На этой неделе международная федерация плавания (ФИНА) без особых сомнений доверила Казани и Будапешту организовать чемпионаты мира по плаванию на короткой воде в 2022-м и 2024-м годах соответственно. Другие ближайшие водные турниры пройдут в азиатских странах, и, получается, что Казань и Будапешт стали для ФИНА главными городами на европейском рынке. «БИЗНЕС Online» сравнивает, как прошли чемпионаты мира по водным видам спорта в Казани-2015 и Будапеште-2017.«Казань Арена» в 2015 году Streeter Lecka / Getty Images
ОБЪЕКТЫ
Победитель: Казань
Больше всего в Будапеште гордятся новенькой Duna Arena. «Один из лучших бассейнов в мире», – отметил президент ФИНА Хулио Маглионе. Изначально планировалось, что арена примет чемпионат мира по водным видам спорта в 2021 году, но после того как Мексика отказалась от своей заявки, сроки перенесли на 2017-й. Арену достроили досрочно, к тому же увеличили количество мест с 5 тыс до 12. «Duna Arena лучше, чем дворец водных видов спорта», – считает итальянский журналист La Gazzetta dello Sport Стефано Аркобелли.
Но даже такой потрясающей арены недостаточно, чтобы обойти Казань-2015 по критерию объектов. Есть два аргумента. Во-первых, в Будапеште нет бассейна на футбольном стадионе. Эксперимент с «Казань Ареной» принес много мучений с газоном, но произвел на всех впечатление. «Мы были в Казани и наблюдали за ходом вашего турнира, – говорит Ева Шанто из оргкомитета ЧМ-2017. – Всё прошло на превосходном уровне, и мы были поражены. Не могу даже представить, как трудно было поставить бассейн на футбольный стадион. Пытались как-то перенять ваш опыт, но в Будапеште совершенно другая ситуация».
Второй аргумент – местоположение. В Казани все объекты находились рядом. Платформа для хай-дайвинга – пару минут ходьбы – Казанка – автобус – дворец водных видов и «Казань Арена». Конечно, это не уровень Шанхая-2011, где расстояние между всеми объектами составляло 100 метров, но лучше Будапешта. Расстояние от Duna Arena до бассейна синхронного плавания составляет около 4 километров. Отдельно стоит отметить соревнования по плаванию на открытой воде. Они проходят в 130 км от центра города. Понятно, что из иностранцев туда не поедет никто.
«В Казани всё находилось рядом, и это упрощало нашу работу, – считает Аркобелли. – В целом у меня сложилось впечатление, что Будапешт – это город для водного чемпионата мира, а Казань – город для Олимпиады». После того, как итальянского журналиста попросили повторить последнюю фразу, последовало: «Да, я сказал про Олимпиаду». Отметим, что Стефано – ведущий журналист в теме плавания в крупнейшей спортивной газете Италии, он освещал все последние Олимпийские игры и жил в Казани целый месяц.
ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ
Будапешт
В Казани для постановки церемонии пригласили Игоря Крутого, и она вышла настолько яркой, что все представление можно вспомнить уже после прослушивания «Оу-оу-йе-эй!» Алены Тойминцевой. И все-таки Будапешт сделал более монументальную церемонию. В венгерской прессе пишут, что она обошлась в 3,4 млрд форинтов (около 10 млн евро), то есть, по местной валюте каждая минута стоила 45 миллионов.
В Будапеште перекрыли 5 км дорог, в том числе Цепной мост в самом центре. Остановилась и важнейшая водная артерия города – Дунай. Была задействована Будайская крепость, на которую проектировали голографические изображения. И самое главное: концерт собрал толпы людей на площади у сцены. Венгерская церемония не проходила несколько дней, она не отличалась композиционной точностью, но Будапешт поставил на кон больше, чем Казань. Если бы что-то пошло не так, город просто взорвался бы от негодования.
«Мы хотели представить миру наш город, и для этого мы построили специальную конструкцию на реке, – рассказывает Шанто из оргкомитета. – Если бы мы прогоняли церемонию несколько раз, как в Казани, то транспорт в городе просто бы остановился». К слову, если о церемонии в Казани иностранные СМИ сообщили только через фоторепортажи, то про Будапешт написали более подробно – среди оставивших отзывы есть и американское CNN. «Просто потрясающе», – заключил журналист испанской EFE.
Будапешт против Олимпиады, но в восторге от водного чемпионата мира. Это как?
ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Казань
Когда речь идёт о таких крупных турнирах, как чемпионат мира, недовольства в городе-организаторе избежать невозможно. Но это в Будапеште, а не в Казани, прошли массовые протесты против заявки на Олимпиаду-2024, которые «подогрелись», когда премьер-министр Венгрии Виктор Орбан намекнул на сближение с Россией и Турцией. Очевидно, что и водный турнир был воспринят в Будапеште хуже, чем в столице Татарстана. «Хотите получить билеты на открытие? Если вы не Очень Важная Персона, то у нас плохие новости: не выйдет», — писала газета Index, намекая на элитарность турнира. Официальные источники сообщали, что бюджет соревнований составил 130,6 млрд форинтов (около 426 млн евро). Но в прессе незадолго до начала чемпионата появилось опровержение: на самом деле сумма еще больше – 170 млрд форинтов (555 млн). Именно это число на слуху среди жителей Будапешта. В интернете также хорошо разошлись фотографии старой автобусной остановки, которую вместо реконструкции просто обнесли забором, пожалев форинты из миллиардного бюджета.
