В ближайшие дни будет завершена сделка по
подписанию договора между «Ак Барсом», КХЛ, «Матч ТВ» и ТНВ по производству и
передаче прав на показ матчей казанской команды. От устаревшей техники
татарстанского канала решено отказаться в пользу суперсовременного оборудования
казанского филиала «Матч ТВ». Хоккей из Казани теперь будут показывать не на
10, а на 21 камеру, да еще и в формате HD. Проект может стать отправной точкой
экспансии «Матч ТВ» в Татарстан.
ТНВ СЭКОНОМИТ НА ХОККЕЕ 7 МЛН РУБЛЕЙ, НО КАРТИНКА СТАНЕТ ЛУЧШЕ
Как стало известно «БИЗНЕС Online», «Татнефти» и ХК «Ак Барс» удалось договориться с «Матч ТВ» (ООО «Национальный спортивный телеканал», далее НСТ) о съемке всех домашних матчей казанского хоккейного клуба с помощью суперсовременной техники, которая базируется в республиканском филиале ТВ-холдинга. Теперь все игры в регулярном чемпионате будут сниматься на 18 камер (плюс три камеры самой арены), а в плей-офф на 20 камер (также плюс 3 камеры), и всё это в формате HD, с повышенным количеством повторных машин и таких ТВ-приемов, как слоумоушн. Эпоха показа хоккея на морально устаревшую ПТС от ТНВ с 10-ю камерами и повторами чуть ли не с магнитофона ушла в прошлое. В «Ак Барсе» наконец-то поняли, что мутная и темная картинка из «Татнефть Арены» – это удар прежде всего по имиджу команды, и это больше недоработка клубных структур, нежели людей из ТНВ, которых никогда особо и не волновало качество их самого востребованного контента.
Как будет выглядеть нынешнее соглашение? Схема сделки непроста. КХЛ заключает договор с НСТ («Матч ТВ») на передачу прав на все матчи «Ак Барса» с условием производства домашних матчей и обязательной передачей картинки ТНВ. НСТ в свою очередь подписывает контракт с хоккейным клубом на оплату услуг. Общую стоимость соглашения стороны не разглашают, источники говорят о вилке в 20 - 25 млн рублей. Напомним, что ранее ФК «Рубин» провернул схожую схему, выкупил права на показ своих матчей, оплатив работу ПТС и передал лицензию ТНВ. Отметим, что в отличие от футбольного проекта, телеканал ТНВ получает не только качественный контент, но и значительно выигрывает в деньгах. Ильшату Аминову теперь нет нужды платить за права на показ матчей, а ведь только за регулярку ТНВ пришлось бы отдать примерно 5,6 млн рублей (по 100 тыс за каждый матч) и около 1,5 млн рублей за доставку сигнала. По соглашению, канал бесплатно получает картинку вообще всех игр, а не только домашних. Показ матчей «Ак Барса», читай самый убойный продукт всего телеканала за 15 лет существования, обойдётся компании в сущие копейки в масштабах бюджета ТНВ.
В «Ак Барсе» подтвердили факт переговоров, однако из-за юридических тонкостей, ещё не все документы подписаны и согласованы, идёт утряска деталей, и говорить о соглашении, как о свершившемся факте, в клубе не стали. «Для улучшения качества трансляций матчей с участием ХК «Ак Барс» и повышения зрительского интереса, клуб ведет переговоры с ООО НСТ («Матч ТВ») о производстве телевизионного сигнала в формате повышенного качества (HD)» – говорится в ответе пресс-службы клуба на запрос «БИЗНЕС Online».
На «Матч ТВ» хранить секрет не стали и всё подтвердили. «Да, мы готовы подтвердить, что матчи «Ак Барса» будут показываться с помощью техники НСТ. Мы всё будем снимать в HD. Произведенную трансляцию будем отдавать на местный канал ТНВ. При этом мы сохраняем право показывать игры «Ак Барса» на «Матч ТВ» и «КХЛ ТВ». Как и в прошлом году», – заявили в пресс-службе «Матч ТВ».
