В качестве капитана он вывел Казань из второй лиги в первую. В качестве тренера поднял дружину из первой лиги в высшую. Страницы биографии легендарного Всеволода Елфимова.
КАК НАЧАТЬ НАПАДАЮЩИМ, А ИГРАТЬ ВСЮ КАРЬЕРУ В ОБОРОНЕ
Перед первым матчем стартовавшего сезона КХЛ между «Ак Барсом» и китайским «Куньлунем» под сводами «Татнефть Арены» были подняты стяги Всеволода Елфимова и Анатолия Муравьёва.
Елфимов дебютировал в родной команде СК им. Урицкого в сезоне 1966 года. Можно сказать, что это был довольно примечательный сезон в советском хоккее. К примеру, за «Звезду» из Чебаркуля сыграли Александр Гусев и Валерий Харламов. Рижское «Динамо», переименованное из «Даугавы», провело последний сезон под руководством чехословацкого наставника Станислава Мотла, и вылетело из второй подгруппы (аналог первой лиги), чтобы на следующий год начать путь вверх под руководством молодого наставника Виктора Тихонова.
– Я начинал в спортшколе СК им. Урицкого, – погрузился в воспоминания Всеволод Елфимов. – В 16 лет тогдашний тренер казанцев Анатолий Муравьёв начал подключать меня к тренировкам, а в 17 я уже попал в основной состав команды. Я тогда играл на позиции нападающего, вместе с опытными Анатолием Орловым и Владимиром Ткачевым.
Стяги легенд казанского хоккея под потолком «Татнефть Арены» | |
В этом сезоне Елфимов забросил только одну шайбу. Но уже в следующем сезоне он закрепился в основе команды, забросив семь шайб. После дебюта Елфимова в «Урицком», команду покинул главный тренер Муравьёв. Патриарх татарстанского хоккея добился успеха в Минске, выйдя с местным «Торпедо» в высшую лигу, а казанский клуб возглавил Исмаил Милушев. Казалось бы, совсем немного, и Елфимов из перспективных перейдёт в стан лидеров команды, но тут подоспело время армейского призыва.
– К этому времени я уже переквалифицировался в игрока обороны, – уточняет Елфимов. – Тут сыграло роль несколько обстоятельств. Во-первых, я получил травму, играя на открытой площадке на стадионе на улице Ленинградской. Тогда потеплело, лёд подтаял, у меня нога попала в трещину, и я угодил в борт. Помимо травмы, на мой перевод в защиту повлияла катастрофическая нехватка игроков обороны.
В 1969 году 20-летнего Елфимова призвали в команду второй лиги - куйбышевский СКА, в котором тогда служили практически все игроки «Урицкого». Причем, бывали сезоны, когда в Куйбышев делегировали по два-три казанца. Вот и с Елфимовым в Куйбышев отправились Михаил Барсуков, Олег Евтушенко, Николай Костин, Евгений Симонов, кроме них в составе уже был старослужащий из Казани голкипер Владимир Яковлев. И еще одно обстоятельство скрасило первые дни пребывания Елфимова в новом коллективе, который провёл летний тренировочный сбор в казанском Дворце спорта, поскольку в Куйбышеве был занят под концерты. Причем, эти концерты длились так долго, что и стартовые матчи чемпионата команде пришлось проводить на местном стадионе под открытым небом.
КАК ПЕРЕЖИЛИ РАЗРУХУ В КАЗАНСКОМ ХОККЕЕ
Что касается дебютного сезона в Куйбышеве, то его нельзя назвать успешным. И команда сыграла неважно, и количество заброшенных шайб – четыре – было меньше, чем до того в «Урицком». Зато следующий сезон сложился успешней. Рядового Елфимова выбрали капитаном команды. В которой стал настоящей звездой еще один казанский новичок Сергей Котов. Шесть голов (!) в одной игре так и осталось рекордом расформированной позже команды. Защитникам, имея такого забивалу, было гораздо проще.
Всеволод Елфимов (в центре) на тренерском мостике | |
По возвращении Елфимова в Казань он столкнулся со сменой состава в родной команде. Уходили лидеры Владимир Гусев, Рашид Сайфутдинов, покидали Казань, кто-то насовсем, как Евгений Казачкин, «Спартак», Москва, и упомянутый Котов, а кто-то на время, как Геннадий Маслов, оба «Крылья Советов». Такие потери привели к тому, что «Урицкий» выпал из первой лиги во вторую, и сезон 1972 года даже завершил ниже (11-ми), чем тот же СКА из Куйбышева (третье место). Выше нас были команды из таких нехоккейных городов, как Запорожье и Ухта. Хорошо, что слабее нас оказались Подольск и Днепродзержинск, иначе «Урицкий» лишился бы статуса команды мастеров.
