«Договор Омска и «Кузни» – это криминал». Как дело Семёнова может изменить КХЛ

О том, как дело Кирилла Семёнова, в котором задействованы три клуба и игрок, может изменить КХЛ – в материале Максима Никерина.

Кирилл Семёнов
Фото: metallurg-nk.ru


«АВАНГАРД» НАРУШИЛ РЕГЛАМЕНТ

История с переходом 22-летнего нападающего «Кузни» Кирилла Семёнова в «Салават Юлаев» имеет много корней, которые переплелись так, что в четверг лиге предстоит постараться, чтобы их распутать. Какие-то из них придётся рубить и от того, что отсечёт КХЛ, зависит её развитие. 

Началось всё в декабре 2015 года, когда «Авангард» обменял игрока в «Кузню». Каким-то образом в том договоре оказался пункт, абсолютно противоречащий регламенту КХЛ, запрещающему аренду. А именно: игрок Омска должен был вернуться после окончания сезона 2016/17 просто так. Как уж договаривался президент «Авангарда» Владимир Шалаев с прежним руководством новокузнецкого клуба останется в тайне, но по сути, это была аренда.

В прошлом году Семёнов раскрылся и «Авангард» захотел игрока обратно, тем более, что по документам, которые почему-то пропустила лига, он должен был вернуться бесплатно. В «Кузне», понимая, что нападающий не захочет играть в ВХЛ, решили выручить за него деньги, что логично, тем более, что в своё время за него отдали другого игрока. Сергей Зиновьев обратился к действующему регламенту, согласно которому, после смены руководства одного из клубов, участвующих в сделке, эта сделка становится недействительной. На что при этом рассчитывают в Омске вообще непонятно, потому что в первом случае «Авангард» нарушил регламент, а во втором, этот регламент на стороне «Металлурга».

Ещё один нюанс – Семёнов написал заявление в арбитражный комитет КХЛ с просьбой признать его неограниченно свободным агентом по причине того, что он не согласен играть в ВХЛ. Это легитимный шаг со стороны хоккеиста, который ещё больше запутал ситуацию после того, как «Металлург» совершил обмен игрока в «Салават Юлаев».

ПОЗИЦИЯ ОМСКА: «НУ, КАКАЯ ЭТО СКРЫТАЯ АРЕНДА?»

Президент «Авангарда» Шалаев в эфире «Радио Сибирь» выразил мнение, что подобный шаг не является скрытой арендой, а Зиновьев нарушил корпоративную этику.

«Кузня» впервые за многие годы нарушила все корпоративные договоренности и решила нашим игроком поторговать. У нас есть документы от предыдущего руководства Новокузнецка о том, что они нам его вернут. Пришел Зиновьев и решил: «Да ну, зачем же. Я его лучше продам». Так не поступают в корпорации. Не по-джентльменски. Более того, я считаю, что нарушается корпоративная этика. А говорить о том, что это была скрытая аренда… Нет, ничего подобного. Аренда предусматривает арендную плату. Но нам никто арендной платы не платил, более того, мы его отдали туда бесплатно. И он два года помогал, наш игрок, и он прекрасно играл за Новокузнецк совершенно бесплатно для омского «Авангарда». Какая же это аренда?», – цитирует СМИ Шалаева.

ПОЗИЦИЯ НОВОКУЗНЕЦКА: «КАК МОЖНО УДОВЛЕТВЕРИТЬ ТРЕБОВАНИЕ ОМСКА?»

Сергей Зиновьев
Фото: metallurg-nk.ru


Новокузнецкий «Металлург» выступил с официальным заявлением на своём сайте после слов Шалаева, обвинив «Авангард»:

«У Кирилла Семенова 30 апреля 2017 года закончился контракт с «Металлургом». Клуб вел переговоры о новом соглашении, но о его подписании стороны на тот момент не договорились. Чтобы все-таки постараться сохранить Кирилла Семенова в команде, «Металлург» сделал нападающему, находящемуся в статусе ограниченно свободного агента, соответствующее квалификационное предложение исходя из регламента КХЛ — это абсолютно стандартная процедура. Предлагать Семенову более выгодный контракт, чем «Металлург», официально не стал ни один из клубов КХЛ. Хотя тот же «Авангард» мог это сделать вполне.

