Известный российский вратарь, обладатель Кубка Стэнли Илья Брызгалов в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, как чувствовал себя в роли репортера и зачем разбивал машину с символикой «Питтсбурга», отметил, что вратари умнее полевых игроков, а также объяснил, почему не хочет обсуждать российский хоккей.Илья
БрызгаловФото: Instagram
«ПРИШЛО ВРЕМЯ ЗАНИМАТЬСЯ ДЕТЬМИ»
– Илья, вы сейчас в Москве, а не Калифорнии. Почему?
– Я уже давно не живу в Калифорнии. Живу в Филадельфии.
– Вы говорили, что вам комфортно в Калифорнии. Почему решили переехать?
– Я очень люблю Калифорнию, не отказываюсь от своих слов. Но поскольку в 2011 году я подписал долгосрочный контракт с «Филадельфией», приняли решение купить там дом, и мы с моей семьёй живём теперь в этом городе. Что касается моего приезда в Москву, то я каждый год приезжаю домой в Россию на всё лето для того, чтобы родственников увидеть, с друзьями хорошо провести время. Приехал в Москву только чуть больше недели назад. В ближайшие дни собираюсь съездить в Тольятти.
– Кстати, вы ещё официально не объявляли о завершении карьеры. Почему?
– Я уже как-то об этом забыл и не задумывался. Да, не объявлял. Как решу, так объявлю.
– Никто не выходил на вас с предложением?
– Пока нет. Я уже два года не играю, поэтому рассчитывать на то, что на меня кто-то выйдет… Человек, предлагающий мне сейчас контракт, должен либо сильно верить в меня, либо просто быть безумцем.
– В 2015 году вы говорили, что агент вам спокойно может найти команду в условной Швейцарии, но вы туда ехать не хотите...
Два года назад так и было. Но за это время я стал старше, два года уже не играл, поэтому, думаю, сейчас и в Швейцарии было бы проблематично найти команду. Но это уже закрытая тема, здесь говорить не о чем. Сейчас у меня другая жизненная мотивация. Я поиграл везде, поучаствовал во всех соревнованиях, выигрывал Кубок Стэнли, чемпионат мира, завоевывал «бронзу» Олимпийских игр. Также у меня получилась довольно неплохая карьера в НХЛ. Поэтому, наверное, пришло время мне заниматься семьёй, детьми, им уделять внимание и оставить хоккей. Ещё два года назад у меня уже не было желания продолжать играть. А когда спортсмен не мотивирован, тяжело играть.
Брызгалов с Кубком Стэнли-2007 | |
Фото: Bruce Bennett / gettyimages.com |
«ВОЗМОЖНО, БУДУ СОТРУДНИЧАТЬ СО SPORTSNET»
– Вы работаете на проект The Players’ Tribunе. Журналистская профессия это ваше?
– Я не работаю там. В этом проекте просто работает мой знакомый, с которым я познакомился в «Миннесоте». Он тогда был менеджером команды, отвечал за поездки, гостиницы, в бытовом плане помогал игрокам. Как-то он вместе с другими ребятами создал компанию The Players’ Tribunе и спросил меня по ходу сезона, не желаю ли я приехать на Матч звёзд. Мы съездили, у нас вроде неплохо получилось. Потом возникло предложение развлечься на финале Кубка Стэнли. Почему нет? Я не получаю там деньги, не работаю в этой компании. Я просто приезжаю, и мы здорово проводим время. В The Players’ Tribunе могу делать всё, что хочу, задавать любые вопросы, и я ни в чём не ограничен. У меня полная свобода.
– Планируете ли в следующем сезоне НХЛ продолжать участие в этом проекте?
– Жизнь покажет. Пока точно не могу сказать. Если будут какие-то интересные мероприятия, думаю, что да.
– А чем вас привлекает проект?
– Самое главное для меня – свобода действий. Свобода во всём – делать, что я хочу, когда хочу и где хочу.
– Какой собеседник был самым интересным и наоборот самым сложным?
– Как таковых у меня в этом проекте собеседников не было, так просто «подурить» получилось. А так на Кубке Стэнли встретил болельщика из Мексики, он был очень колоритным персонажем. Также с очень интересной пожилой женщиной из Нэшвилла поговорил. Она работала в магазине, где я приобрёл ковбойскую шляпу. Мне с ней общались на протяжении часа. Она оставила после себя очень яркое впечатление.
