Александр Ярёменко: «Бюджет федерации сравним с бюджетом клуба суперлиги»

Генеральный секретарь Всероссийской федерации волейбола Александр Ярёменко в интервью «БИЗНЕС Online» и агентству «Р-Спорт» рассказал о том, что организация займется маркетинговой работой, прокомментировал ситуацию с ТВ-трансляциями и признался, что судьба клубов зависит от местных властей.

Александр Ярёменко (слева) и Рафкат Кантюков / Фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


«БУДЕТ СОЗДАН СОВЕТ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ВОЛЕЙБОЛА»

– Александр Михайлович, если игры сборных России регулярно показывают по федеральному телеканалу «Матч ТВ», то клубный волейбол – нет. Можно ли решить эту проблему?

Мы с вами ее решить не можем. Конкуренцию у футбола и хоккея в плане получения какого-то эфирного времени нам не выиграть. Проблемы с этим вообще есть у многих видов спорта. То, что показывают игры сборных – это правильно, федеральный канал не должен игнорировать национальную команду. Что касается тематических каналов холдинга «Матч», то там волейбол показывают достаточно плотно.

– Но, как правило, одни и те же команды...

– Как мы не стараемся, всё равно бывают туры, когда игры проходят в Уфе, Сургуте, Новом Уренгое, Самаре, Красноярске, Кемерово, Нижневартовске, где залы не очень подходят для хорошей спортивной трансляции. Стоимость сигнала может превышать ту сумму, которую выделяет канал. Или просто нет технических возможностей. Например, в Новый Уренгой нужно завозить технику, чтобы передать сигнал, пригодный для ТВ. У «Белогорья», казанского «Зенита», «Динамо», «Локомотива», питерского «Зенита» проблем с трансляциями нет, поэтому «Матч» берет сигнал из этих городов.

Нам остаётся только ратовать за то, чтобы клубы производили более качественный сигнал. Возможно, федерации стоит предъявлять более строгие требования в этом плане, но сейчас непростые времена и для нас самое главное – спортивная составляющая, чтобы уровень волейбола был как можно выше. Хотя будем стараться подтянуть и маркетинговую составляющую.

– Что Всероссийская федерация волейбола намерена делать для популяризации и продвижения волейбола в стране?

– Как раз недавно казанский «Зенит» выдвинул хорошую инициативу и сейчас будет создаваться совет по продвижению волейбола и, в частности, бренда «Чемпионат России». В совет войдут представители всех клубов. Безусловно, проблема с популярностью волейбола есть, но одной федерации ее решить не под силу. Нам надо делать это совместно с клубами. Обязательно будем этим заниматься. У нас есть актив в лице Казани, Белгород всегда поддерживает такие инициативы. Потихоньку будем подтягивать остальных.

– То есть маркетинговая политика будет централизованной?

– Не скажу, что будет централизация. Скорее, объединение на добровольной основе. Есть клубы, которые занимаются маркетингом и работой в социальных сетях полномасштабно, а есть команды, которые думают не о том, как привлекать болельщиков, а как отправить команду на ближайший тур. Но вопрос не идёт о больших финансовых затратах. Сейчас для нас важно создать некую модель, алгоритм действий, чтобы руководители на местах знали, что конкретно надо делать. Я, например, человек прошлого поколения и не разбираюсь в соцсетях, но понимаю, что нам нужно развивать это направление.

– Сейчас серьезные финансовые проблемы испытают нижневартовский «Самотлор» и «Прикамье» из Перми. Есть ли у ВФВ ресурсы для помощи клубам?

– Все возможные ресурсы мы используем. Это очень нелегко. Без встречного желания местных властей, невозможно что-то сделать. Если есть встречное желание, как в Санкт-Петербурге, то сразу образуется клуб высокого уровня. Есть обратный пример – Калининград, где клуб долго не просуществовал. Что касается прямого участия федерации, то это невозможно, потому что весь бюджет федерации сравним с бюджетом одного клуба суперлиги. У кого-то больше, у кого-то чуть меньше… Поэтому все свои ресурсы мы используем и будем в дальнейшем стараться их использовать. Но без государственной поддержки мы ничего не сделаем, как и клубы на местах.

