Оказывается, в США тоже приписывают зрителей на трибунах

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, почему самая богатая лига мира непопулярна в Лос-Анджелесе

КАК МОЖНО БЕСПАЛЕВНО ПРИПИСАТЬ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК

Правила НФЛ обязывают команды работать со зрителем на полную катушку. Если 90% билетов не было реализовано за трое суток до начала матча, то команде запрещено транслировать игру на региональном телевидении. Этими действиями лига американского футбола борется с диванами. И очень сложно выполнять все эти требования в самом спортивном городе США Лос-Анджелесе.

«Лос-Анджелес Рэмс» уже сыграл две домашние игры нового сезона. По протоколам на первую встречу против «Индианаполиса» пришло 60128 зрителей. Внушительная цифра, безусловно. Однако когда появился поток фотографий с матча, клуб расстреляли все, кто может. «Лос-Анджелесский Колизей» вмещает чуть более 90 тысяч мест. Так вот, там он явно не был заполнен и наполовину. Но ладно – это, возможно, ошибка; вторая игра все должна была показать. И она так же показала, что в Лос-Анджелесе мертвые души любят ходить на НФЛ.



На фото видно около половины всей 90-тысячной арены. И, если судить по данным из клуба, там можно различить около 30 тыс зрителей. Но, кажется, что человек раз в десять - пятнадцать меньше, чем было указано.

На вторую игру официально пришло 56 тыс зрителей. Ок, это немного для уровня НФЛ, но и где же тут эти 56 тыс человек? Допустим, что на фотографии не особо удачный угол обзора, но если посмотреть другие снимки, то там определенно насчитано на десять тысяч проданных билетов больше, чем на самом деле. Люди покупают билеты и намеренно не идут на стадион? Нет, такое возможно только в НХЛ, где к общему числу зрителей добавляют владельцев абонементов, которые не пришли на матч. Но хоккейные руководители закрывают на это глаза, ведь домашних игр в сезоне 41, а не восемь, как в американском футболе.



ВИДИМО, «РЭМС» ПРОСТО НЕ НУЖНЫ ГОРОДУ

Да, вполне возможно, что так оно и есть. «Рэмс» (в переводе с английского – бараны) переехали в Лос-Анджелес в прошлом году из Сент-Луиса. Стэн Кронке, владеющий не только этим клубом НФЛ, но и рядом других, например, лондонским «Арсеналом», был уверен, что город соскучился по профессиональному футболу. Тем более что «Рэмс» возвращаются на историческую родину, откуда они вынужденно сбежали в 1994 году – как раз из-за необычайно низкой посещаемости. Никто не сомневался в том, что клуб станет успешным, а НФЛ сделала огромные шаги вперед по сравнению с собой образца двадцатилетней давности. После переезда стоимость клуба возросла почти в три раза, и сейчас «Рэмс», по данным Forbes, стоят около 3 млрд долларов.

Но зрителю плевать на то, сколько стоит тот или иной бренд. Народ отправился на инаугурационный сезон, ведь любопытно, что ему завезли-таки. За двадцать лет отсутствия профессионального футбола город успел пережить многие славные спортивные даты. В Лос-Анджелесе наблюдали за тем, как «Лейкерс» становился сильнейшими на планете, а баскетбол медленно, но верно сделался спортом номер один в городе. Пока «Рэмс» ютились в Сент-Луисе, вся Калифорния смаковала попытку двух медведей - Кобе и Шака - ужиться в одной берлоге. Город пережил и хоккейную лихорадку, когда «Кингз» брал Кубок Стэнли. Лос-Анджелес стал в 2005 году мировым центром соккера (а не европейского футбола), когда в страну приехал Дэвид Бэкхем и изменил представление США об этой европейской диковинке.

А между тем где-то в центре Соединенных Штатов Кронке пытался заработать на «Рэмс», воевал с чиновниками города и штата ради выделения средств на новый стадион. И его терпение, наконец, лопнуло, а оно у него громадное: не каждый сможет с улыбкой наблюдать за тонущим «Арсеналом» во главе с капитаном Арсеном Венгером. Клуб все-таки переехал в ЛА, но при этом был беспросветным аутсайдером. Да, они выменяли многое ради первого пика драфта, чтобы хоть как-то придать себе значение.


Средняя посещаемость в первый сезон поражала – более 84 тыс зрителей. Вот только уже тогда все в голос заявляли, что это ложь! Никак в конце сезона не могло быть таких показателей. Ладно бы, если приписывали тысяч десять. Это можно считать погрешностью на таком громадном стадионе. Но как вам приписка в тысяч сорок - пятьдесят? И ведь клуб ещё и борется с тем, чтобы эту тему никто не поднимал, пытаясь остановить журналистов.



