Одна из самых титулованных в истории синхронного плавания спортсменок Светлана Ромашина поступает в Поволжскую академию спорта. О том, как во время обучения пятикратная олимпийская чемпионка планирует стать мамой, перед защитой диплома – выиграть «золото» Токио-2020, а после получения профильного образования – возглавить в Казани школу синхронного плавания, – в материале «БИЗНЕС Online».
В КАЗАНЬ – ЗА ПРОФИЛЬНЫМ ДИПЛОМОМ
Такой абитуриентки в Поволжской академии спорта еще не было: 5-кратная олимпийская чемпионка, 18-кратная чемпионка мира и 10-кратная чемпионка Европы. Единственное, чего у Светланы Ромашиной до сих пор не было, так это медалей серебряного и бронзового достоинств, а также диплома о профильном образовании – того самого, без которого сейчас невозможно работать в спортивной отрасли: дипломов Московского государственного университета экономики и МГУ недостаточно.
По завершении спортивной карьеры Ромашина планирует перейти на тренерскую работу, но в Москве сильных синхронисток так много, что там дефицит тренерских вакансий. Именно поэтому она решила поступить в Поволжскую академию спорта. «У многих знаменитых спортсменок прошлого есть свои школы синхронного плавания, в частности, у Марии Киселёвой, Ольги Брусникиной, Анастасии Давыдовой, – рассказала «БИЗНЕС Online» чемпионка. – Поэтому в Москве профессионалов высшего уровня предостаточно. А по общению с ректором академии спорта Юсупом Якубовым, я поняла, что здесь есть намерение открыть кафедру синхронного плавания. Благо, база для работы, бассейны есть, проблема в тренерских кадрах».
Для Светланы Казань давно не чужая: здесь учился ее муж Николай Захаров. «Муж учился на юрфаке КГУ, потом начинал в Казани адвокатскую деятельность, преподавал, будучи кандидатом юридических наук, – рассказала Ромашина. – Его дедушка и папа также трудились здесь на преподавательской стезе. Так что я частенько бывала в Казани, потихоньку изучая город, который мне очень нравится». Кроме того, на турнирах в столице РТ она завоевала 5 золотых медалей: две на Универсиаде-2013 и три – на чемпионате мира-2015. Так что у спортсменки была возможность оценить серьёзные инфраструктурные возможности города в развитии синхронного плавания.
После Токио-2020 из спорта уйдёт еще несколько знаменитых синхронисток, многие из которых захотят начать тренерскую карьеру. И то, что Ромашина за три года до этого срока представляет, где экс-спортсменку будет ждать работодатель, говорит в её пользу. У неё вообще все просчитывается на ходы вперёд, как у сильного шахматиста. Уже будучи беременной, Ромашина не теряла времени, а поработала с юниорками, приведя их к титулу чемпионок России и Европы, а потом ассистировала тренерскому штабу национальной сборной во время чемпионата мира-2017 в Будапеште. Трёхлетняя учеба в академии спорта, куда она поступает на платной основе, позволит ей получить профильное образование, после чего в спортшколу Ромашина придёт не просто знаменитой в прошлом спортсменкой, а человеком с опытом практикующего тренера.
«У Светланы колоссальный олимпийский опыт, который еще нельзя назвать окончательным, поскольку она настроена продолжить спортивную карьеру, – отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» ректор Поволжской академии спорта Юсуп Якубов. – Для нас очень важно, что она очень мотивирована на получение образования в аспирантуре и защиту кандидатской. И это есть у неё в планах».
ТАТАРСТАН ЖДЁТ «ЗОЛОТА»
Чего скрывать, Татарстан ждёт от Ромашиной золотых медалей на Олимпиаде в Токио. Так ждёт, что процесс сдачи вступительных экзаменов контролируют не обычные министерские клерки, а люди уровня депутатов Госдумы РФ. Это объяснимо: на Рио-2016 республиканские спортсмены не завоевали ни одной награды, что заставило вспомнить успешный опыт прошлого. Перед Пекином-2008 Татарстан почти гарантировал себе «золото» за счет синхронистки Эльвиры Хасяновой, «художницы» Дарьи Шкурихиной и бегуньи Гульнары Галкиной-Самитовой, а перед Лондоном-2012 предполагалось завоевание медалей Хасяновой и бегуньей Юлией Зариповой. Вот и сейчас министерству надо заранее прикидывать, где республика может гарантировать себе олимпийские победы.