– В то время в команде была настоящая разруха. Иногда на игру выходили по три защитника, больше не было, – продолжает свои воспоминания Елфимов. – К счастью, первые лица Татарии обратили внимание на команду.
Приблизившись ко дну, казанцы сделали всё, чтобы оттолкнуться от него. Состав сильно омолодился. Рядом с «ветеранами», которым не было еще и 30 лет, Вениамином Елистратовым, Виталием Петровым, дедом нынешнего армейца Кирилла Петрова, подрастала молодёжь – Елфимов, Ильдус Хуснуллин и юниоры Валерий Шалахин, приехавшие в Казань Владимир Бокарев и Сергей Столбун. Отличие хоккея советского времени от нынешнего состояло в том, что тогда можно было строить команды «в долгую». Во второй лиге строили свои коллективы в уже упомянутой Риге, Ижевске, Уфе, Челябинске, и поднимались с ними до «вышки» чемпионата СССР. В Тольятти, Усть-Каменогорске, Харькове и Ярославле команды вообще начинали путь до высшей лиги из команд коллективов физкультуры, иными словами, из третьей лиги. Главное, чтобы детские тренеры хорошо работали, да руководство клуба обеспечивало хоккеистов, чтобы устояли они перед посулами селекционеров из высшей лиги.
Казани для того чтобы войти в число лидеров первой лиги чемпионата СССР не хватало малого: сильного тренера и надёжного голкипера. Вначале появился первый Владимир Васильев, а вскоре он подтянул и второго Александра Котомкина. В сезоне 1981-го года «Урицкий» финишировал четвёртым в первой лиге, и 16-м в итоге, но, увы, к этому времени возраст Елфимова в команде уже не было. Он ушел из клуба как только перешагнул за 30-летний рубеж, практически запредельный для спорта во времена Союза. Начал тренерскую работу, сначала с детьми, потом поступил в ВШТ, Высшую школу тренеров. Приезжал на практику к Васильеву, для того, чтобы вернуться в тренерский штаб команды в 1983 году к новому наставнику Олегу Голямину из Москвы.
КАК КОМАНДА «РАБОЧА ЛОШАДКА» ОБЫГРАЛА «ЗВЁЗДНЫХ КОНЕЙ»
Поработав пять лет в тренерском штабе родного клуба, Елфимов возглавил её в 1988 году. И осуществил многолетнюю мечту болельщиков команды, выведя СК им. Урицкого в высшую лигу.
Елфимов в тренерском штабе (крайний справа) | |
– Тогда в «Вышку» выходила команда, практически состоявшая из воспитанников казанского хоккея, – вспоминает Елфимов. – А против нас выступали очень серьезные конкуренты: и ижевская «Ижсталь» с саратовским «Кристаллом», которые уже не на слуху, и свердловский «Автомобилист» с череповецким «Металлургом», которые и сейчас на виду, и усть-каменогорское «Торпедо» с харьковским «Динамо», ставшие сейчас командами иностранных государств.
Гена Маслов, Серёга Столбун, Валера Шалахин, Володя Бокарев уже закончили свои карьеры, а это были глыбы. Легенды не только казанского хоккея, но и первой лиги чемпионата СССР. В то время тон в нашей команде задавали Сергей Закамский, Алексей Пучков, Равиль Шавалеев, Равиль Фазлеев, подтягивалась молодежь – Ильнур Гизатуллин, который через десять лет стал уже чемпионом России в составе «Ак барса». Команда наша, которая выходила в Высшую лигу, состояла из «рабочих лошадок», зато была очень трудолюбивая и дисциплинированная.
Выходом в высшую лигу казанцы не ограничились. Они выиграли ЦСКА и «Спартак», обыграли в Риге местное «Динамо», и эти победы над грандами советского хоккея тогда представлялись такими же великими, как успешное выступление советской сборной в Суперсерии 1972 года.
– Противостоять нам приходилось грандам мирового хоккея, ведь на тот момент наши звёзды еще не потянулись в НХЛ. Победа над ЦСКА в гостях, у которых в составе играли те же Макаров, Ларионов, Фетисов, была памятником нашей самоотверженности и героизму, – вспоминал Елфимов. – Выиграли в Риге у «Динамо», в Москве у «Спартака». Тогдашние руководители советского хоккея в шутку называли нас неофициальными чемпионами Москвы. Выкладывались с лидерами, как на фронте, а вот с тогдашними аутсайдерами нам не хватало самоотдачи. Впрочем, на пределе своих возможностей очень сложно было пройти весь турнирный путь.
