Мощный прессинг «Рубина» в первом тайме, сломавшее игру удаление Жонатаса и правило бывших» – постоянный эксперт «БИЗНЕС Online» Александр Дорский разбирает матч казанской команды с «Локомотивом» (1:1), в котором команда Курбана Бердыева упустила победу в компенсированное время.
ВТОРОЙ ПОДРЯД МАТЧ «РУБИНА» ПРОТИВ СОПЕРНИКА С ПЯТЬЮ ЗАЩИТНИКАМИ
В прошлом сезоне больше половины команд премьер-лиги использовали схему с тремя центральными защитниками в качестве базовой, но в первых трех турах нового чемпионата «Рубин» встречался с оппонентами, использующими лишь четырех игроков обороны.
Первый матч Курбана Бердыева против соперника с почти зеркальной формацией закончился победой (во многом – из-за неуверенных действий вратаря ЦСКА Ильи Помазуна). Игра с «Локомотивом» меньшего сопротивления не предполагала – по ходу чемпионата качество ударов соперников (xGA) команды Юрия Сёмина постепенно снижается: Дмитрий Баринов, заменяющий в основе Ведрана Чорлуку, допускает все меньше невынужденных ошибок, а Дмитрий Тарасов находится в лучшей форме за последние несколько лет.
У «Рубина», как и ожидалось, по сравнению с матчем 4-го тура произошло всего одно изменение – Мийо Цакташа, провалившего игру против ЦСКА, в центре поля заменил экс-игрок «Локомотива» Рифат Жемалетдинов. Перед матчем Бердыев признался, что прошлое хавбека для выбора стартового состава ключевого значения не имело, однако вряд ли тренерский штаб казанцев совсем не брал его в расчет.
АКТИВНОСТЬ «РУБИНА» В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ПЕРВОГО ТАЙМА
Казанцы начали очень активно. «Рубин» впервые за сезон на протяжении 15 - 20 минут использовал высокий прессинг, чаще всего он получался слаженным, из-за чего «Локомотив» редко переходил на чужую половину поля без использования длинных передач.
Когда же кто-то из игроков хозяев все-таки не успевал накрывать соперника (обычно это были Жонатас и Мориц Бауэр), игроки «Локомотива» сами забрасывали мяч вперед, стараясь минимизировать возможность потери в середине поля. Получалось так себе.
В результате неожиданно активной обороны «Рубина», «Локомотив» 12 раз за первые 45 минут потерял мяч еще до центрального круга. 11 раз потери мяча москвичами привели к переходу владения. Для сравнения: «Локомотив» за весь матч 2 раза овладел мячом на половине казанцев.
Большинство атак «Рубина» (и позиционных, и после отбора на чужой половине) до перерыва проходили через правый фланг. Мацей Рыбус не справлялся с Бауэром, которому помогали Магомед Оздоев и Сердар Азмун, а Неманья Пейчинович не успевал страховать латераля.
В первом тайме «Рубин» нанес лишь 1 удар из пределов штрафной «Локо» (Жонатас на 44-й минуте), минимально уступил по xG (0,10 против 0,16), но был явно опаснее москвичей. У команды Сёмина была всего одна атака, которая могла закончиться голом – удар Игоря Денисова перед свистком на перерыв.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ
На 52-й минуте Жонатас заработал глупую вторую желтую карточку за удар по лицу Баринова (первую – за разборки с Алексеем Миранчуком), но удаление не изменило структуру «Рубина». Команда Бердыева просто отказалась от прессинга, сохранив плотность в линиях и не давая «Локомотиву» большого количества свободных зон. Они все-таки возникали из-за отсутствия одного игрока, но не были критическими.
Численное большинство «Локомотива» сказалось на нескольких компонентах.
Во-первых, «Рубин» сознательно (и вынужденно) отдал гостям владение мячом. До удаления Жонатаса оно было 55% на 45% в пользу «Рубина», после – 21% на 79%. «Локомотив» пять раз за тайм владел мячом больше 45 секунд (у казанцев одно такое владение за весь матч).
Во-вторых, из-за плотной игры команды Бердыева в обороне «Локомотив» был вынужден сбиться на дальние удары – особенно усердствовал Мануэл Фернандеш (8 ударов из-за штрафной после удаления из общих 9, 7 – на счету португальского хавбека). Фернандеш бил с очень неудобных позиций, к тому же 3 удара Мануэля были нанесены с нерабочей левой ноги.
В-третьих, на 68-й минуте Семин изменил схему, выпустив вместо защитника Баринова хавбека Аршака Коряна и перейдя на схему 4-2-3-1. По ходу второго тайма Корян смотрелся не слишком здорово (всего 7 передач за 22 минуты, 2 потери без попыток дриблинга), но Аршак сыграл важную роль при голе Соломона Кверквелии – он отвлек на себя внимание Янна Мвилы и Владимира Граната.
ПРАВИЛО БЫВШИХ
В центральной встрече 5-го тура сработало правило бывших: Жемалетдинов и Кверквелия забили мячи в ворота своих бывших команд. Однако и Рифат, и Соломон провели не лучшие матчи даже в этом сезоне.
Жемалетдинов гораздо лучше Цакташа держал линию при обороне, но нельзя забывать и о разнице в количестве атак «Локомотива» и ЦСКА. При игре на мяче у полузащитника дела шли хуже: 7 точных передач из 13 (54% – худшие показатели в команде и по общему числу пасов, и по проценту точности), 4 выигранных единоборства из 14 (29% – снова худший в «Рубине»), ни одного отбора (единственный полевой игрок «Рубина» без отборов), всего 1 перехват (вновь худший игрок казанцев).
Кверквелия так же был плох в борьбе за мяч (8 выигранных единоборств из 13 – худшие цифры среди защитников «Локомотива»), а если смотреть числа Соломона по борьбе в защите все выглядит еще хуже – 4 выигранных из 9. При подключениях в чужую штрафную грузин уже традиционно хорош, но с непосредственными обязанностями в среду он справлялся не слишком успешно.
***
«Рубин» упустил победу в добавленное время, но после игры Бердыев не выглядел сильно расстроенным результатом. Казанцы вновь пропустили после того, как Фёдора Кудряшова продавили у вратарской Сергея Рыжикова (также забивал второй мяч Себастьян Дриусси), но учитывая удаление Жонатаса, ничья с одним из лидеров лиги – рабочий результат.
Набирает форму Азмун (16 выигранных единоборств – 7 игроков «Локомотива» реже вступали в борьбу в принципе), но на завершающую стадию атаки иранца пока не хватает. Вероятно, что в матче со «СКА-Хабаровском» пару Сердару в нападении составит Жемалетдинов, а Алекс Сонг закроет вакантную (и одну из наиболее проблемных) позицию в центре поля.