Ильшат Аминов | |
«МАТЧИ «АК БАРС СТАНУТ ЧАЩЕ ПОПАДАТЬ В ЭФИР «МАТЧ ТВ»
Инициаторами соглашения выступили сразу три стороны – лига, «Матч ТВ», который был заинтересован в качественном контенте из Казани и «Татнефть». Первая попытка переговоров, затеянная КХЛ через «Татмедиа» и ТНВ, провались. Ответ был, что денег нет, да и заинтересованности особой стороны не проявляли. Как только разговор дошел до Альметьевска, вопрос удалось оперативно утрясти. В начале августа в Казань, в том числе для переговоров с «Ак Барсом», приезжали заместитель генерального директора «Матч ТВ» Евгений Мейтес и заместитель генерального директора «Газпром-Медиа холдинга» Денис Секачёв. Отметим, что глава медиаимперии «Газпрома» Дмитрий Чернышенко также занимает пост президента КХЛ, что, безусловно, способствовало ходу переговоров. Важную роль сыграла активность директора местного филиала «Матч ТВ» Рамиля Гильманова, сумевшего подготовить почву для переговоров. После очной встречи сторон прошла активная проработка предложения, важную роль сыграло понимание проблемы президентом «Ак Барса» и генеральным директором «Татнефти» Наилем Магановым. Подобная схема сотрудничества предлагалась ещё в 2014 году, но тогда не удалось убедить ТНВ в необходимости подобного проекта...
Вице-президент КХЛ по маркетингу и коммуникациям Сергей Доброхвалов подтвердил, что между лигой и НСТ заключен договор о производстве всех домашних матчей «Ак Барса» в формате HD. Менеджер заявил, что переговоры длились около двух месяцев, и перед началом сезона сторонам удалось достичь соглашения.
«В КХЛ рады, что с нового сезона все домашние матчи «Ак Барса» будут показываться в формате HD и картинка из Казани, с технической точки зрения, будет соответствовать уровню клуба. Матчи «Ак Барс», наверняка, теперь станут чаще попадать в эфир федерального канала «Матч ТВ». Наши иностранные вещатели также, полагаю, станут чаще брать матчи «Ак Барса» и ставить их себе в эфир. Некоторые компании, к примеру, просто не имеют технической возможности показывать игру, снятую не в HD-формате, как это чаще всего было в Казани», – заявил вице-президент КХЛ.
Также, по словам Доброхвалова, у КХЛ заключены договоры с вещателями в 30 странах мира, и лига по итогам сезона распределяет между клубами прибыль от ТВ-контрактов. Количество показов матчей в эфире иностранных телекомпаний – важный показатель во время деления сумм по командам. Так что «Ак Барс» уже точно заработает чуть больше по итогам сезона. Такой подход ложится в общий тренд, который задают сейчас в казанском клубе менеджеры из Альметьевска – «Ак Барс» должен больше зарабатывать, хотя справедливости ради скажем, что вряд ли выплаты от КХЛ смогут покрыть сумму контракта клуба и «Матч ТВ», но узнаваемость клуба за границей однозначно прибавится.
Наиль Маганов | |
«МАТЧ ТВ» ГОТОВИТ ЭКСПАНСИЮ?
ТНВ получает также уникальные дополнительные возможности. По договору производиться будет так называемый двойной продакшн, то есть один для Москвы, а второй только для Татарстана. Есть возможность сделать свою красивую обвязку, то есть студию до игры и после, какие-то экспертные обсуждения в перерыве. Да, потребуется дополнительное эфирное время, есть опасения, что на ТНВ не готовы к таким шагам, учитывая с каким скрипом они приняли даже этот договор. Интересно, что в Уфе, которая ранее в части спорта лишь следовала за Казанью, значительно обошли и «Ак Барс». Так вот, хоккей в Уфе уже давно показывают по самому высшему классу, техническая оснащенность трансляций была на уровне НХЛ, с нового сезона также будет и в Казани. «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал о том, как в Уфе показывают хоккей и что это неформальное «зеленое дерби» остаётся за «Салаватом Юлаевым», его болельщики последние годы получали картинку куда лучшего качества, чем поклонники «Ак Барса». Теперь и в Казани есть все возможности делать показ на высшем же уровне.