ВОЛОНТЕРЫ И НАВИГАЦИЯ
Казань
«Волонтеры были приятнее и дружественнее в Казани, чем здесь. В вашем городе все улыбались», – вспоминает журналист Аркобелли. У итальянца возникли проблемы с парковкой у Duna Arena, так что говорить в хорошем ключе о венгерских волонтерах ему вряд ли хотелось. Другое дело – Эрик из технической делегации ФИНА. Он наблюдает за соревнованиями по прыжкам в воду – своей любимой дисциплине. «Волонтеры в Казани не знали английского, – заметил Эрик. – Но они старались помочь всем, чем могли. В Будапеште такие же приветливые волонтеры. Они владеют языком, но хуже ориентируются на объектах. Возможно, их готовили не так хорошо, как в Казани».
Действительно, в первые дни чемпионата мира нужно было обратиться к трём - четырём волонтерам и услышать в большинстве случаев «Не знаю», прежде чем найти хотя бы места для прессы. За пределами арен дела обстоят хуже. «Передвигаться в Будапеште очень трудно. Мало уличных знаков и стендов с информацией», – говорит Стефано. «Мой отель находится в 4 километрах от Duna Arena, и если я не использую такси, то могут возникнуть сложности», – отмечает Эрик.
Опасность ситуации заключается в том, что в Будапеште есть восьмой район, аналогов которому в Казани точно нет. Мало кто в Будапеште может сказать что-то приятное про это место. Кто-то советует здесь не появляться, кто-то доходчиво называет район «гетто». Возможно, коренные жители преувеличивают или просто боятся иммигрантов, которых в этой местности довольно много. Но если в Будапеште говорят, что восьмой район опасен, значит, для этого есть основания. Самое печальное, что иностранец, выбрав слишком извилистый маршрут на навигаторе, вполне может зайти в эту местность.
«В фавелах Рио было еще опаснее, –считает Эрик. – Один раз мы вызвали такси, и водитель был вынужден проехать через эти трущобы. Даже он пришел в ужас. В Казани же я чувствовал себя в полной безопасности. Только получил парочку предложений от проституток». Когда Эрика спросили, где именно он жил во время чемпионата мира-2015, он ответил, что уже не помнит, но для поездки из отеля в центр требовалось мало времени.
Катинка Хошу | |
Adam Pretty / Getty Images |
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ РЕЙТИНГИ
Похоже, Будапешт
В первый день чемпионата мира-2017 исполнительный директор ФИНА Корнел Маркулеску сделал интересное заявление: «Наверно, вы слышали, что турнир в Барселоне посмотрели 5 миллиардов людей, в Казани – 6,8 миллиарда». Показатели кажутся выдумкой, ведь на земле всего 7,5 млрд людей. Но информацию подтвердил и президент федерации Маглионе: «6,8 миллиарда... Мы даже представить не могли, что чемпионат в Казани посмотрит так много людей». Методика подсчета проста: если человек посмотрел ватерпольный матч, выпуск новостей об этом матче и нарезку лучших моментов, он считается как сразу три зрителя. Есть весомые основания, что Будапешт побьёт казанский рекорд по просмотрам. ФИНА запустила мобильное приложение с прямыми трансляциями, и понятно, что данные оттуда пойдут и в общую статистику для красивого числа. Тем более, что скоро состоятся выборы нового президента ФИНА, и нынешнему руководству нужно доказать через ТВ-аудиторию свою рентабельность.
УРОВЕНЬ СПОРТСМЕНОВ
Казань
Сейчас Майкл Фелпс занят тем, что готовится к гонке с белой акулой, – ему не до Будапешта. Райан Лохте отбывает дисквалификацию за скандал в Рио, когда он объявил, что его ограбили на заправке, хотя на самом деле не ограбили. «У нас нет Фелпса и Лохте, но есть Ледеки, – говорит исполнительный директор федерации Макулеску о Кэти Ледеки, выигравшей в Казани пять золотых медалей. – И я уверен, что Будапешт подарит много открытий». Фелпс также не приехал и в 2015 году. Но в Казани был Лохте (он отдал медаль маленькому болельщику), Таня Каньото, Мисси Франклин и многие другие спортсмены, считающиеся звёздами водных дисциплин. «Турнир в Казани проходил за год до Олимпиады, – объясняет Аркобели. – Соревнования в Будапеште идут уже после Игр. В Казани мы смотрели на суперзвезд, которые нацеливались на олимпийские медали. Здесь же мы смотрим на молодых спортсменов, способных преподнести сюрприз». Однако Будапешт должен быть рад, что здесь наверняка выиграет золотую медаль венгерская пловчиха Катинка Хошу. Здесь она просто везде: на афишах, билбордах, ТВ-роликах местных компаний. Перед стартом турнира Хошу даже выдвинула инициативу о создании профсоюза пловцов. Казань не могла похвастаться доморощенной суперзвездой, но тем не менее общий уровень спортсменов в 2015 году был лучше.