Почему клубы КХЛ должны играть в Лиге чемпионов

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» предлагает свое решение интеграционного застоя в Континентальной хоккейной лиге, а также предлагает свой инновационный формат главного клубного хоккейного турнира Европы.

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ, КАК ВОЗВРАЩЕНИЕ КХЛ В ЕВРОПУ

Вот уже несколько сезонов КХЛ не расширяется в западном направлении. Во времена президентства Александра Медведева постоянный взор в сторону европейских команд было культом. Но теперь же никто не желает добровольно вступать в КХЛ, да и вообще мало кто хотел и раньше. Финский «Йокерит» почти наполовину принадлежит семейству Ротенбергов, вступление хорватского «Медвешчака» представляло собою игру с газовыми компаниями Балкан и «Южного потока».

Нет видимых причин у европейских команд играть в КХЛ. Лига финансово непостоянна, спонсорские отчисления минимальные, телевизионные контракты же в разы меньше, чем в собственных чемпионатах. Можно отметить точную дату, когда история КХЛ разделила на до и после – банкротство пражского «Лёва». Чешский клуб доказал, что обладая неплохим менеджментом, агрессивной маркетинговой политикой и отсутствием лимита на легионеров, можно рвать на части российских грандов и устанавливать рекорды посещаемости. Ведь именно в Праге в четвертом матче финала Кубка Гагарина против «Магнитки» пришло 16435 зрителей. Большей аудитории в истории КХЛ не было.

Все самое лучшее, что есть сейчас у российских клубов, пришло из Европы. HD-трансляции, грамотная работа с болельщиком, уточненный SMM, кейтеринг и красивые логотипы и джерси. Сейчас наши клубы хоть не до конца, но переняли все наработки и уперлись в потолок своих идей. Европа всегда была на шаг впереди и сейчас тоже. Ведь им приходится работать с каждым болельщиком и спонсор, нефтяные компании не выделяют им миллионов. Недолгий контакт клубов КХЛ откроет как болельщикам, так и руководству команд новые варианты развития.

ЗРИТЕЛЬ ВЕРНЕТСЯ НА АРЕНЫ

Friedemann Vogel/Bongarts/Getty Images

Да, болельщик должен снова пойти на хоккей. Противостояние «наших» и «не наших» всегда интригует, хоть это и не происходит в самой КХЛ. Зритель чувствует, что интрига в лиге медленно угасает и уже сейчас многие болельщики уверяют, что в финал Кубка Гагарина от Западной конференции выйдут кто-то из тройки СКА, ЦСКА и «Йокерит». На Востоке дела обстоят веселее и запутаннее, но уровень хоккея упал до самого низкого уровня за десять лет.

Болельщики Востока  с радостью пойдут на турнир, где есть возможность побороться за победу. Турнир недолгий, он распределен по ходу всего сезона. В Лиге чемпионов всё решает один матч, уж жители Магнитогорска-то знают это. Девять лет назад «Металлург» был уничтожен «Цюрихом» в финале еврокубка со счетом 5:0. Та пощечина до сих пор в памяти у хейтеров лиги, мол, единственный раз в истории играли против швейцарцев да и то были разгромлены. Хотя всем очевидно, что если бы кубок турнира разыгрывался в серии до четырех побед, то вряд ли уральцы отдали итоговую победу.


Девять лет назад кроме «Металлурга» в Лиге чемпионов выступал еще уфимский «Салават Юлаев». Зритель посещал матчи своих команд даже охотнее, чем на игры первого сезона КХЛ. Средняя посещаемость на играх домашнего чемпионата в Уфе 8171 зритель, а в Магнитогорске – 4569 человек на матче. Кроме того, на полуфинальную игру между российскими командами на «Арену Металлург» пришла рекордная аудитория для этого сооружения – 7750 зрителей. Этот результат и на данный момент никто не смог побить. 

Сейчас можно четко определить, что хоккейный болельщик приходит на арены, когда приезжают СКА и ЦСКА, а также на принципиальных соперников, таких как Уфа для Казани или Магнитогорск для Челябинска. Большинство клубов КХЛ превратились в восприятии болельщика в простую обыденность. Безусловно, европейские команды не сильнее того же московского «Динамо», но ведь вывеска игры «Ак Барса» против чемпиона Финляндии для среднестатистического болельщика интереснее, чем проходные игры в чемпионате.

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ ПОМОЖЕТ ВЕРНУТЬ ЗРИТЕЛЯ К ТЕЛЕЭКРАНАМ

Матчи в Лиге чемпионов были интересны как зрителям, так и телевидению. У КХЛ есть определенные проблемы с сеткой «Матч ТВ», не все топовые встречи канал хочет показывать. Игры Лиги чемпионов уж точно заинтересуют нейтрального спортивного фаната, а при должной раскрутке их рейтинг может и превосходить доли в КХЛ. Главная причина столь низких показателей – это то, что огромную аудиторию телезрителей забирают себе местные телеканалы. Если федералы показывают игру «Ак Барса», то половину потенциальных кликов холдинг потеряет из-за параллельно идущей трансляции по ТНВ.

Рейтинг лиги такой мелкий из-за жесткой децентрализации хоккейных болельщиков по всей стране. Нет в отечественном хоккее всероссийских клубов, за которыми все наблюдают, как, например, за футбольными «Зенитом» и «Спартаком». За участием, например, питерских армейцев в Лиге чемпионов же будут следить не только местные неравнодушные, но жители других регионов,в  которых СКА не переносят на дух.

