это прекрасно, но единственным критерием при выборе героев должна оставаться самоирония и отсутствие понтов.
Посмотрите на репортёра Фёдора Маслова. В перспективе он может превратиться в звезду «Матча» – когда у публики понижен болевой порог (то, что они согласны смотреть без отвращения), именно бешеные сюжеты со стадионов могут стать фишкой «Без адреса». Включите любой другой русский телеканал – там бьют людей по лицу в студии политических шоу и проводят через комиков разряды электричества. Энергетика Маслова и сумасшедшие стендапы привлекут зрителей к телеэкрану, если правильно их подать и упаковать.
«Передача без адреса» готова к хорошим цифрам, в ней есть интересные задумки, которые стоит развивать. Нужно лишь дать парням быть собой.