«Казань Арена» предпоследняя по заполняемости. Все о посещаемости первого круга чемпионата России

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о посещаемости матчей первого круга чемпионата России и в очередной раз печалится от скромности футбольной аудитории Казани и Уфы.




«Казань Арена» во время матча «Рубин» – «Крылья Советов» / Фото: «БИЗНЕС Online»

СТАДИОНЫ В РОССИИ НЕ ЗАПОЛНЯЮТСЯ И НАПОЛОВИНУ

Средняя посещаемость в главной футбольной лиге страны заметно увеличилась по сравнению с прошлым сезоном. Год назад аудитория первого круга  была 11459 зрителя в среднем на матче, сейчас 13321. Прирост более чем на 16%, несмотря на меньшие показатели на старте сезона по сравнению с прошлым чемпионатом.




Лучшая посещаемость, как и предполагалось перед началом сезона, у питерского «Зенита». Команда не только уверенно опережает всех по значениям аудитории матчей, но и семимильными шагами несется к установлению нового рекорда посещаемости российского футбола. Наибольшая аудитория была зафиксирована более 20 лет назад во Владикавказе. Тогда, в чемпионский свой сезон, «Алания» собирала по 33467 зрителя в среднем на матче. В прошлом году «Спартак» приблизился на минимальное расстояние к данной отметке, но все равно не смог преодолеть 33-тысячный показатель.

Следом после «Зенита» в табели о посещаемости идут «Спартак» и «Краснодар». Это ожидалось на старте сезона, ведь красно-белые впервые за очень долгое время начинали чемпионат в статусе фаворита, а в столице Кубани еще не рассеялся «эффект нового стадиона». Учитывая, как обе команды проводят нынешний сезон, можно ожидать заметного увеличения посещаемости во втором круге: у «Спартака» впереди домашние игры с «Динамо», «Зенитом» и ЦСКА, а в Краснодар еще приедут те же спартаковцы и лидер – «Локомотив».

Железнодорожники, несмотря на свой неожиданно успешный первый круг, так пока и не конвертировали результаты в прирост аудитории. Средняя посещаемость матчей «Локомотива» все еще менее десяти тысяч. Но на «РЖД-Арену» только приедут все основные соперники: «Спартак», ЦСКА и «Зенит». Так что по итогам сезона средняя посещаемость наверняка подрастёт.

Худшую активность болельщиков, как и ожидалось всеми перед началом сезона, показывает Екатеринбург. Уральская оманда вполне способна бороться даже за попадание в еврокубки, но до апреля ей ютиться на 10-тысячной «СКБ-Банк Арене». Стадионе, подходящем для клубов ФНЛ, но не высшей лиги.

НА ФУТБОЛ В РОССИИ СТАЛИ ХОДИТЬ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ, ЧЕМ В ПРОШЛОМ СЕЗОНЕ

Перед сентябрьским перерывом аудитория РФПЛ была очень даже приличной для нашей страны – 14712 зрителя в среднем на матч. Очевидно, что проседание связано, прежде всего, с наступлением осенних холодов. Почти на треть просела аудитория в уральских городах – Перми и Екатеринбурге. Также почти на 1000 человек меньше стало приходить на казанский «Рубин». При этом  болельщики в Татарстане постоянно критикуют «Казань Арену».

Безусловно, он связан во многом из-за «Санкт-Петербурга», вместимость которого позволяет устанавливать организаторам  широкий ценовой разброс цен. Попасть на матч Лиги Европы с «Вардаром» можно всего за 400 рублей.

В остальном российская реальность показывает, что далеко не всегда «фактор нового стадиона» оказывает существенное воздействие на популярность команды. Пример Казани у всех на виду. Учитывая, что некоторые стадионы ЧМ буду принимать в следующем сезоне игры даже ФНЛ, каждому клубу уже пора сейчас продуктивно работать с потенциальным болельщиком. Нельзя пускать на самотек и надеяться на то, что народ «повалит» только из-за нового объекта.

