«Рубин»
– 12-я команда РФПЛ, использовавшая схему
с тремя центральными защитниками.
ГРАСИЯ МЕНЯЕТ СХЕМУ, НО СНОВА ПРОИГРЫВАЕТ
Хави Грасия | |
Фото: архив «БО» |
Казанцы весь сезон болтаются в середине таблицы, но на серьезные перемены в структуре игры Хави Грасия решился только в предпоследнем туре. Девять месяцев испанец использовал 4-4-2 (с плохими результатами) и 4-2-3-1 (чуть успешнее), а на матч с ЦСКА «Рубин» вышел с тремя центральными защитниками – Серхио Санчесом, Русланом Камболовым и Карлосом Самбрано.
«Учитывая то, какие футболисты есть у соперника – Щенников, Фернандес, Вернблум, которые активно подключаются в атаку, два нападающих – мы выбрали такое построение в защите. Нужно было создать большую плотность в линии обороны», – так прокомментировал свой выбор Грасия после игры. Наличие дополнительного центрального защитника в первом тайме действительно добавило казанцам надежности при позиционных атаках соперника – даже когда Александр Головин и Витиньо на скорости уходили от Санчеса или тот просто проигрывал борьбу армейцам (3 проигранных единоборства из 4 до перерыва), его страховал Камболов.
В то же время до перерыва ЦСКА нанес 16 ударов по воротам Сергея Рыжикова, 8 из которых – из штрафной площади (лишь 1 из ударов с близкого расстояния был заблокирован). В большинстве случае это не было виной кого-то из тройки центральных защитников – не дорабатывали латерали и опорники.
Пожалуй, главное достоинство новой схемы заключалось в свободном продвижении мяча на половину поля соперника. Фёдор Чалов и Витиньо даже не обозначали прессинг защитников «Рубина» (всего и 1 перехват и 1 неудачная попытка отбора на чужой половине за 90 минут), владеющих мячом, казанцы без проблем отдавали первый пас в среднюю линию. Проблемы возникали дальше – ЦСКА практически не допускал разрывов между пятеркой защитников, а сами казанцы придумать ничего не могли (в основном – из-за плохой формы Рубена Рочины после травмы).
ЦСКА ПО-РАЗНОМУ РЕАГИРУЕТ НА ОДНУ И ТУ ЖЕ СХЕМУ СОПЕРНИКОВ
Виктор Гончаренко на послематчевой пресс-конференции признался, что новая схема «Рубина» стала довольно неожиданной для москвичей, но опыт встреч с «Ростовом» и другими командами, играющими с тремя центральными защитниками, помог армейцам. Существенное отличие между встречами с командой Курбана Бердыева и «Рубином» заключалось в отсутствии у ЦСКА шанса получить быструю контратаку. Если с ростовчанами москвичи в первой фазе атаки использовали только длинные передачи (в основном диагонали Сергея Игнашевича на Марио Фернандеса), то в Казани армейцы спокойно перекатывали мяч низом. За 90 минут Игнашевич сделал всего 4 передачи на правого латераля ЦСКА, а на центрального полузащитника Головина – целых 22.
Карта передач ЦСКА в матче с «Рубином». Хорошая структура – все полевые игроки, кроме Чалова, активно задействованы в перепасовке. Лишь 13,9% передач армейцев в прошедшей игре стали длинными, тогда как средний показатель по сезону у ЦСКА – 16,9%.
СПРАВЕДЛИВА ЛИ ЗАМЕНА КУЗЬМИНА?
На 49-й минуте дурацкое удаление схватил Мийо Цакташ. Грасия отреагировал на красную карточку хорвата почти сразу – уже через 5 минут на поле вместо Олега Кузьмина появился Алекс Сонг.
Замена капитана «Рубина» вызвала недоумение у самого Кузьмина и у Рыжикова, которому Олег передал повязку, однако для нее у Грасии был повод. У ЦСКА аномально активен в атаке был Георгий Щенников, постоянно на левый фланг сваливались Головин и Витиньо – на край Кузьмина оказывалось серьезное давление. Откровенно говоря, ветеран с ним не справлялся – из 8 единоборств он проиграл 7 (6 – Щенникову). В атаке, наоборот, 2-й номер был самым острым в составе «Рубина» – 8 передач Олега пришлись в финальную треть поля (у Максима Канунникова – 4, у Рочины – 3).
После выхода Сонга думалось, что хозяева перестроятся на 4 защитника, а Санчес уйдет на место Кузьмина. Тем не менее, схема осталась прежней, а позицию правого латераля занял Канунников. И это решение Грасии объяснить очень сложно.
На скамейке запасных был Мориц Бауэр – одно из светлых пятен в прошлогодней летней трансферной кампании казанцев. Конечно, Мориц за сезон допустил немало ошибок в обороне, но Канунников вообще не имел опыта выступлений на этой позиции. И в целом Грасия за это поплатился.
ПРОВАЛЫ ПРАВОГО ФЛАНГА ВО ВТОРОМ ТАЙМЕ
Канунников постоянно не успевал вернуться на свою половину поля, из-за этого к центральному кругу приходилось выдвигаться Санчесу, что приводило к дальнейшим перестановкам в обороне «Рубина» и большому количеству свободных зон.
Второй мяч в ворота Рыжикова пришел именно после подобных проблем казанцев, но и до гола Алана Дзагоева ЦСКА мог воспользоваться непонятными перестановками Грасии.
Беда «Рубина» после перерыва заключалась не только в позиционных ошибках (и, наверное, физических проблемах) Канунникова, но и в действиях на своей половине поля Дениса Ткачука. Если в единоборствах во второй половине матча Денис прибавил (5 выигранных из 9 во втором тайме против 2 из 10 – в первом), то в скорости передвижения игрокам ЦСКА Ткачук существенно уступал. За Дзагоева в моменте со вторым голом, скорее всего, должен был отвечать Георгий Махатадзе, но и левый латераль «Рубина» сильно опоздал к эпизоду.
***
«Рубин» проиграл во второй встрече подряд. Качество игры казанцев против «Ростова» и ЦСКА не сильно отличалось от того, что мы наблюдали в остальных матчей весны – поиск Грасии (а под конец сезона испанец все-таки попытался что-то изменить) ни к чему не привел. «У нас остается один матч, еще не время подводить резюме», – сказал Грасия после игры с командой Гончаренко. Кажется, он очень ошибается.