Синхронное плавание в этом плане самый лучший вариант. Два комплекта медалей, которые разыгрываются в дуэтах и групповой программе, Россия стабильно выигрывает с Олимпиады-2000 в Сиднее. «Мы рассчитываем на успешный старт Ромашиной в Токио, а потом видим её в роли главного тренера сборной республики, – сообщил «БИЗНЕС Online» первый заместитель министра спорта РТ Халил Шайхутдинов. – Это должно дать толчок развитию синхронного плавания в Татарстане. Такой путь развития мы обговорили и министром спорта России Павлом Колобковым и с руководством федерации синхронного плавания».
Проблема возвращения Ромашиной в спорт после рождения ребёнка также не представляется проблемой. Только что это продемонстрировала ее многолетняя партнёрша по сборной Наталья Ищенко. Ей на момент последнего олимпийского триумфа было немного за 30, столько же исполнится Ромашиной в Токио-2020. Тут главное даже преодолеть конкуренцию не с зарубежными соперницами, а с партнёршами по сборной. К слову, норвежская лыжница Марит Бьорген вернулась на лыжню спустя 11 недель после рождения ребёнка, а французская биатлонистка Мари Дорен-Абер – через три месяца после родов стала чемпионкой мира. У Ромашиной в запасе 20 месяцев даже не до Олимпиады, а до чемпионата мира-2019.
ЦЕНТР СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ ПЕРЕЕДЕТ ИЗ ЧЕЛНОВ В КАЗАНЬ
Сотрудничество с Ромашиной видится перспективным, поскольку Татарстан получит специалиста, который выведет синхронное плавание в республике на новую высоту. Именно такого человека давно не хватало. В последние два года синхронное плавание в республике стало уступать даже татарстанским прыжкам в воду, которым нет и 5 лет. И это при наличии дворца водных видов спорта и немалого количества 50-метровых бассейнов. Во многом это связано с тем, что в Казани синхронное плавание просто некому было поднимать, а центром этого спорта были Набережные Челны. В автограде пытались сделать качественный шаг вперёд, пригласив на работу Хасянову – чемпионку Пекина-2008 и выступавшую в параллельном зачете за Москву и родной для её мамы Татарстан. В 2009 году состоялась ее встреча с тогдашним мэром Ильдаром Халиковым, но стороны не договорились.
Татарстан так и остался бы малозаметной точкой на карте синхронного плавания России, если бы не директор челнинского бассейна «Дельфин» Андрей Кочнев, который убедил переехать в Татарстан из Самары известного тренера Нинель Кожедуб со своими воспитанницами. Лучшая из них – Лилия Низамова завоевала три золотые медали домашнего ЧМ-2015, правда, дважды оставаясь в запасе «золотой» команды. Впрочем, в этих медалях велика личная заслуга министра спорта РТ Владимира Леонова, который лоббировал включение спортсменки в состав команды на домашний турнир. Вскоре Низамова завершила спортивную карьеру, не попав в олимпийский состав Рио-2016. Кожедуб весной исполнилось 78 лет и перебазирование центра развития синхронного плавания в столицу выглядит вполне логичным.
Переезд Ромашиной в Казань на руку и федерации синхронного плавания России. Её президент Алексей Власенко, испытывающий симпатию к республике, заинтересован в еще одной базе для развития этого вида спорта. Между тем, реалии таковы, что кузницей чемпионов становится даже не Москва, а база олимпийской сборной «Озеро Круглое», но важно, чтобы туда приезжали не только москвички, но и талантливые спортсменки с периферии.