Почему «Рубин» проиграл первый матч сезона

Александр Дорский рецензирует дебютную игру команды Бердыева после возвращения в Казань.

Курбан Бердыев
Фото: Сергей Елагин

СТАВКА НА РУССКУЮ ОБОРОНУ

В межсезонье тренерский штаб «Рубина» пробовал разные сочетания в защитной линии – игровое время получали даже Серхио Санчес с Карлосом Самбрано, а также Егор Сорокин. В первой игре чемпионата от экспериментов Курбан Бердыев отказался – на поле вместе Владимиром Гранатом и Федором Кудряшовым, работавшими с тренером в «Ростове», появились Тарас Бурлак, Руслан Камболов и Олег Кузьмин. По большому счету, после отъезда из клуба Цезаря Наваса три центральных защитников легко угадывалось, тогда как на флангах Кузьмин и Кудряшов к началу сезона выиграли конкуренцию у Морица Бауэра и Эльмира Набиуллина.

В целом Бердыеву удалось наладить игру защитников – огромных разрывов между ними (как это было при Грасии) в воскресенье не было. Да, результативный пас Перейры при первом голе Лаборде пришел на коридор между Камболовым и Бурлаком, но, во-первых, он был небольшим (уругвайский хавбек «Краснодара» отдал прекрасную передачу), а, во-вторых, пропущенный мяч стал следствием ряда позиционных ошибок и общей командной несогласованности.

Слабейшее звено обороны «Рубина» на сегодня – Бурлак. 90-й номер казанцев хуже партнеров и в части начала атаки, и в выборе позиции. Бурлак склонен допускать голевые ошибки в самый неподходящий момент, а его игра при втором голе «Краснодара» - это совсем не действия защитника команды Бердыева.

Камболов тоже провел не лучший матч - при втором мяче Лаборде Руслан слишком легко дал колумбийцу оттеснить себя от мяча. Впрочем, вера в прогресс Камболова при игре один в один при Бердыеве есть, а по качеству первого паса и влиянию на продвижение мяча к финальной трети ему среди нынешних центральных защитников «Рубина» равных нет.

ПРОБЛЕМЫ В СЕРЕДИНЕ ПОЛЯ

В начале матча с «Рубином» краснодарцы практически не проводили своих любимых атак через центр – первые 10 минут казанцы активно прессинговали на чужой половине поля (важную роль в этом играл Оздоев, часто оказывающийся на одной линии с Гёкденизом Караденизом и Максимом Канунниковым) и вынуждали гостей пасовать назад на вратаря.


К сожалению для «Рубина», после 10-й минуты прессинг куда-то исчез, а Канунников и Карадениз перестали оказывать давление на защитников с мячом. В результате краснодарцы могли беспрепятственно начинать атаки через середину поля. Там у команды Игоря Шалимова действовали Роман Шишкин и Юрий Газинский, при этом чаще к Гранквисту и Александру Мартыновичу опускался Юрий. Это немного облегчало жизнь «Рубину» - Газинский находил передачей в центральном круге Шишкина, а Роман редко пасовал вперед даже тогда, когда ему никто не мешал.


Газинский чаще пасовал вперед (13 передач против 5), при этом пасы Юрия были очень конструктивны – в большинстве случаев они отрезали по 2 - 3 игрока «Рубина». Об этом говорит и Packing-статистика прошедшей встречи. Эта система основывается на подсчете количества оппонентов, которых передача (или успешная обводка) «отрезает» от игры. Помимо самого Packing система предусматривает два других показателя: Impect, считающий количество продвижений мяча сквозь защитников, и Receive – число отрезанных передачей игроков при приеме мяча атакующим футболистом. 


Сыграв всего 73 минуты, Газинский стал самым продуктивным игроком матча в части продвижения мяча – критика комментатора игры Нобеля Арустамяна («У Газинского много брака, он почти не играет вперед, но хорош в отборе») совершенно неуместна.

«Рубин» не мог справиться ни с Газинским, отдававшим проникающие передачи, ни с Перейрой и Вандерсоном, находившимся в поисках свободных зон перед обороной казанцев. И уругваец, и бразилец (постоянно сваливавшийся в левый полуфланг и даже в середину) эти зоны находили и получали мяч. Трио центральных хавбеков команды Бердыева – Мвила, Рочина и Оздоев, пока очевидно не понимают друг друга. Подтверждением плохого взаимодействия хозяев стал и первый мяч в ворота Сергея Рыжикова, когда хавбеки и защитники не разобрались в том, кто должен близко располагаться к Вандерсону.