Помимо успехов на хоккейной площадке, Елфимов в годы работы запомнился созданием лучшей тройки казанского хоккея 90-х, соединив юного казанца Романа Баранова с двумя молодыми ижевцами Кириллом Голубевым и Алексеем Чупиным.
– Наставник Всеволод Елфимов поставил вместе нас, Романа и Алексея, – вспоминал Голубев. – Потом мы и при следующем тренере, Викторе Кузнецове, так играли. И Юрий Моисеев просто не стал рушить то, что хорошо работало.
– Хорошее получилось звено, – резюмирует Елфимов. – Ижевцы Голубев и Чупин запомнились неординарными нападающими силового плана, Баранов выполнял роль эдакого «чернорабочего». Всех соперников топтали тогда.
Теперь Александр Абросимов, как Чупин и Баранов, тоже все топтать пытается | |
РАБОТА В «ТАНЕ», ВОЗВРАЩЕНИЕ В… «ИТИЛЬ»
Работа Елфимова продлилась до 1991 года, а потом он возглавил «кооперативную» команду «Тан». Дружина вышла из третьей лиги во вторую, настоящим отцом команды был большой любитель хоккея Ринат Юсупов. Среди прочих, в этом «Тане» («Заря» в переводе на татарский язык) играл ветеран казанского хоккея Равиль Фазлеев.
– В «Тане», куда нас собрал Елфимов мы играли-балдели, – вспоминает Фазлеев. – Абдулхаев, Писарев, Рахин, я. «Тан» вышел из первенства коллективов физкультуры в чемпионат второй лиги. С нами молодые были, Миша Сарматин, Дима Ячанов, на тот момент никому не нужные в Казани. Потом Сергея Шашурина – хозяина команды – «закрыли», мы девять месяцев без зарплаты играли. Когда он был, проблем не было, в тот же Свердловск на чартере летали, что, по тем временам, было очень круто. А потом денег не стало, помню, приехали уже в Новоуральск, жрать нечего. Нас в составе всего девять человек полевых, а там все бывшие игроки «Автомобилиста». А мы их в результате «хлопнули».
НАСТАВНИК МОЛОДЁЖИ
После «Тана» Елфимов возвращался в родную команду в тренерский штаб Виктора Кузнецова. Казань уже успела сменить название хоккейной команды на «Итиль», а уже при нём стала «Ак Барсом». Потом работал в Нижнекамске с местным «Нефтехимиком». А в 2009 году стал главным тренером «Барса», молодёжной команды, созданной для участия в МХЛ.
– Я бы посоветовал вам внимательно смотреть на всю команду, – делился в то время Елфимов. – У нас есть несколько хоккеистов, которые являются игроками молодежных и юниорских сборных страны, но только добросовестное отношение к делу позволит им прогрессировать и в дальнейшем. Мы будем стремиться к тому, чтобы чаще и быстрее расставаться с ними, потому, что ребята будут переходить в основу «Ак Барса». Может быть, постепенно придём к тому, что основа «Ак Барса» будет составлена из воспитанников казанского хоккея.
Трудно сказать, на кого тогда больше остальных рассчитывал Елфимов. Но под его руководством успели поиграть нынешние «барсы» Эмиль Гарипов, Владимир Ткачев, Альберт Яруллин. Да и среди покинувших Казань его игроков хватает: Станислав Бочаров, Денис Голубев, Егор Яковлев.
Ткачев дебютировал в профессиональном хоккее под руководством Елфимова | |
автор |
– Получается, что в моей жизни было несколько знаменательных страниц, – размышляет Елфимов. – Как капитан одной команды я выходил из второй лиги в первую в 1976 году. Как тренер выводил её из первой лиги в высшую в 1988 году. Был наставником «Барса», когда он дебютировал вначале в МХЛ, потом в высшей лиге, ВХЛ. Кстати, пользуясь случаем, хотел бы внести поправку в моё досье. Везде пишут, что я играл в «Нефтянике» из Лениногорска, но там выступал мой младший брат Вадим Елфимов. Его приглашал мой бывший напарник по звену Анатолий Орлов. А я ни какую другую команду, кроме родного «Урицкого» и армейской службы в СКА, не играл. А вчерашнюю церемонию чествования я считаю признанием заслуг всех ветеранов «Урицкого», и названных мною в этом интервью, и не названных. Сегодня команда наверху, но надо понимать, что их не было бы без игроков прошлого, не было бы сегодняшнего благополучия. Руководство клуба, тренерский штаб, игроки нынешнего состава, сотрудники клуба, ветераны, мы вместе творили и творим историю хоккейной Казани.