– Вы подходили к игроками с вопросом, сколько будет 2+2х2, причём россияне делали расчёты правильно, а американцы – нет. Почему все американцы в отличие от россиян не смогли правильно сделать вычисления?
– Как мне объяснили сами американцы, их в школе сначала обучают делать всё по порядку, и только со средней школы начинают переучивать. Поэтому может быть некоторые из них и складывают сначала, а потом уже умножают. А у нас это старинная шутка, которую знают все. А сама идея пришла в самолёте. Летел и вдруг подумал: «О! Это будет интересно».
The time has come.
Behold @BryzGoalie30's NHL All-Star game report. pic.twitter.com/ID7ya8rXND
— The Players' Tribune (@PlayersTribune) 31 января 2017 г.
– Есть ли у вас желание в будущем организовать собственный подобный проект?
– Я беседовал с руководством Sportsnet, дал им идею, которую нужно проработать. Когда вернусь в Америку, может быть, они мне дадут ответ по этому поводу. Посмотрим, есть ли у них для этой темы бюджет, понравится ли им эта идея. Это всё ещё в стадии проработки.
«С ДАЦЮКОМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО – ОН УМНЫЙ ПАРЕНЬ»
– У вас были непростые отношения с прессой, когда вы играли в «Филадельфии». Стали ли вы лучше относиться к прессе, когда сами оказались в роли репортера?
– У меня не было никаких сложных отношений с прессой. У меня были сложные отношения с некомпетентными журналистами. Думаю, что если мне, например, некомпетентный журналист попадётся сейчас, у меня тоже с ним будут непростые отношения. Когда преподносят заведомо ложную информацию, которая не подтверждена фактами, наговаривают на тебя, это создаёт проблему. Ты у них спрашиваешь: «Откуда вы взяли эту информацию? Этого никогда не было». Они тебе отвечают: «Вот мне такое сказали». О чем говорить с людьми, если ты знаешь, что такого не было? Или бывает, что идёт разбор игры, и журналисты всё на одного игрока сваливают, не разобрав причины поражения. Берут и просто называют одного хоккеиста, который виноват. А почему так произошло, как команда играет, что происходит – это неинтересно. Ты пытаешься им что-то сказать, а они на это не реагируют.
– Многие говорят, что большинство вратарей странные, если их сравнивать с полевыми игроками.
– Слово «странный» здесь неуместно. Правду говорят, что вратари умнее полевых хоккеистов. Вратари лучше знают хоккей и видят саму игру по сравнению с полевыми игроками. Большинство из вратарей, с которыми я был знаком, были интеллигентными, многим интересующимися и о многом задумавшимися людьми.
Илья Брызгалов в ЦСКА | |
Фото: fhr.ru |
– С кем из хоккеистов вам было интереснее всего поговорить?
– С Пашей Дацюком было интересно пообщаться. У него хорошее чувство юмора, и он тоже умный парень.
– Какую книгу сейчас читаете?
– «Нерассказанную историю США» Оливера Стоуна и Питера Кузника.
– А что последнее прочитали из отечественной литературы?
– Я уже давно не брал в руки отечественную литературу. В последний раз я читал наших классиков.
– Из Достоевского уже всё прочли?
– Да, уже давно.
– Какая ваша любимая книга у Достоевского?
– Вы не поверите, но «Униженные и оскорблённые». Рассказ идёт о самой жизни о том, как люди жертвуют чем-нибудь, в каких трудностях живут. Меня трогают такие живые истории.
«ПОТЕРЯЛ КОНТАКТ С РОССИЙСКОЙ СТОРОНОЙ»
– Ваш сын занимается хоккеем. Есть ли у него желание стать профессиональным вратарём?
– Ему хоккей очень сильно нравится. Посмотрим, насколько хорошо он будет трудиться. Всё зависит от труда.
– А что со школой «Мегафона», где вы давали мастер-классы?
– Школы от «Мегафона» уже давно нет. Её прекратили финансировать. Это им стало неинтересно или ещё что-то.
