Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» восхитилась новым рекордом Тома Брэди и размышляет о месте квотербека «Пэтриотс» в истории спорта.фото: Al Bello/Getty Images
Воплощение американской мечты. Миллионы, огромный дом, уважение со стороны коллег, жена фотомодель Жизель Бундхен, сын и дочь – все это есть Том Брэди. В феврале нынешнего года квотербек «Нью-Инглэнд Пэтриотс» выиграл свой пятый Супербоул, попутно в четвертый раз став лучшим игроком матча. Это произошло впервые в истории этого вида спорта. Казалось бы, чего еще не хватает до попадания в лик бессмертных. Но в понедельник утром Брэди еще раз напомнил, кто главный на этой вечеринке.
Американский футболист установил новый рекорд по победам в регулярном чемпионате НФЛ, обойдя таких мастодонтов, как Пейтон Мэннинг и Брэт Фарв. Благодаря Брэди «Пэтриотс» смогли обыграть «Нью-Йорк Джетс» со счетом 24:17. И теперь на счету квотербека 187 побед в регулярном первенстве. Так что после такого безумного года настала пора подумать хорошенько над одним вопросом. Какое же место занимает Брэди в истории мирового спорта?
Абсолютно каждый, кто интересуется спортом, задавался вопросом: «Кого бы я поставил в тройку лучших спортсменов в истории?» Довольно сложно рассуждать в такой тональности, ведь все виды спорта различны. Волейбол и футбол отличаются кардинально по своей сути. И все же. Кто те трое, которые внесли наибольший вклад в развитие своих «зрелищ», попутно становясь небожителями? Частенько, эта тройка практически у каждого сокращается до двух свободных «орбиталей», многие включают в этот список Майкла Джордана. После сумасшедшего камбека в Супербоуле и нового вечного рекорда вакантным осталось одно место, ведь 40-летний Брэди своей игрой уже вписал свое имя в вечность.
Профессиональный путь Брэди начался на рубеже веков по довольно голливудскому сценарию. Молодой квотербек начинал свою карьеру в качестве запасного, но все перевернулось в начале сезона 2001, когда основной разыгрывающий команды Дрю Бледсоу получил серьезную травму. Мало кто ожидал, что уже в свой первый год в качестве лидера, Брэди приведет «Пэтриотс» к победе в Супербоуле.
Вот уже шестнадцать сезонов как Брэди является символом американского футбола. Когда кто-то говорит «американский футбол», то сразу же на ум приходит квотербек из Бостона. Брэди стал главным лицом этого вида спорта. Десятки тысяч зрителей, которые открывали его для себя в начале XXI века, познавали эту игру именно через пасы вечно молодого атлета. Гегемония «Нью-Инглэнда» была бы невозможна без Тома. Этого ли недостаточно, чтобы вписать его имя на одну строчку с тем, кто стал олицетворением баскетбола?
Стать лучшим игроком в истории американского футбола казалось чем-то нереальным. Это как стать ферзем на шахматной доске. Можно стать лучшим квотербеком, однако всегда можно согласиться с аргументом, что «футбол сейчас» и «футбол 30-летней давности» два разных вида спорта. Раньше, например, игра строилась в основном через выносные комбинации. Сейчас все больше внимания уделяется пасу, так что возросла и роль ресиверов.
фото: Jim Rogash/Getty Images |
Быть лучшим, абсолютно лучшим в футболе, хоккее, баскетболе не так уж сложно. Всегда ненормальные, в хорошем смысле, безумцы будут спорить о кандидатах. Это абсолютно адекватно, ведь сменяются поколения за поколениями, у каждого открывшего для себя мир спорта появляется новый герой. Скоро, лет через шесть-восемь начнется сражение между наследием от Криштиану Роналду и Лео Месси.
«Пеле или Марадона? Или же Йохан Кройфф?» - можно исписать тысяч страниц в этих диалогах. «Грецки – лучший хоккеист в истории? Но он как его можно сравнивать с нашими хоккеистами, если они выступали друг против друга лишь несколько раз?» – эти споры вы все слышали. «Лишь Овечкин способен достать Грецки! Что? Да Алекс Овечкин никогда не станет лучшим хоккеистом в истории, ведь хоккей это не только левый круг вбрасывания» – даже такие споры существуют сейчас. Да даже в баскетболе где-то на просторах Огайо сейчас играет баскетболист, который в погоне за «духом Майкла Джексона» готов перевезти свое наследие в Лос-Анджелес. После него хоть потоп, но ему плевать на всех, кроме самого себя. Во всех видах спорта тень прошлого, влияние былых легенд накрывает современность. Но в американском футболе ночью в понедельник прошлое окончательно стало «прошлым», как бы странно это не звучало.
