Белые медведи. Какая атмосфера на футболе в Челнах

Корреспондент «БИЗНЕС Online» сходил на первый матч КАМАЗа в розыгрыше Кубка России и пришёл к выводу, что Татарстану нужен второй сильный футбольный бренд.

То, что творилось с челнинским футболом, нельзя назвать никак иначе, кроме как «катастрофа». Последние годы для КАМАЗа представляют собою крутые американские горки. То клуб сезонами просиживается в ПФЛ, несмотря на заявления руководителей о желании подняться рангом выше. То три года назад, обладая одним из самых маленьких бюджетов, умудряется полностью уничтожить зону «Урал-Поволжье». Что привело к ещё большим бедам, ведь для ФНЛ необходимы ещё большие затраты. В итоге два года назад дружина Клонцака в упорной борьбе в последнем туре отвоевала у иркутского «Байкала» титул худшей команды сезона. Прошлый сезон команда провела в нижней части зоны «Урал-Поволжье».

1981

Сейчас ситуация изменилась, и в некоторых аспектах довольно-таки значительно. Прежде всего в клуб пришли новые спонсоры: «АК БАРС» Банк и турецкие пивовары из Efes. Поменялось полное отношение к своему бренду, даже что-то наподобие собственного фирменного стиля «завезли», что для российского клуба – это грандиозный успех.


Форма получилась, мягко говоря, претенциозной. Во-первых, контракт с 2К – многие уже забыли о существовании этой фирмы. Во-вторых, абсолютно непонятно постоянное использование года основания клуба. 1981 – это ничем непримечательная дата, даже не юбилейная. Вот если бы 1881, то иной разговор, но интуитивно намекать на 36-летие клуба – это моветон. У клуба есть большие «рычаги» и «идеи» на реализацию. При этом, само по себе использование «чисел» – это неплохо. Существуют множество команд, которые даже называются по датам своего образования: «Сан-Франциско Фотинайнерс», «Филадельфия 76». Претензия именно в том, что «1981» совершенно не вписываются в нынешнюю концепцию. Для «КАМАЗа 81», по аналогии с «Майнцем 05» или «Шальке 04» такой подход к фирстилю был бы полностью логичен. Надо доработать это направление и судя по курсу, доработать люди в клубе смогут.

По поводу спонсора. Знаете, с эстетической точки – это провал. Однако есть одно «но»! Это второй дивизион нашего футбола и это, согласно данным нашей газеты, 50 млн рублей в год. От частного инвестора. Так что хоть делайте всю форму «пивного цвета»; за половину годового бюджета это сделать можно.

ИГРА С «НЕФТЕХИМИКОМ»

Первое же впечатление было очень приятным. Если раньше парк «Гренада» был «пустырём» для семейного отдыха, то сейчас есть дикое множество различных мест для подкачки и воркаута. Кроме этого, не было никаких проблем с паркингом возле стадиона. Конечно, когда общее число автомобилей еле-еле переваливает за 40, нонсенсы априори невозможны. Единственная серьезная претензия к клубу и организации – не было никакого сообщения о том, что возле стадиона на ближайшем проспекте ведутся ремонтные работы. Многие опоздали к предматчевому шоу именно поэтому: им пришлось идти лишние несколько километров в обход.


Фото: инстаграм КАМАЗа


Само предматчевое шоу было на приличном уровне. Конечно, не на уровне РФПЛ (хотя некоторые клубы элиты даже этого не делают). Однако было приятно, что появился интерактив между командой и болельщиком. С таких малых дел и начинается изменения мнения у большинства о чём-либо. Клубу стоит продолжать работу в этом направлении.

По стадиону вопросов также практически нет. Внешне к главной трибуне нет претензий. Видно, что часть из 200 млн рублей была потрачена с толком. Если раньше касса стадиона выглядела, как один захолустный ларёк, то сейчас это пристрой, и их три. По сути, маленькое примечание, но, если в будущем в Челны  приедет большой клуб, то вот тогда все поймут, для чего это надо было. Конечно: чтобы в город приехала крупная команда.

