«Почему «Кузня»? Я не понимаю!». За что из КХЛ выгнали «Металлург»

Самым резонансным сообщением среды стала новость об исключении из КХЛ новокузнецкого «Металлурга». Такое решение было принято на совете директоров лиги. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает почему это правильный шаг, почему КХЛ оказалась не готова к изгнанию «Кузни», а также о новой концепции лиги, согласно которой через три года в ней может остаться всего 14 российских клубов.



«КУЗНЯ» НИКОМУ НЕ НУЖНА

Логика исключения новокузнецкого «Металлурга» из КХЛ понятна и проста. Это один из худших клубов в истории российского хоккея с точки зрения результатов и интереса к нему со стороны болельщиков. Подобное неумолимо ведёт к сокращению финансового интереса у представителей бизнеса, а то и к его отсутствию, как в случае с «Металлургом».

С 1992 года «Кузня» выступала в числе сильнейших российских клубов. За эти 25 лет команда всего шесть раз выходила в плей-офф, а в актив, как по-настоящему удачные, может занести лишь сезоны 1999 и 2000 годов. Тогда «Металлург» завершал регулярку в числе сильнейших (сезон-1998/99 – на втором месте, 1999/2000 – на пятом) и добирался до полуфинала плей-офф (1999/2000).

Современная история клуба ещё печальнее. За девять лет существования КХЛ клуб из Новокузнецка не то что не выходил в плей-офф, он всего три раза поднимался выше предпоследнего места и всего один раз – выше 20-го. Со спортивной точки зрения, это худшая команда лиги, чьи перспективы ясны ещё до начала сезона. 

Зарплатная ведомость клуба – соответствует занятым местам. Меньше, чем в Новокузнецке, в КХЛ не платят никому, на зарплаты здесь уходит порядка 120 - 150 миллионов, чего не хватит ни одному клубу даже для того, чтобы приблизиться к зоне плей-офф.

Соответственно выглядит и интерес, который представляет новокузнецкий клуб для болельщиков. Согласно официальной информации, в среднем на каждый матч «Металлурга» приходит порядка 3 тыс зрителей, что гораздо меньше даже 50% от общей вместимости дворца спорта. Но ещё более ужасающе выглядит статистика просмотров матчей с участием этой команды в интернете. По данным КХЛ, некоторые игры смотрело всего несколько сотен человек, что резко резонирует с остальными клубами лиги.

Парадоксально но факт, болельщикам, активно продвигающим хештег #кузняживи в соцсетях, стал интересен клуб только после того, как его выгнали из лиги.

КАПРИЗОВ СТАНЕТ ПОСЛЕДНЕЙ ЗВЕЗДОЙ НОВОКУЗНЕЦКА?

Кирилл Капризов
Фото: Айрат Сайфутдинов


Серьёзной претензией к лиге в данном случае является то, что она теряет позицию одного из главных поставщиков юных талантов. Несмотря на низкий уровень местной команды, в Новокузнецке с завидной регулярностью продолжают появляться хоккейные звёзды. История с Кириллом Капризовым, ставшим самым дорогим трансфером в истории спорта Кузбасса (80 млн рублей), показательна – клуб мог бы зарабатывать на продаже игроков, закрывая дыры в клубном бюджете. Но и этого не хватает на то, чтобы стать конкурентноспособным.

Президент КХЛ Дмитрий Чернышенко неосторожно высказался, что заслуги новокузнецкой школы, выпустившей Дмитрия Орлова, Сергея Бобровского, Ивана Телегина – это «заслуги другого времени». Выпуск Бобровского и Орлова, действительно, уже дела давно минувших дней. Однако, местная школа-то после них не молчала и появление Капризова – её главное достижение последних лет. 

Причём, за спиной у экс-игрока «Салавата Юлаева» виднеются другие восходящие звёзды: Андрей Кареев, Владислав Подъяпольский, Никита Лямкин. Их могло бы быть больше, но вопрос – появятся ли они без примера команды КХЛ перед глазами и без опыта игры в сильнейшей лиге. Тот же Капризов не получил бы столько игрового времени ни в одном другом клубе лиги, чтобы доиграться до своего сегодняшнего статуса. 

Главный довод критиков решения о выводе «Кузни» из КХЛ касается школы. То что Капризов станет последней яркой звездой, воспитанной Новокузнецком, достаточно велик. Хотя, это тоже спорно. Уровень ВХЛ с каждым годом растёт и здесь «Металлург» будет выступать в лучшей для развития игроков конкурентной среде.

