Не стало Константина Сарсании, который привёз в «Рубин» Домингеса и сделал сильным «Зенит»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» Владислав Зимагулов – о Константине Сарсании, который вчера трагически ушёл из жизни.

Фото: fc-zenit.ru


Константин Сарсания
умер в Москве, хотя уже плотно был связан с «Зенитом» и Санкт-Петербургом. Он приехал домой по рабочим делам, планировал посмотреть матч сборной. Боли в ноге его беспокоили несколько дней, но казалось, что ничего серьезного: артрит или артроз. Но в итоге пришлось вызывать скорую, когда на лестнице Константину вдруг стало плохо. Врачам звонил президент «Зенита» Сергей Фурсенко, а позже в больнице выяснилось, что у Сарсании в ноге образовался тромб. При этом он был в сознании, врачи приняли все необходимые меры, но на следующий день оторвались ещё два тромба и наступила кома. Медики отдавали лишь 10% на то, что Константин выкарабкается. Чуда не случилось. 

С 2013 года Сарсания официально работал главным тренером «Атлантаса». Кажется, тренировать он любил больше всего, хотя в футболе успел примерить много ролей. При этом всё это время он помогал своим хорошим друзьям – Курбану Бердыеву и Рустему Сайманову. Дружба началась еще с «Рубина», где в 2003 году Константин стал в казанском клубе по сути спортивным директором и здорово помог казанцам с поиском игроков для дебютного сезона в премьер-лиге. Благодаря качественной селекции «Рубин» сходу взял «бронзу» и дал всем понять, что с этой командой никому не будет легко.

Сарсании поначалу было непросто сработаться с главным тренером: «Бердыев очень осторожный, а потому привык все перепроверять лично. Как-то я предложил ему полететь в Прагу посмотреть Чижека и Новотны. Побывали на игре, прикинули их возможности. У Курбана Бекиевича никакой реакции. И только на обратном пути услышал: «Этих футболистов стоит купить». А потом добавил: «Вот теперь я убедился, что тебе можно доверять». После этого мы уже понимали друг друга с полуслова». Константин в итоге привез в Казань чехов, а также Андреса Скотти, Макбета Сибайю, Рони, Орландо Калисто и Алехандро Домингеса – легендарного для «Рубина» игрока. Это был самый тяжелый трансфер в карьере Сарсании: «Поначалу казалось, что сделка не займет много времени, и билеты домой были уже в кармане. Но все затянулось на несколько дней. Кроме цены существует масса нюансов, которые могут тормозить процесс: как платится зарплата, куда перечисляются деньги, каков будет вид из окна квартиры… Вот это часами и обсуждалось в мельчайших подробностях», – вспоминал он.

В 2006-м Константин пришёл в «Зенит» спортивным директором, но совмещал работу в питерском клубе с должностью главного тренера «Спортакадемклуба». Команда, которую он собирал, затем выиграла Кубок УЕФА и чемпионат. Позже был тренерский опыт в «Химках», работа спортдиректором «Динамо» и в РФС с Сергеем Фурсенко. Последние годы Сарсания работал с клубами попроще: «Факелом» и «Атлантасом», но всегда помогал коллегам-друзьям из РФПЛ.

В «Ростове», который последние годы наделал шума в Европе и России, он был по сути неформальным вице-президентом. Сарсания вёл переговоры с функционерами, чиновниками, решал какие-то насущные вопросы. Успехи «Ростова» Бердыева во многом связаны и с фигурой Сарсании. Константин настолько хорошо себя зарекомендовал, что ему даже в какой-то момент поступило предложение стать президентом клуба. Только он так и не решился остаться. Ему по-прежнему очень хотелось тренировать, и он даже всерьез планировал отправиться в Бельгию, где местный клуб готов был взять русского тренера. Сарсания отлично владел английским, французским и другими языками, поэтому проблем коммуникации у него никогда не возникало.

Фото: radiozenit.ru


Когда Бердыев обсуждал детали возвращения в «Рубин», то хотел видеть в клубе и Сарсанию, который был очень близок к переезду в Казань. Его назначение было согласовано с новым президентом «Рубина» Радиком Шаймиевым, даже началась какая-то предварительная работа. Но вдруг поступил звонок из Питера: Фурсенко стал президентом «Зенита» и не видел на вакантной должности спортивного директора никого лучше, чем Сарсанию. Тот просто не мог отказаться.

Он успел сделать очень многое. «Зенит» благодаря Сарсании провел прекрасную трансферную кампанию. Александр Кокорин ещё перед стартом сезона был обозначен как ключевой игрок команды, которого нельзя обменивать, а Роберто Манчини быстро адаптировался в клубе и чемпионате. Сарсании удалось создать в «Зените» здоровую обстановку не только внутри команды, но и в руководстве клуба. Это бывает важнее. 

Если бы не трагедия, Сарсания вчера посетил бы игру сборной, куда вызвали Далера Кузяева, Александра Ерохина, Юрия Жиркова, Дмитрия Полоза, Андрея Лунева, того же Кокорина. С ним «Зенит» снова стал базовым клубом для национальной команды.

Его очень ценил Алексей Миллер, а Фурсенко называл специалистом «высокого спортивного интеллекта». Действительно, Сарсания в футболе знал все: он успел профессионально поиграть, стать сильнейшим агентом, затем тренером и функционером. «Сарсания – самый сильный специалист в этой области в России. Плюс он отличается тем, что он не агент, а человек высокой футбольной эрудиции, который понимает суть работы спортивного директора», – говорил Фурсенко после того, как вернул его в «Зенит».

Помимо профессиональных все отмечают человеческие качества Сарсании, который в первую очередь был приятным и добрым человеком. «От нас ушел очень светлый и открытый человек. Невероятно талантливый, одаренный и энергичный», – отреагировал на трагедию Миллер

«Это был настолько позитивный человек, очень добрый... Он был как большой ребенок в хорошем смысле слова. Никто и никогда к нему плохо не относился, так и он был добрым ко всем. Костя был всегда улыбчивым, это очень положительный и позитивный человек. Сложно поверить, что его больше нет... Это очень большая потеря для всего нашего футбола, потому что он был сильнейшим функционером. Костя был прекрасным специалистом, человеком и другом. Для всех нас это трагедия и невероятная потеря», – сказал в интервью «БИЗНЕС Online» Сайманов. 

Летом казалось, что это будет великолепный год для Константина. Он доказал свою состоятельность в «Ростове», эту работу заметили и по достоинству оценили. Сарсания наконец-то вернулся в «Зенит» и внес серьезный вклад в создание команды, которую на пути к чемпионству уже вряд ли кто-то остановит. Самое печальное в том, что он уже не увидит успехов, для достижения которых так много сделал.  

Редакция «БИЗНЕС Online» выражает искренние соболезнования родным и близким Константина Сарсании.

Владислав Зимагулов