– Может быть, есть желание организовать собственную школу вратарей?
– Я не понимаю, как это делать. Я занимаюсь с собственным сыном и помогаю другим детям в Америке. То есть, тренирую своего сына и даю просто другим детям-вратарям разные упражнения. Им это помогает, и мне этого достаточно. Школа это то, что работает на постоянной основе, там есть обученные преподаватели, которые работают с вратарями. Какие-то тренировочные лагеря собирать, наверное, намного проще.
– А предложений поработать с вратарями ни от кого пока не поступало? От сборной или кого-то ещё?
– Когда я прекратил играть, потерял всякий контакт с российской стороной: и с федерацией, и со сборной, и с клубами. Если ты перестаёшь играть, ты перестаёшь быть кому-либо интересен. Ты отработанный материал. Что с тебя взять? Не подумайте, что я кого-то обвиняю или чем-то недоволен. У меня всё хорошо.
– А хотите ли найти этот контакт?
– Пока моя жизнь связана с Америкой. Но я никогда себя не навязывал, я искать этого контакта не буду. Я сейчас основное время провожу в Америке и стараюсь помогать там. Если из ФХР или сборной, например, мне позвонят, и я смогу быть им чем-то полезен, мы можем это обсудить.
– Хотите ли попробовать себя в качестве тренера или генменеджера? Если в НХЛ и КХЛ позовут тренером, пойдёте?
– Не знаю. Наверное, было бы интересно, хотелось бы попробовать. Но всё зависит от места работы, потому что для меня сейчас приоритет – моя семья.
«РОССИЙСКИЙ ХОККЕЙ – НЕПОНЯТНАЯ ДЛЯ МЕНЯ СТРУКТУРА»
Фото: fhr.ru |
– Вы говорили: «Я даже от установок получаю кайф. Обожаю хоккей». Какая самая запоминающая установка в вашей хоккейной карьере?
– Не могу сказать. Их было настолько много, что не вспомню конкретную установку.
– Вы говорили, что не понимаете, когда тренер толком ничего не говорит об установке, а потом говорит, мол, давайте мы всёх порвём...
– Да, я это говорил после Олимпиады-2010. Но так в принципе работают практически все наши отечественные тренеры. Никакого разбора нет. А в Северной Америке у всех тренеров, с которыми я работал, был разбор до мельчайших подробностей. Они всё раскладывают тебе по полочкам. То есть, ты никогда не выходишь неподготовленным на игру.
– Слабые установки в нашем хоккее это проблема?
– Давайте не будем говорить о нашем хоккее, бессмысленно о нём говорить и впустую сотрясать воздух.
– Владимир Малахов назвал «главной проблемой российского хоккея – большие зарплаты». Согласны ли вы с ним?
– Я не хочу обсуждать российский хоккей, это непонятная для меня структура.
«У ЯКУПОВА ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
– Вы вместе с болельщиками «Нэшвилла» перед стартом третьего матча финала Кубка Стэнли разбили автомобиль с символикой «Питтсбурга». Зачем?
– Я участвовал в благотворительной акции. Они разбивают автомобили не просто для удовольствия, это всё направлено на благое дело. Там деньги собирались для того, чтобы потом их отправить в госпитали. Каждый удар кувалдой стоил 5 долларов, и я тоже в этом поучаствовал, ударив несколько раз по машине. В предыдущих раундах они проводили аналогичную акцию, только автомобили были раскрашены соответственно в цвета «Чикаго», «Сент-Луиса» и «Анахайма». Потом дело дошло до «Питтсбурга».
– В 2013 году вы заснули во время матча между «Филадельфией» и «Виннипегом». Тот матч был совсем скучным?
– Я не засыпал. На ютубе там это всё сделали в замедленном действии. Мы проигрывали, меня заменили, я сел на лавку, поставили другого вратаря, и я просто прикрыл в какой-то момент глаза. Я закрыл глаза, а потом их быстро открыл. Но люди смотрят на стоп-кадр и говорят: «Смотрите, он заснул прямо на лавке». Это один из моментов, который показывает, какое это безобразие.
– Как вы отреагировали на решение НХЛ отказаться от участия в Олимпиаде?