ЛИГА ОКАЗАЛАСЬ НЕ ГОТОВА К ИЗГНАНИЮ «МЕТАЛЛУРГА»

Школа новокузнецкого «Металлурга» – одна из самых плодовитых в России
Фото: metallurg-nk.ru


«Металлург» стал первым клубом, которого коснулись правила новой концепции развития КХЛ. Если судить по этому документу, лига планирует встать на рельсы выравнивания клубов и увеличению спортивного интереса к турниру. На данном этапе для этого нужно использовать рычаги, подобные этому. 

Согласно новой концепции, спустя год КХЛ могут покинуть ещё три клуба по спортивно-финансовому принципу. Это значит, что необязательно исключат две команды, занявшие последние места. В КХЛ определили целый ряд параметров по которому будет определён потенциал клубов, распределив их по значимости: 

1) спортивные достижения, 

2) расходы на оплату труда игроков,

3) ТВ-индекс,

4) государственное финансирование,

5) заполняемость арены,

6) несвоевременное осуществление расчётов по оплате труда с игроками,

7) вместительность арены,

8) потенциал локального рынка.

Рейтинг будет пересчитываться ежегодно по итогам трёх предыдущих сезонов и, если амбиции клуба-аутсайдера будут соответствовать требованиям, лигу он не покинет. Правда, конкретики по указанным выше позициям нет. Да, «Кузня» уступает другим клубам почти по всем показателям и выглядит далеко не самым удачным проектов российского хоккея. Но подобные вопросы требуют прозрачности. 

Общественность не приняла это изгнание и, судя по словам руководителей лиги, в КХЛ были к этому готовы. В таком случае логичным выглядело бы обнародование всех данных, по которым Новокузнецк лишили места в лиге. Это бы и исключило обвинения руководителями «Металлурга» в неправомерности подобного решения.

«ПОЧЕМУ «КУЗНЯ»? Я НЕ ПОНИМАЮ»

Из-за закрытости решения ему удивляются и специалисты. Постоянный эксперт «БИЗНЕС Online», КХЛ ТВ и «Матч ТВ», а также основатель и главный тренер вратарской школы SB Goalie School Сергей Борисов в том числе.

– Мы не знаем, куда приведёт исключение новокузнецкого «Металлурга». Исключение воскресенского «Химика», московского «Спартака» на год, исключение и появление «Крыльев Совета» в КХЛ – вызывают большие вопросы. Это те клубы, которые ковали в советские времена славу для нашей страны. Удивительно, что мы не возрождаем эти команды, а смотрим на Братиславу, в другие стороны. Понятно, что это, может быть, бизнес, но раз КХЛ изначально позиционирует себя, как сильную лигу, я думаю, что в первую очередь нужно думать о наших клубах и помогать им, чтобы они играли. Надо постепенно делать бизнес, чтобы все клубы были, как «Магнитка», с частным предпринимателем и руководителем. Чтобы был бизнес для каждого руководителя. Тогда будет всё намного круче.

Но опять же, почему именно Новокузнецк? Вот я лично знаю, что большие проблемы были больше, чем у 50-и процентов команд, намного больше. Это «Сибирь», «Сочи», «Югра» и московское «Динамо». В общем, перечислять можно много клубов. У меня лично вопрос: почему «Кузня»? Я не понимаю.

ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА В КХЛ МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ 14 РОССИЙСКИХ КЛУБОВ

Пока же в КХЛ остаётся 27 команд. По сравнению с завершившимся сезоном, её покинут «Кузня» и «Медвешчак». В дальнейшем это число будет сокращаться до оптимального по мнению лиги количества в 24 команды. Причём, три покинут её уже по итогам следующего сезона. Основными кандидатами стали испытывающие финансовые трудности «Лада», Амур» и «Югра». 

При этом, с каждым годом КХЛ будет всё менее российской. В если в завершившемся сезоне из 29 команд шесть было иностранных, то через два года соотношение клубов изменится – российских может остаться 16 и к ним добавится 8 иностранных, а к сезону-20/21 вовсе 14 к 10. Правда, это при условии, что из трёх клубов, выбывших по итогам следующего сезона, не будет иностранных, что не исключено.

Максим Никерин, Денис Таипов