И ведь впереди еще самый трудный отрезок сезона для российского футбола. В ноябре и декабре зритель предпочитает следить за футболом по телевизору, нежели морозить свою пятую точку на трибунах стадионов. Очевидно, что посещаемость просядет еще больше, нежели сейчас. Особенно в той же Перми, где по воле составителей календаря чатч будет проходить даже 10 декабря. В то время как в Краснодаре, Грозном и Ростове таких матчей будет даже меньше, чем на остальной части России.

«РУБИН» – ВТОРОЙ С КОНЦА ПО ПОКАЗАТЕЛЮ ЗАПОЛНЯЕМОСТИ СТАДИОНА




Посещаемость «Рубина» существенно снижается из года в год. И этот сезон не изменил данную статистику. Причин, почему казанцы перестают ходить на футбол бесчисленное множество, у каждого футбольного болельщика они свои. Некоторые перестали ходить на «Рубин» из-за результатов команды, иные же из-за оборонительной тактики Курбана Бердыева. Но большинство уверяют, что первопричина – отсутствие комфорта на «Казань Арене». Так что матч «Рубин» – «Зенит» будет в некоем смысле решающим для признания новой команды. Если болельщики не придут на стадион даже на столь громкое имя, то откуда им взяться на остальных играх?  

Самое ужасающее для казанского футбола не количество болельщиков на играх. Нет, «Рубин» десятый в данном списке. Убийственна иная статистика – «Казань Арена» предпоследняя по заполняемости. Игры клуба еле-еле собирают 1/5 от вместимости стадиона. Тот факт, что стадион принимающий чемпионат мира показывает такую заполняемость – крайне позорен для республики. Хуже ситуация обстоит лишь в Махачкале, но клуб там уже давно обзавелся статусом аутсайдера.

Во втором круге, кроме вышеупомянутого «Зенита», в Казань также приедут московские армейцы и «Спартак». Так что все возможности улучшить свою посещаемость у «Рубина» есть. Вот только до зоны переходных матчей всего одно очко, а народ в столице Татарстана ходит на футбол, судя по статистике, только лишь когда «Рубин» выступает довольно успешно.

НА ВСЕ МАТЧИ «САЛАВАТА ЮЛАЕВА» ПРИШЛО ЗРИТЕЛЕЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НА ИГРУ «УФА» – «РУБИН»

Ситуация в Уфе также не может радовать любителей футбола. Посещаемость матчей местного клуба – 6146 зрителей в среднем за матч. Да, стадион в столице Башкортостана допотопный, и команда под руководством Сергея Семака показывает не самый привлекательный футбол. Но все же – посещаемость матчей «Уфы» лишь на 200 человек в среднем превосходит посещаемость хоккейного «Салавата Юлаева». При этом разница во вместимости спортивных сооружений различается почти в два раза: в «Уфа-Арене» - 8100 мест, а стадиона «Нефтяник» – 15100.




Можно смело говорить, что посещаемость как в Татарстане, так и в Башкортостане упадет до конца перерыва еще заметнее. Ожидалось, что в Уфе сможет прийти приличная аудитория на матч против «Рубина», учитывая фактор дерби соседних республик. Но игру в понедельник пришло всего лишь 4612 зрителя. Хуже в этом сезоне на стадион «Нефтяник» аудитория собиралась лишь на игру против тульского «Арсенала». Что уж там: каждую из встреч «Салавата Юлаева» в сезоне посетило зрителей больше, чем игру против казанского клуба.

Хотя уфимский болельщик может немного оправдаться, что из топовых команд в столицу Башкирии приезжали лишь «Спартак», да не особо распиаренный в республике «Локомотив». Это уместный аргумент, так что для полноценной критики необходимо дождаться игр против «Зенита» и ЦСКА. Но об одном уже можно смело говорить точно: из противостояния «Уфы» и «Рубина» не получился футбольный аналог «зеленого дерби». А такие локальные противостояния нашей лиге нужны, на них строится популярность всего футбола в целом в стране. Мы писали о том, что в российском футболе отсутствует принцип support your local team, в то время как КХЛ во многом живет только им.

Виктор Майоров