Стоимость рекламы во время трансляции международных матчей много больше, чем национальных. Можно реализовывать многие прочие продукты, тем более не будет строгого регламентированного списка КХЛовских спонсоров, таких как «Кока-Кола» или же «СОГАЗ». Это даст возможность выставить на продажу минутный рекламный слот во время периода, который обычно является самым дорогим.

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ ПРОДУКТОВ ЗА РУБЕЖОМ

Главное же не забывать, что это во многом Лига чемпионов нуждается в КХЛ, а не наоборот. Участие наших команд резко повысит престижность турнира, а вследствие этого и прибыльность. Поэтому при вступлении КХЛ в структуру этой организации, необходимо действовать жестко и зарабатывать на всём.

Как известно, за деятельностью КХЛ во многом стоит Геннадий Тимченко и Роман Ротенберг. Именно от их решений зависит будущее лиги. Соответственно, необходимо действовать таким образом, что и клубы КХЛ, и руководство всей лиги смогли максимально капитализировать свое участие.  Ротенбергу принадлежит группа компаний «Спортконцепт», эксклюзивный дистрибьютор продукции Reebok/CCM в России.  Пару лет назад компания стала отшивать форму под брендом ССМ на швейно-печатном производстве «Росспорт». В КХЛ уже появилось несколько команд играющих в форме бренда CCM, сборная России также перешла под опеку мануфактуры Ротенберга.

Так почему же не включить административный ресурс и не поставить условием вступления КХЛовских команд договор, по которому именно фирма Ротенберга «будет одевать» все клубы-участницы?  Также можно эксклюзивно поставлять спортивное питание командам ЛЧ, благо Ротенбергу принадлежит собственная сеть Vitawin.

И таких возможностей множество. В Лиге чемпионов нет регламентированных спонсоров нашей лиги. У рекламодателей открываются возможности на презентацию своего бренда хоть на тройку, но матчей повышенного интереса.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЕВРОТУРНИР С НАШИМИ КЛУБАМИ?


Нынешний формат хоккейной Лиги чемпионов никак не подходит своему названию. Всего играют 32 клуба. 31 команда представляют тринадцать стран Европы и ещё одно место - wild card, зарезервировано за победителем Континентального кубка – аналога Лиги Европы. В итоге от чемпионата Швеции принимают участие пять команд. Это какой-то массовый турнир всего континента, но не кубок сильнейших. Нет, и в таком формате Лига чемпионов преподносит сюрпризы. Например, удивил всех «Ноттингем», и спортивная редакция «БИЗНЕС Online» посвятила их выступлению отдельную статью.

Если клубы КХЛ будут участвовать в турнире, то им конкуренцию должны составить лишь избранные. Девять лет назад принимало участие всего лишь 12 команд, но тот сезон оставил у всех приятное ощущение. Безусловно, уровень хоккея подрос, и теперь англичане, австрийцы и норвежцы регулярно преподают всем урок по недооценке соперника.


Оптимальное число участников ЛЧ – 16 команд. Максимальное число представителей одной страны должно быть ограничено тремя. В «идеальном» турнире необходимы четыре группы по четыре команды, лучшие из которых попадают в плей-офф.

Календарь турнира необходимо составлять с учетом национальных интересов. Сила и авторитет еврокубка еще не на должном уровне, чтобы диктовать свои условия. Туры можно проводить во время этапов Евротура или же в будние дни, когда нет конкуренции со стороны прочих видов спорта. Матчи ЛЧ во время национальных перерывов позволит проверить сильнейших хоккеистов своих лиг, не вызывая их в сборные. Таким образом, получат шанс надеть российскую джерси хоккеисты извне главных команд КХЛ.

Да, тренеры национальных сборных будут несколько не согласны, но конфликт между лигой и ИИХФ будет минимальный. У нейтральных зрителей будет возможно смотреть в один день клубные матчи, а в другой – матчи сборной. В итоге можно капитализировать каждый день, пока идут перерывы в своих чемпионатах.

Если бы этот формат с участием КХЛ стартовал бы уже в этом сезоне, то состав турнира был бы следующим:


Представители 8 стран бы гарантировали участие в Лиге чемпионов. Необходимо разделить квалификацию на пути «чемпионов» и «сильнейших», так как это расширит географию кубка, и позволит тому же «Ноттингему» попробовать сыграть против команд КХЛ. Нынешнее состояние английского клуба позволило бы клубу без проблем преодолеть квалификационный раунд.


Для российского клуба квалификация ЛЧ – это неплохая возможность заменить предсезонные турниры. Ведь все-таки лучше сыграть летом матчи повышенной важности. Если бы в этом сезоне такой формат бы существовал, то в квалификации могли встретиться финалист Кубка Гагарина «Металлург» и финалист чемпионата Швейцарии «Цюрих». Такой матч интереснее болельщикам «Магнитки» любого предсезонного турнира, который называется не «Мемориал Ромазана»? Подробный концепт Лиги чемпионов можно будет сформировать позже.

Так все-таки, должны ли клубы КХЛ выступать в хоккейной Лиге чемпионов? Да, должны. Дополнительные еврокубковые матчи интересны всем и вновь взбудоражат искушенного зрителя прийти на хоккей. Быть может, следующий сезон будет еще более противоречивым, нежели сегодняшний.

Виктор Майоров