Первый тайм игры прошёл в равной борьбе. Было видно, что команды были выученные и хорошо подготовленные для оборонительных действий, ведь за 45 минут были произведены лишь несколько ударов в створ ворот, один из которых завершился голом. Просмотр игры напоминал о былых временах итальянского футбола, когда «катеначчо» правило футбольным миром. Оборона своих ворот и попытки как можно дольше удерживать мяч – вот этим руководствовали тренеры обоих коллективов.

Зрители на трибунах скучали и разогревали себя смешными моментами. То мяч улетит за трибуны, то главный тренер «Нефтехимика» выскажется крепким русским словцом. Фанатская трибуна радовала своими песнями. Серьезно, хоть и виднелись традиционные для русского футбола «черно-желто-белые» флаги, но не было никакого негатива ни к футболистами, ни к тому десятку нижнекамцев, приехавших в Челны.       

В перерыве же за 15 минут можно обойти  осмотреть весь стадион.  Удобно переставили «буфет», теперь эта точка питания расположена прямо на территории стадиона, в 5 метрах от поля. Выбор небольшой – холодные сосиски в тесте за 40 рублей, эчпочмаки за 45 ,бутылка воды за 35 и чай-кофе. Не такой роскошный выбор, как на «Казань Арене», однако, для низших стадий Кубка России сойдет. Туалет типа-сортир перестал существовать, теперь это реально отличное место отдохнуть от скучного футбола.

Внезапно в перерыве была развлекательная программа для болельщиков. Четырем счастливчикам выпала честь разыграть новую игровую форму. Для этого необходимо было попасть мячом в пустые ворота. После десяти минут мучений (серьезно, за все это время мяч попал в ворота лишь три раза) выявился победитель.


Фото: инстаграм КАМАЗа


Самая интересная опция похода на «Гренаду» – это возможность самому выбрать сектор, где можно сидеть. Сектор D, где сидит основная масса зрителей, расположен прямо у касс. Чтобы попасть на противоположную сторону, необходимо обойти сектор B. Проходя мимо его, можно рассмотреть, как был сооружен этот «конструктор советского типа».

Смотреть на это больно, всё-таки такой клуб, как КАМАЗ достоин намного большего, нежели эти сборно-разборные трибуны, так радостно и помпезно открывшиеся полгода назад. После перехода на другую сторону поля, можно во всех подробностях рассмотреть  причину, почему стюард направлял людей не по центру. Там, где сидят люди, нет козырька. К чему так, непонятно.

Просмотр футбола с трибуны C даже приятнее, нежели с главной трибуны. Тут много меньше ограждений, и обзору не мешают скамейки запасных. Кроме этого, из-за маленького количества зрителей можно забраться повыше, если можно назвать таким наречием девятый ряд сектора. Не во всем есть одни плюсы. Трибуну С совсем не чистят, никак. Грязные сидушки и шелуха от семечек – вот стандартная картина. Кроме этого, если игра проходит в дневное время, то солнце бьёт именно в глаза зрителям. Но если у вас есть газета, а время позднее, то можно наслаждаться не только футболом, но и закатом.

И пока солнце опускалось за горизонт, игра подходила к концу... Нижнекамские футболисты честно старались отыграться, но, как верно замечали мужики с соседних рядов, игра команды напоминала сборную СССР 80-х годов. Тогда тоже вся игра была построена через вратаря и пасы назад. Ребята в белой и синей форме не чурались отдавать передачи аж на метров 80, ведь голкипер-плеймейкер – это огромный козырь. И всё-таки благодаря голу Дениса Чушьялова КАМАЗ победил и прошёл дальше.

Несмотря на скучную. игру, зрители челнинским ребятам аплодировали. Команда прошла в следующий раунд и начинает сезон в качестве одного из фаворитов на повышение. Футболисты не ушли в подтрибунки после игры, а остались на поле и поблагодарили болельщиков. Так что видно, как изменился клуб. Прошло ещё очень мало времени, чтобы судить, однако стоит поддержать начинания руководителей. Татарстану нужен второй сильный коллектив, второй мощный бренд. 

Виктор Майоров