Среди самых лучших Юр. Дудь у Урганта – признание и падение русской спортивной журналистики

Данил Тармасинов (Eurosport.ru) радуется за главного редактора Sports.ru и грустит за всех остальных.


В главном late-night show России и до Юрия Дудя были спортивные гости и даже спортивные журналисты. Денис Глушаков приносил в «Останкино» миллеровский чудо-напиток и вливал его в Леонида Федуна, а Василий Уткин делал вид, что не ненавидит Тину Канделаки и комментировал смешные ролики из интернета. Даже если в России не смотрят спорт и не обсуждают его на уровне кухонь, он все равно должен быть в большом развлекательном формате.

Но если телевизионные боги выходили из кулис и спустя пару секунд пожимали руку Ивану Урганту под кавер группы «Фрукты», то пишущий журналист попал в это шоу впервые. Нет человека в индустрии, который не знает Дудя, – абсолютная звезда в профессии, пробившая в ней потолок и увидевшая свет в том же жанре, но совершенно другой упаковке.

Никого из спортивных журналистов всерьез не сравнивали с Дмитрием Дибровым. Было даже забавно, как в самой рейтинговой телекритике по радио ведущие спорят, архаичны ли во «ВДуде» с Ходорковским вылетающие фразы или нет. И это всё ещё о человеке, который писал хлесткие и рок-н-рольные тексты про чемпионат России, провокационно называя его «русским футболом».

Эта формулировка перекочевала даже в выпуск «Вечернего Урганта». И очень хорошо, что Иван с Юрием сами рассказали о том, что никакого «ВДудя» могло и не быть, если бы главред Sports.ru получил бы рубрику на Первом канале. Тогда действительно был большой кастинг, и все молодые и узнаваемые люди в профессии приехали в «Останкино», и ту работу получил Кирилл Дементьев.

Фото: Сергей Елагин / БИЗНЕС Online


Как рассказывают, главной причиной отказа Дудю было то, что в «Вечернем Урганте» нельзя ярко и прямо шутить, если ты не главный герой вечера. Эту версию подтверждают и рубрика Дементьева, и «Пойдем в кино, Оксана» с кинокритиком Долиным. Скорее всего, если бы работа на Первом досталась Юрию, не было бы и «ВДудя», и «Спортивный перекур» чуть меньше выделялся бы из общей канвы формата.

Важно понимать, что Дудя позвали в «Вечерний Ургант» в качестве видеоблогера. Это обшучивалось в прологе, и в начале программы (про рабочую сторону и асимметрию лица), и по ходу всего остального разговора. При этом сам Юрий говорил, что они общались с Ургантом на премии GQ-2016, когда Дудь еще работал на «Матч ТВ», и сам телеведущий признавался в любви баскетбольному разделу Sports.ru, но в самом интервью было ровно ноль слов про «Голден Стэйт Уорриорз», московский «Спартак» и казанский «Ак Барс».

Поэтому безусловно круто, что Юрий стал первым, кто вышел из спортивной прессы, еще в 2011-м раскрутился до уровня узнаваемости «А это случайно не Дудь» и пришел на лучшую развлекательную передачу Первого канала. Но это лишь доказывает, насколько спортивная журналистика нужна на general-телевидении.

Ответ: не слишком. Намного выгоднее раскрутиться в интернете и через блог попасть на обивку синего кресла рядом с Ургантом. К сожалению, нет ни одного автора, пишущего о голах-очках-секундах, интересного аудитории Первого. Люди, смотрящие «Вечернего Урганта» через приложение телефона, больше заинтересованы в «Дневнике Хача», чем в Игоре Рабинере или другом журналисте, обозревающего матчи РФПЛ.

 Дудь наверняка понимал это. Можно бесконечно делать волшебные интервью, перепридумывать стиль и подачу, миллион раз слышать от коллег и в комментариях, каким же интересным был разговор с очередным футболистом ЦСКА 90-х, но для развития, к которому так стремится Юрий, нужны не Герман Ткаченко с Леонидом Слуцким, а как раз Баста, Шнуров, Навальный, Земфира и неизвестная вторая дама во «ВДуде» (Пугачева? Собчак?).

Можно сколько угодно вариться в индустрии и придумывать мемы про письмо Дзюбе от Рабинера, но настоящее признание придет только тогда, когда ты вырвешься из этого круга. Для фанатов США есть пример Билла Симмонса – с примерами из поп-культуры он стал понятным массам. Для взрослых русских мужчин есть пример Кирилла Набутова – сын футбольного комментатора работал на трансляциях сам, но популярным стал через перестроечное ТВ 90-х. Для современных молодых парней и девчонок есть  Дудь. Ведь не страшно ошибаться. Страшно быть унылым *** [слово не прошло бы цензуру на Первом, зато прошло бы в YouTube].

Данил Тармасинов