«ЗА ШЛЯПНИКОВА НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, ОН РАБОТАЕТ»

Сергей Шляпников / Фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


– Чем сейчас занимается Сергей Шляпников? После чемпионата Европы он ушел в тень...

– Не очень корректный вопрос. У Сергея Константиновича широкие обязанности. Он сохранил кураторство над молодежными сборными. Сейчас приехал в Казань на Суперкубок России, общался с игроками. Я со Шляпниковым вижусь не реже, чем со своими родителями. Обсуждаем планы формирования сборной и ее подготовки. Сейчас у нас есть предложения сыграть в нескольких товарищеских турнирах, в том числе в Мемориале Вагнера. За Шляпникова можете не беспокоиться. Он  такой человек, который даже если от него ничего не требуют, найдет себе работу. Он полностью предан волейболу, можете не сомневаться. Сейчас он готовится к широкому экспертному совету, который назначен на 10 ноября.

– Что там будет?

– Соберутся все тренеры клубов суперлиги. Будут подводиться итоги выступления мужских и женских сборных. Тренеры отчитаются по работе, все смогут высказать свое мнение. Кроме того, будет обсуждаться работа со сборниками в клубах. Профилактика и диагностика травм, психологическая работа.

– В женской сборной России будет новый тренер или останется Константин Ушаков?

– До экспертного совета я бы не стал высказывать корпоративное мнение. Пока рано об этом говорить.

– Можете объяснить, в чем разница между Мировой лигой и Лигой наций? Такое ощущение, что меняется только название...

– Основное различие – четкий календарь, который спланирован на четырехлетие – вплоть до 2021 года. Исходя из этого, сборные могут строить свою стратегию. Неизменным будет формат турнира и основной состав участников. Что касается календаря, то он будет более справедливым – каждый сыграет с каждым. Решающий этап будет проходить в привычном формате «Финала шести».

У международной федерации волейбола есть стремление развивать свой ежегодный проект, делать его интересным для болельщиков. Кстати, теперь всю маркетинговую работу ФИВБ берет на себя. Раньше была парадоксальная ситуация – на участников турнира ложились обязанности по выкупу телевизионных прав, созданию сигнала, поднятию его на спутник и размещению на федеральном канале. Теперь ФИВБ нашло глобального партнера IMG, который будет этим заниматься. Страны-участники будут заниматься своим прямым делом – спортивной составляющей.

– Планирует ли Россия в ближайшие годы провести какой-нибудь большой турнир...

– Какие-то реальные заявки в последние годы были невозможны, учитывая, что Россия готовилась к чемпионату мира по футболу. Без министерства спорта мы, как общественная организация, разумеется, не можем самостоятельно организовать и провести какой-либо крупный турнир. Что касается будущего, то такое желание есть. Большие турниры полезны еще и в плане популяризации игры.

– В ноябре в Москве пройдет гала-вечер Европейской конфедерации волейбола, который раньше обычно проходил в Вене. С чем связан перенос?

– Действительно, не один десяток лет представители клубов собирались на вручение наград и жеребьевку Лиги чемпионов в Вене. У прежнего президента ЕКВ Андре Майера был хороший контакт с федерацией волейбола Австрии и была заложена такая традиция. У Александра Боричича немного другая политика – он хочет, чтобы мероприятие проходило в разных странах. В прошлом году гала-вечер принимал Рим, в этом году – Москва. Мы сами вызвались его провести и всем эта идея пришлась по душе. Участие клубов в мероприятии добровольное, но мы уже получили множество заявок от гостей.

Алмаз Хаиров