Брэди стал величайшим игроком в истории своего вида спорта. Да не только в американском футболе, но и во всей истории. Ни Джо Монтана, ни Фарв, ни Мэннинг не смогли настолько глубоко проникнуть в сознание людей. Прошлый Супербоул стал последней игрой в карьере для «ковбоя». На профессиональном уровне Мэннинг больше никогда не вскрикнет «Омаха» перед началом розыгрыша. Да, экс-квотербек «Индианаполиса» и «Денвера» до сих пор не превзойден по количеству пасов и пасовых тачдаунов. Да, Мэннинг год назад в финале конференции победил Брэди. Но тогда это была не его победа, а победа его команды. И Мэннинг не изменил футбол, не изменил его сущность. Он лишь стал лучшим по тем лекалам, что были до него. На самом деле, лишь один футболист мог бы сейчас составить конкуренцию Брэди, но тот так и не смог «выйти из гетто».
Майкл Вик, который изменил игру квотербека, мог стать величайшим футболистом, но он стал изгоем после знаменитой истории с собачьими боями. А ведь сейчас могли писать именно о нём. И что символично, за два дня до вечного «воцарения», до главного Супербоула Брэди, Вик завершил карьеру, так и не найдя себе никакой команды. Но то, как он «выжигал» в начале нулевых, стало откровением для всех следящих за американским футболом. Единолично выводя из года в год слабую команду на уровень топов – вот где был экстра-класс. И безумное падение было под стать безумному Вику. Из князей - в грязи.
фото: Jim Rogash/Getty Images |
Брэди никогда не позволяет никому запятнать свою репутацию. Даже сдутые мячи год назад, которые стоили ему четырехматчевой дисквалификации. Никто в начале прошлого сезона не верил, что Брэди вновь выведет свою команду в финал, все-таки ему было 39 лет. Никто не верил, что его команда уничтожит «Питтсбург» в финале конференции, но это произошло. Никто не верил, что «Пэтриотс» отыграются с 3:28 в Супербоуле. Но это произошло. Теперь перстней у Брэди пять, столько же у Биличека. У владельца команды - Роберта Крафта стало четыре, пятый, по слухам, сейчас где-то в Кремле.
Мировой спорт держится на личностях. Они приносят ему деньги, популярность. Особенно в США, где все культ былых спортсменов охраняется, как открытие Сочинской Олимпиады. «Культ прошлого», «Культ настоящего», «Культ некстванов» – все это часть североамериканской жизни. Лучшие атлеты становятся богами при жизни. И поэтому, всем, кто еще не начал смотреть американский футбол, стоит заценить идущий в самом разгаре сезон, пока лучший спортсмен в истории не ушел на заслуженную пенсию. На место Брэди же сейчас не претендует никто. Аарон Роджерс тоже гений, но ему навсегда удостоена роль вечно второго. Рассел Уилсон пока еще слишком сырой, Мэтт Райан слишком немедийный. Да, есть еще Бен Роттлисбергер, но когда уйдет из футбола и «Большой Бэн», то личностей практически не останется. Это те, ради кого миллионы начали смотреть американский футбол. Это, кстати, похоже и на европейский футбол, правда, противостояние Роналду и Месси пока еще живо. И пока он не сказал своей жене: «Жизель, я устал – я ухожу!», нам надо лишь наслаждаться игрой «Пэтриотс».
И ведь и сейчас нет никого на пути 40-летнего квотербека. Ни одна команда, кроме «Филадельфии» сейчас не устрашит безумных патриотов из пригорода Бостона. Но чего же не видел Брэди за всю свою великую карьеру.
Прямо сейчас Брэди – лучший действующий спортсмен в истории во всем мире и во всех видах спорта. Это факт. И отныне в тройке величайших лишь одно вакантное место. «Майкл Джордан, Том Брэди и …» И, пока, все остальные. Наслаждаемся американским футболом пока еще можем.