НФЛ заинтересовалась положением дел и заставила клуб вести адекватную статистику с нового сезона. Действия команды наносят огромный урон лиге. В новом сезоне, в итоге, средняя посещаемость уже протокольно просела на 25 тыс человек. Очевидно, что для возвращения посещаемости следует подождать пару лет. Пришла «беда» с юга.

А ВОТ И «ЧАРДЖЕРС»

14 января 2017 года американская часть твиттера взорвалась сообщениями о переезде «Чарджерс» из Сан-Диего в Лос-Анджелес. Аудитория была разбита на три лагеря. Первые кричали о том, что город предали и команда обязана была остаться на границе с Мексикой. Вторые же радовались тому, что Лос-Анджелес сможет смотреть футбола в два раза больше, чем прежде. Ещё в 2015 году во втором по величине городе Штатов не проводилась ни одна игра профессионального американского футбола, а в 2017-м пройдут уже минимум 16 встреч.

Третий же лагерь обезумевши вопил, что городу и «Рэмс» не нужны, а тут ещё вторая команда. И так реально, а не на бумаге, не могут заполнить и половины стадиона, так ещё и «Чарджерс» будет играть на «Колизее»? Ведь в городе больше нет футбольных стадионов. Проблема была решена с блеском, недоумением, сарказмом. «Как это нет футбольных стадионов? Да, лишней площадки для американского футбола не сыщешь. Но почему бы не сыграть на стадионе для европейского футбола?», – решила НФЛ. И клуб из Сан-Диего, покинувший его из-за плохой арены, отныне базируется на 27-ми тысячном «СтарХаб Центре», арендуя его у «Гэлэкси».

Именно «Чарджерс» должны были уже сейчас стать самым главным профессиональным футбольным клубом второго по величине города США. Но реальность изощренно ухмыльнулась и подарила небывалую историю, о которой мало кто мог подумать. Да, «Чарджерс» играют в Лос-Анджелесе на скромном и аутентичном 27-тысячнике. Но на первую игру сезона, против «Майами Долфинс», в ЛА приехало около 7 тыс болельщиков из Флориды, да и местные уроженцы полуострова подтянулись к стадиону. В результате, на стадион пришло 26 тыс человек, и 14 из них поддерживали гостей! «Чарджерс» лишились домашней поддержки и, когда команда проиграла и не забила решающий филд-гол, большая часть стадиона этому радовалась.

Видимо, Лос-Анджелес действительно проклятый город для профессионального американского футбола. Даже НФЛ сходит с ума из-за этого. По абсолютно никому не ведомой причине два матча НФЛ 17 сентября проводились в одно время и в одном городе. Подобная ситуация сложилась впервые за 57 лет. Впоследствии обе команды не смогли собрать аншлага.



ПАРАДОКС, НО АМЕРИКАНСКИЙ ФУТБОЛ ВСЁ РАВНО ПОПУЛЯРЕН

Но на американский футбол в городе все равно ходят. В Лос-Анджелесе после переезда профессиональных команд в середине 90-х родился культ студенческого футбола. В городе уже практически сто лет между собой соперничают два высших учебных заведения – Калифорнийский университет (UCLA) и Южно-Калифорнийский Университет (USC). И местные футбольные команды традиционно сильны и постоянно соревнуются за право быть лучшими в городе.

Посещаемость студенческого спорта в США вызывает восхищение. Так и в ЛА она тоже велика. Аудитория обеих команд чуть менее 70 тыс зрителей. И это лишь 22-е и 23-е места в общей таблице посещаемости футбольного турнира в НСАА. На самом деле, в Лос-Анджелесе любят весь спорт. Вот только местным жителям не привыкать быть снобами: они всегда хотят лучшего. И никогда не пойдут на продукт сомнительного качества, который им предоставил Стэн Кронке со своими «баранами». До переезда команда заняла общее 20-е место и последний раз выходила в плей-офф в 2005 году.


Через три года в пригороде ЛА будет открыт новый стадион, на котором одновременно будут играть и «Рэмс», и «Чарджерс». И далеко не факт, что этот стадион будет заполняться всегда и ничего лишнего не будет приписано. У клубов есть три года на наращивание аудитории и совместная конкуренция – это лучший стимул для реализации всех своих идей и планов.

Виктор Майоров