Скорее всего, при вбросе аута Кудряшовым ближе к Вандерсону должен был быть Кузьмин – ветеран сильно прижался к флангу. Неоднозначный момент, с которым еще предстоит разобраться тренерскому штабу. «Краснодар» прекрасно разыграл комбинацию, однако вряд ли бы это было так легко, если бы игрок, выполнивший вспомогательную роль в атаке (Вандерсон), находился бы под давлением.

По итогам первого тайма «Рубин» владел мячом лишь 35% игрового времени. Понятно, что команды Бердыева обычно не сильно нуждаются в мяче, но преимущество «Краснодара» на протяжении большей части первого тайма было колоссальным.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ВО ВТОРОМ ТАЙМЕ

В перерыве Бердыев произвел одну замену – вместо Рочины на поле появился Максим Лестьенн. Бельгиец стал одним из катализаторов изменения характера игры, постоянно открываясь на границе финальной трети и беря игру на себя. За 45 минут Лестьенн нанес 2 удара (столько же – только у Камболова), один из которых стал голевым, отдал 1 ключевую передачу и 1 раз обыграл оппонентов. Продвинутая статистика подтверждает – Лестьенн в воскресенье был крут.


Наличие предложения в лице Лестьенна впереди серьезно помогло Оздоеву и Мвиле – опорники «Рубина» во втором тайме чаще пасовали вперед.

Вторая причина того, что хозяева прибавили после перерыва – смещение акцентов при атаке на фланг Кудряшова и зацикленность на прессинге Вячеслава Подберезкина. В первом тайме на левого защитника «Рубина» последовала лишь одна обостряющая передача – она отрезала от эпизода двух футболистов «Краснодара». В начале второй половины встречи казанцы сделали сразу 5 таких передач – отыгранными в сумме оказались 19 игроков команды Шалимова. Скорее всего, такую корректировку в перерыве внес именно Бердыев – в начале второго тайма Камболов, Гранат и Оздоев использовали Кудряшова как главного адресата для передачи. Подберезкин располагался очень высоко даже в ситуациях, когда правый защитник Петров уже оказывался один в один против игрока «Рубина».


На 61-й минуте Шалимов убрал с поля одного из лучших игроков «Краснодара» Перейру, выпустив на замену Виктора Классона. Швед занял позицию Подберезкина на правом фланге, а сам Вячеслав ушел в центр, расположившись под Лаборде. После перестановок тренера гостей Кудряшов пропал – Классон успевал не только поддерживать атаку, но и персонально играть против Федора, когда с мячом находился «Рубин».

Левый фланг хозяев Шалимову закрыть удалось, однако Подберезкин допускал позиционные ошибки и после перевода в центр. В голе Лестьенна виноват не только 11-й номер краснодарецев, но в результативном эпизоде Подберезкин показал себя крайне недисциплинированным игроком.


После того, как Лестьенн отправил мяч в ворота Синицына, Подберезкин начал высказывать претензии в адрес Газинского и Шишкина. Отчасти Владислав прав – опорные хавбеки команды, претендующей на попадание в Лигу чемпионов, не могут действовать так наивно. В то же время сам Подберезкин в голевом эпизоде вряд ли показал себя как бойца, готового исправить ошибку партнера в любой момент.

За счет выхода Лестьенна, подсказок Бердыева в перерыве и явно выпадающего из краснодарской системы Подберезкина «Рубину» удалось провести внятный второй тайм. Ничьей казанцам он не принес, но и чувства обреченности игра хозяев не вызвала.

***

«Рубин» и «Краснодар» провели один из лучших матчей стартового тура чемпионата страны. Гости удивили физической формой, презентовали нового Вандерсона (у экс-полузащитника «Зальцбурга» 7 успешных обводок из 7 попыток – феноменальный показатель для премьер-лиги) и доказали, что в их составе есть кому забивать даже в отсутствие Смолова. Бердыев показал, как будет строиться новый «Рубин», тренерскому штабу казанцев осталось лишь разобраться с исполнителями. Уже в игре против «Зенита» возможны несколько изменений в стартовом составе – Бурлак, Рочина, Карадениз, Канунников и – с натяжкой – Оздоев, в воскресенье выглядели неубедительно. 

Александр Дорский