Пока же получается так, что второй матч «Ак Барса» в регулярном сезоне против «Адмирала» в ближайшую субботу будет показан в записи. В очередной раз произошла накладка, в Казани в один день и почти в одно время играют «Ак Барс» и «Рубин». Футболисты принимают «Тосно», понятно, что Аминов из двух этих клубов сделает выбор в пользу «Рубина», в котором президент Радик Шаймиев, а главный спонсор ТАИФ, владеющий 55% акций ТНВ. Игру «Ак Барса» зрители республиканского телеканала увидят лишь в 22 часа. Тут, скорее, нужно задавать вопрос футбольным чиновникам, которые составляет календарь чемпионата так, что время игр определяют только на первые восемь туров. Почему нельзя было развести игру «Рубина» и «Ак Барса», непонятно. В хоккее календарь плотнее и сложнее, потому к ним претензий нет. А вот футболисты явно недоработали. Соперник казанцев новичок РФПЛ «Тосно» в еврокубках не играет, и ему не столь важно, в какой день уикенда пройдёт встреча. На казанских аренах нет аншлагов и без прямой конкуренции, а тут оба клуба однозначно отнимут друг у друга зрителей, как на трибунах, так и на ТВ. Нет сомнений, что показ матча покажет большие цифры рейтинга, люди, которые захотят по привычке увидеть на ТНВ хоккей, получат футбол.
Что же дальше? Как уже говорилось ранее, «Матч ТВ» будет вынужден технически укрепить свой казанский филиал. С ростом количества проектов, к которым относится и хоккей, в столицу республики, скорее всего, на постоянное базирование переберётся ещё одна ПТС «Матч ТВ», понятно, что не на 24 камеры, как основная, находящаяся в Казани, но не менее современная. Должны взыграть амбиции у УНИКСа и волейбольных клубов «Зенита» и «Динамо». Однако, по сути, максимум возможностей по показу спорта ТНВ уже почти исчерпал. Могут быть разве что точечные показы волейбола или баскетбола, но для постоянной основы не хватит эфирного времени. И тут вполне реален вариант с созданием полноценного вещательного филиала «Матч ТВ» по принципу ВГТРК. Некое подобие американской системы сети Fox, которая имеет филиалы по всей стране. О таком варианте развития событий «БИЗНЕС Online» также писал ранее. Идея простая и понятная. «Матч ТВ» отдает часть временных слотов под региональный контент. Игру ЦСКА и СКА показывают в федеральном эфире в 19:00, а в это же время в Татарстане идет трансляция матча «Ак Барс» – «Салават Юлаев» или вообще любого другого матча «Ак Барса», который уж точно будет популярнее дерби питерских и московских армейцев. Кто-то может сказать, что хочет увидеть игру именно столичных команд? Ок! Есть интернет и платные каналы от КХЛ. Да и матч УНИКСа или волейбольного «Зенита» в Татарстане сможет соперничать с футболом средней смотрибельности. Плюс все производство пойдет по лекалам «Матч ТВ». Выездные студии, эксперты, комментаторы у поля, полноценный разогрев публики – то, до чего так и не дорос ТНВ.
В любом случае, контракт «Ак Барса» и «Матч ТВ» не только открывает новую эпоху в развитие конкретного клуба и антуража вокруг его игр, но имеет все шансы стать серьезным драйвером в развитии всей спортивной индустрии республики, которая всё быстрее приближается к стратегическую идейному кризису, но это уже тема другого материала.