– Если честно, мне всё равно. Конечно, ребята хотят играть, принять участие в Олимпийских играх. Когда на одном турнире выступают все лучшие хоккеисты, это интересно. На Олимпиадах хоккей высочайшего класса. Но я, как игрок уже не участвующий в турнире и фактически закончивший карьеру, не буду врать, что я сильно расстроен. Что здесь они будут играть, что там.
– Как обстоит ситуация с вашим другом Наилем Якуповым. «Сент-Луис» не собирается продлевать с ним контракт. Возможно ли его возвращение в КХЛ?
– В последний раз, когда я виделся с Наилем, разговаривал с ним, он мне говорил, что у него есть желание остаться в Северной Америке. У Якупова - огромный потенциал для игры в хоккей. Он играл и забивал в течение нескольких сезонов. У него есть всё для того, чтобы заиграть в НХЛ. Наиль быстрый, молодой и талантливый.
«ЗАЩИТА ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ АТАКА»
– Очень много споров в НХЛ ведётся относительно атаки вратарей. Многие игроки по ходу сезона были недовольны тем, что за постоянные контакты с вратарями там не давали удалений.
– Здесь есть довольно-таки тонкая грань. Сейчас даже добавили просмотры таких эпизодов. Ты можешь посмотреть, и если задели вратаря, отменить гол. Конечно, вратарь – совсем беззащитный, потому что он полностью сконцентрирован на шайбе и не видит игроков, которые в него влетают. Порой часто бывает, что защитник специально толкает игрока на вратаря, чтобы судья дал свисток.
Считаю, что в НХЛ стараются защитить вратаря по максимуму. Но это хоккей, в котором сейчас скорости возрастают, интенсивность у ворот становится выше. Сейчас тяжелее забивать голы, хоть и вратарей постоянно обижают. Вратарское мастерство растёт, и защита в наше время быстрее эволюционирует, чем атака.
Повторюсь, в НХЛ сейчас стараются как можно больше защитить вратаря. Раньше не было этих просмотров. Вот сейчас смотришь, если полевой игрок хоть чуть-чуть задел клюшку вратаря и помешал ему среагировать на шайбу, гол отменяют. А раньше этого не было.
Фото: Harry How / gettyimages.com |
– Когда последний надевали полную экипировку?
– Да вот весной надевал, когда играл со своим сыном и с другими детьми из его команды. Они бросали мне. Сын надевает игровую форму и пытается забить мне голы.
– Современная вратарская форма стала легче. Чувствуется разница?
– Форма никогда не была тяжёлой. Также отмечу, что я сейчас не чувствую никакого дискомфорта. Я в прекрасной физической форме. Конечно, есть ещё заржавелые движения в начале, но уже к концу тренировки уже начинаешь более-менее хорошо себя чувствовать.
– Вы, как я понимаю, всегда тщательно подходили к подбору щитков. Почему?
– Никакого особо тщательного подбора щитков. Мне просто понравился чёрный цвет.
– Вот вы всегда играли в чёрных щитах, но многие считают, что лучше играть в белых щитках, так как они помогают. Это всё байки?
– Это всё обман зрения. По размеру любые щитки одинаковые. Играл в чёрных щитках только из-за того, что мне нравился этот цвет.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Илья БРЫЗГАЛОВ
Дата рождения: 22 июня 1980 года
Место рождения: Тольятти
Карьера: «Спартак» (Москва) – 1999; «Лада» (Тольятти) – 1999 - 2001; «Цинциннати» (АХЛ) – 2001 - 2005; «Анахайм» (НХЛ) – 2001 - 2007; «Финикс» (НХЛ) – 2007 - 2011; «Филадельфия» (НХЛ) – 2011 - 2013; ЦСКА (Москва) – 2012/13; «Эдмонтон» (НХЛ) – 2013/14; «Оклахома» (АХЛ) – 2013/14; «Миннесота» (НХЛ) – 2013/14; «Норфолк» (АХЛ) – 2014/15; «Анахайм» (НХЛ) – 2014/15.
Достижения в клубах: обладатель Кубка Стэнли (2007).
Достижения в сборной: чемпион мира (2009), бронзовый призёр Олимпийских игр (2002).