Соответственно, с 1 июня 2017 года за новокузнецким хоккейным клубом были закреплены спортивные права на Кирилла Семенова. И если «Авангард» все-таки заинтересован в нападающем, то «Металлург» открыт к переговорам и обсуждению возможности перехода хоккеиста. Как с «Авангардом», так и с любым другим клубом. Говорить же о том, что новокузнецкий хоккейный клуб должен отдавать какого-либо игрока бесплатно — в корне неправильно.

«Авангард» по ситуации с Кириллом Семеновым обратился в арбитраж. Но, позвольте, как можно удовлетворить требование клуба из Омской области, которое заведомо сопряжено с нарушением целой совокупности норм правового регламента КХЛ? Или же мы – клубы, все-таки играем не по одним правилам для всех? И для отдельных клубов, как оказывается, в регламенте могут допускаться какие-то исключения из правил?».

ПОЗИЦИЯ УФЫ: «АРГУМЕНТЫ ОМСКА – НЕ СЕРЬЁЗНЫЕ»

Леонид Вайсфельд
Фото: Айрат Сайфутдинов


Генеральный менеджер «Салавата Юлаева» Леонид Вайсфельд на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» в эфире программы «Спортбар» на телеканале БСТ назвал договор «Авангарда» криминалом и объяснил, почему уфимцы рассчитывают на положительный для себя исход дела.

«Новокузнецк предложил нам сделать обмен, нас этот вариант устроил. Другой вопрос, что есть какие-то разногласия у Новокузнецка и Омска. Честно говоря, эти аргументы, которые были приведены, они не серьёзные. В случае с Омском я бы на их месте вообще этот договор никому не показывал. Потому что в моём понимании – это криминал. 

Что касается обращения самого хоккеиста. Тут момент такой: переход игрока из КХЛ в ВХЛ возможен только с согласия игрока. Семёнов в том году играл в КХЛ, «Металлург» опустился в Высшую лигу. Получается, что те игроки, которых хочет оставить Новокузнецк, должны дать своё согласие на это. Но в данном случае мы делаем обмен в команду КХЛ и права игрока не ущемляются. И у меня есть сомнения относительно даты подачи заявления игроком, потому что они говорят, что игрок подал заявление 31 мая, насколько я себе представляю, «Кузня» должна была быть уведомленной об этом лигой. В «Металлург» никакой информации не поступало. Я так понимаю, что одни будут доказывать, что они уведомляли, другие, что не получали, а вот что третьи («Авангард», ред.) будут делать, я вообще не знаю. 

Что касается нас, то мы тоже подали претензию в арбитражный комитет, потому что мы считаем, что сделали всё правильно, на законных основаниях, и нас мало волнуют эти разборки между Омском и Новокузнецком», – сказал Вайсфельд.

КАК КХЛ МОЖЕТ ПОЙТИ ПРОТИВ СЛОВ ЧЕРНЫШЕНКО

Теперь КХЛ нужно распутать клубок. И это решение может стать судьбоносным для лиги. Удовлетворив претензии «Авангарда», КХЛ по сути создаст прецедент и косвенно узаконит аренду. Этот шаг будет полностью противоречить высказываниям президента лиги Дмитрия Чернышенко, который стремится уравнивать возможности клубов. 

Аренда в КХЛ неизбежно приведёт к увеличению пропасти между богатыми и бедными клубами. Клубы-олигархи смогут приобретать игроков, не особо задумываясь над их качеством, растасовывать их по клубам-беднякам и ждать когда кто-то из них выстрелит. После этого, забирать обратно и продолжать оставаться в лидерах, а аутсайдер – зализывать раны и искать новых самородков, которые помогут оставаться ему на плаву, находясь в аренде.

Дело Семёнова может привести к этому, но может и наоборот. Это шанс для КХЛ показать, что слова о выравнивании возможностей – не просто слова с перспективой на 5-7 лет. Правда, определённые шаги в подкреплении слов делом всё равно необходимо предпринимать. Вслед за сокращением количества команд – ограничение количества игроков в заявке на сезон. Сейчас таковых может находиться до 100 (!) человек. Кроме того – введение жёсткого потолка зарплат, который исключит возникновение в лиге команд, на 80% состоящих из звёзд и поспособствует распределению этих игроков между другими клубами. Однако, для начала, КХЛ должна определиться, есть ли в лиге аренда, для всех ли клубов писан регламент.

Максим Никерин