Артём Шадров: «Ничего сверхъестественного в показе матчей Кубка конфедераций нет»

Известный российский режиссер телевизионных трансляций Артём Шадров рассказывает об особенностях показа матчей Кубка конфедераций, сравнивая работу своих иностранных коллег с опытом производства картинки на матчах отечественной премьер-лиги.

Артём Шадров (справа)
Фото: личный архив Артёма Шадрова


«МЫ НЕ МОЖЕМ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ ГОТОВИТЬ ПОКАЗ МАТЧА РФПЛ НЕДЕЛЮ»

Смотрел практически все матчи Кубка конфедераций. Интересно посмотреть, какой получилась картинка на стадионах, на которых мы постоянно работаем. Главное отличие в показе Кубка конфедераций от нашего чемпионата, да и не только нашего, пожалуй, вообще всех подобных турниров (и АПЛ, и бундеслиги, и ла лиги) – это протяженность. То есть, мы работаем на чемпионате, который идёт семь месяцев, а не три недели, как Кубок конфедераций. Потому коллеги, которые работают сейчас, готовятся совсем по-другому, им плевать на все условия, которые ставятся перед нами в чемпионатах. Они занимают места, которые хотят, все понимают, что продажа телевизионных прав приносит наибольший доход. Они заезжают на стадион за три недели, расставляют все камеры, самостоятельно прокладывают кабеля, что называется вживую, они не используют инфраструктуру стадиона. Чтобы было понятно тем, кто не связан с ТВ: на каждом стадионе есть закладные, которые предусмотрены регламентом, то есть на позиции, где стоит камеры, уже выведены все коммуникации в раздаточную коробку, инженеры устанавливают камеру и подсоединяют её к уже готовым коммуникациям, на другом конце линии к стадионным коммуникациям подключает ПТС. С одной стороны удобно, а с другой стороны камера фактически привязана к месту. Да, иногда можно поменять расположение камеры и развернуть вживую, то есть протянуть кабель от ПТС до позиции на стадионе самостоятельно, но на все камеры такое сделать не получится, банально, не хватит времени. Потому, к примеру, в Казани ведущая камера сейчас стоит гораздо ниже, чем на играх чемпионата России. 


Фото: Сергей Елагин


Опять же перед Кубком конфедераций телевизионщики несколько дней подряд сводят камеры, добиваясь идеальной картинки. Для обывателей – каждая камера изначально чаще всего показывает разную картинку, как по свету, так и по цвету и их все необходимо свести так, чтобы на каждом плане и каждой камеры была одинаковая картинка с технической точки зрения показа. Их важно правильно отстроить, как симфонический оркестр, который настраивается по гобою, также и тут. Проводятся световые измерения, четкая отстройка, если что-то не так, то меняется оборудование или место для камеры. Если сравнивать с реалиями показа продолжительного футбольного чемпионата, то такой роскоши, как неделя на подготовку к показу нет. Как правило, техника заезжает на объект утром, чтобы вечером отработать встречу.

«НАШ САМЫЙ ТОПОВЫЙ ПОКАЗ В ЧЕТЫРЕ РАЗА ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ НА КУБКЕ»

На групповом этапе работают 22 камеры, на полуфинале 28 камер – «Матч ТВ» может выставить и больше камер, тем более, если учитывать ещё камеру под трибунами или за пределами стадиона. Думаю, что два последних топовых матча чемпионат России «Спартак» – «Зенит» на «Открытии» и ЦСКА – «Спартак» на новом стадионе армейцев мы показали не хуже, чем сейчас показывают на Кубке конфедераций, как творчески, так и технически. К примеру, та же камера-паук у нас периодически бывает задействована на матчах РФПЛ. Другое дело, что у них каждый повторщик отвечает за две камеры, у нас же на одного человека приходится четыре камеры. За счет этого увеличивается скорость подготовки повтора, то есть, нет выбора с какой камеры показать момент и как его подготовить, буквально за пару секунд эпизод готов для выхода в эфир. Людей, которые задействованы в показы в разы больше. Например, приезжает человек, который отвечает только за прокладку кабелей, исключительно. Он больше ничем другим не занимается. Режиссер сам не нажимает на кнопки, у него есть теккэр, плюс отдельный режиссер повторов, редактор, продюсер и так далее.


фото: Сергей Елагин


Что касается персонала, то в Россию ФИФА привезла топовых европейских специалистов. Они занимаются в основном футболом и знают каждый момент, понимают эпизод и читают его. Знаю, что работают на Кубке конфедераций две французских бригады и одна английская – это люди, которые снимают футбол. Париж, Лион и Манчестер, если мне не изменяет память. Россиян в этот закрытый клуб не пускают, хотя я считаю, что в Казани, Москве и Питере можно было набрать бригады, которые смогли бы справиться с показом турнира. Это бизнес и принцип – все деньги в дом, пока мы находимся вне системы их координат, к сожалению. Хотя, я думаю, что есть вещи, которым и у нас можно поучиться.


фото: Сергей Елагин


Для себя взял на заметку, как они используют технические возможности своих камер и машин. Они очень красиво используют моменты, снятые в формате 4K, можно посмотреть, что происходит буквально в ногах, укрупнив картинку и не потеряв при этом четкость и качество. У нас есть такие камеры и даже возможности, но опять же необходимы дополнительные ресурсы, прежде всего, человеческие. Самая показательная цифры в данном случае – это стоимость показа одного матча. Наш самый топовый показ обходится в четыре раза дешевле того, что делают на Кубке конфедераций... Что важно, мы ещё чемпионат мира, условно, в ЮАР в 2010 году смотрели и понимали, что такой уровень показа, как технически, так и по человеческим ресурсам, мы выдержим только в Питере и Москве, то сейчас мы способны показывать футбол на уровне уже и вне столиц, безусловно, усиливая местные бригады московскими редакторами и продюсерами, но в целом умения наших телевизионщиков подтянулись до общеевропейского. Смотришь матчи и ловишь себя на мысли, что ничего сверхъестественного наши коллеги не делают.

Артём Шадров