Самый верный игрок современного хоккея

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о нападающем Шейне Доуне, который на днях завершил игровую карьеру.

«ИНОГДА НАЧИНАЕШЬ ДУМАТЬ О СЕБЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ТЫ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ»


Фото: Christian Petersen / gettyimages.com


Он провёл в составе одного клуба 21 год. Кто-то за это время меняет с десяток команд, многие, с кем он начинал, вообще не играют в хоккей. Шейн Доун – эталон верности и преданности в современном хоккее. За время выступления Доуна в системе «Аризоны» команда переезжала (из Виннипега в Глендэйл в 1996-м), трижды меняла название («Виннипег», «Финикс», «Аризона»), но была одна константа – парень под 19-м номером. И тот, кто его знает, никогда не удивится, почему он решил завершить игровую карьеру, хотя его этим летом звали к себе «Эдмонтон», «Рейнджерс» и другие клубы.

«Мы решили не предлагать Доуну контракт на следующий сезон. Пришло время двигаться вперёд и сфокусироваться на развитии наших молодых игроков. Это было сложным решением, но мы должны думать о будущем», – заявил в июне владелец «койотов» Эндрю Барроуэй. Да, в системе «Аризоны» большое количество талантливых проспектов, но для молодёжи нужен опытный наставник на льду – Доун же в прошлом сезоне показал, что не превратился в тихохода на льду.

«Я не ожидал этого. Понимаю стратегию, которую видит руководство, хотя и не всегдла полностью согласен с решениями, которые оно принимает. Иногда ты начинаешь думать о себе лучше, чем ты есть на самом деле», – говорит сам Шейн. Когда стало известно, что «койоты» не продлили с ним контракт, многие сразу сделали вывод – больше на льду Доуна не увидят. Ведь его имя ассоциируется только с этой командой, а сам игрок признавался, что не видит себя вне города, где выросли четверо его детей.

«ОН НЕ УМЕЕТ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ»


Фото: Christian Petersen / gettyimages.com


«Мы выиграли со счётом 7:5 и для меня это было сюрреализмом. Моя мечта сыграть в НХЛ стала реальностью, и хотя до этого я думал, что это предел моих мечтаний, я уже ждал следующей игры», – говорил Шейн о своём первом матче, в котором он сделал две результативные передачи. Впереди его ждало ещё 1594 игры. Доун получал удовольствие от каждой: «Одна из моих любимых частей игры в хоккей – это прослушивание национальных гимнов, когда ты спокойно стоишь на синей линии, когда думаешь о предстоящей игре, молишься и благодаришь Бога. Никогда не забуду этот особый ритуал, ведь я стоял и понимал, что я игрок НХЛ».

Доун был выбран «койотами» на драфте под седьмым номером, но не выглядел тем игроком, при взгляде на которого говорят, что он будет звездой. На третий год он вообще провёл полсезона в АХЛ, но вернулся оттуда другим игроком. Он научился выигрывать борьбу и выбирать позицию – количество заброшенных шайб и набранных очков сразу возросло, ведь отличная техника и бросок у него были давно.

В 2010 году Доун получил долгожданный индивидуальный приз: не сомневайтесь, что для него «Кинг Клэнси Трофи» (приз, вручаемый игроку, который является примером для партнёров и принимает активное участие в общественной жизни) был важнее приза лучшему снайперу. Доун вместе с женой жертвовали значительные суммы в благотворительные организации штата, а партнёры в нём души не чаяли. «Когда я пять или шесть игр подряд не попадал в состав, будучи здоровым, Шейн всегда помогал мне морально. Он делал очень много для всех парней. Он настоящий мужик», – рассказывает про Доуна бывший одноклубник Пол Биссонетт.

«Чувствую себя лучше, но все еще нужно время, чтобы восстановиться. Постепенно возвращаюсь к занятиям. Было бы гораздо лучше, если бы я знал что со мной. До сих пор врачи не сказали мне, чем я болел или продолжаю болеть», – в декабре 2013 года Доун неожиданно почувствовал себя плохо и врачи долго не могли понять, что с ним. В итоге выяснилось, что хоккеист подцепил редкое вирусное заболевание: пятнистую лихорадку Скалистых гор, которая влияет на слизистую оболочку клеток крови. Шейн оказался сильнее – трудности его никогда не пугали. У него были четыре операции по удалению грыжи, а последствия тяжёлого перелома руки он будет испытывать всю оставшуюся жизнь, но Шейн утверждает, что всё в порядке – он уходит из хоккея без травм.

«Этот парень не умеет управлять своим временем. У него жена и четверо детей, но он не покидает арену раньше 23.30, потому что общается с болельщиками», – говорит всё тот же Биссонетт. Среди них был и Остон Мэттьюс, который в детстве болел за «Койотс». Пожалуй, болельщики – главные пострадавшие от решения руководства не продлевать Доуна. Они писали гневные письма в адрес Барроуэя и генерального менеджера «Койотс» Джона Чайки, но это уж точно не могло ничего изменить. 

«СРЕДИ ТЕХ, КТО НЕ ВЫИГРЫВАЛ КУБОК, ОН ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ»


Фото: Christian Petersen / gettyimages.com


Солидные габариты и бойцовский дух всегда были главными качествами Доуна, прирождённым бомбардиром его не назвать. Свой первый хет-трик он оформил в 36 лет, а на график «очко за матч» не вышел ни в одном из сезонов. Понятно, что играя за «Аризону», он ничего не выиграл на клубном уровне, но и в сборной ему однажды крупно не повезло: единственная Олимпиада, на которую он поехал в составе сборной Канады, обернулась провалом – вылет в четвертьфинале от России в Турине-2006. Впрочем, он это компенсировал победным голом в финале Кубка мира-2004 и двумя золотыми медалями чемпионатов мира – Доуну есть что повесить на стену в своём доме.

Не обладая выдающимися способностями, Шейн стал звёздным игроком – пусть и не в рамках всей НХЛ, но для своей династии точно. Доун действовал неброско, но эффективно: возможно, это помешало ему достичь большей известности, но не сделало менее крутым игроком. «Он не поднимал над головой Кубок Стэнли, но среди тех, кто его не выигрывал, он один из лучших», – так про него говорят в НХЛ.

В «Аризоне» / «Финиксе» у него практически никогда не было элитного центрфорварда – не вина Шейна, что он играл в династии, которой не суждено достичь успеха. Но за свою карьеру Доун получил бесценное уважение всех окружающих, ведь он никогда не просил обмена в более успешный клуб, а старался сделать лучше тот, в котором выступает с самого начала профессиональной карьеры. 

Артур Хайруллин