Какими будут стадионы будущего?

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, какими будут спортивные объекты в ближайшие десятилетия.

11 ноября открылся после реконструкции стадион «Лужники». Инженеры, дизайнеры, компьютерщики и архитекторы в один голос совершенно справедливо отмечают, что главная арена России – одна из лучших в Европе и мире, уж в Восточной Европе точно. Хотя в «Лужниках», по сути, нет ничего высокотехнологичного. Быть может, что уже совсем скоро стадион устареет, ведь тренды и технологии меняются чуть ли не каждый месяц. Но все участники строительства уверены в обратом: новый стадион станет в один ряд с мировыми аренами и будет модернизироваться, чтобы все время идти в ногу со временем.

Фото: Lars Baron / gettyimages.com


САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВРАГ – ЭТО ДИВАН

Для большинства футбольных болельщиков поход на футбол всё так же приносит множество трудностей. Зачем стоять часами в пробках, толпиться на очередях у касс и кафешек, а потом вернуться домой лишь под самую ночь, если можно посмотреть матч у себя дома, сидя на уютном диване? Почти у каждого теперь есть HD-телевизор, а в руках новый смартфон, который помогает следить за новостями или же в любое удобное время поставить ставку в онлайн-букмекерских.

С этой проблемой сталкиваются футбольные руководители по всему миру. Именно домашний комфорт, а не кинотеатры или развлекательные комплексы мешают заполнять трибуны максимально возможно. Бытовые технологии заметно опережают градостроительные, так что уже сейчас стадионы медленно, но превращаются в напичканные электроникой многоцелевые объекты. Отныне поход на футбол может получить не только заядлый поклонник, но просто зевака, случайно или за компанию забредший на игру.

Новые стадионы оснащены технологиями и высокоскоростным вай-файем. На спортивных матчах болельщик уже не чувствует себя выпавшим из реальности. В будущем планируется, что на всех новых стадионах будут встроены компьютеры, которые позволят людям параллельно наблюдать за своим домом или же работой. Совсем скоро фанат будет покидать свой дом, чтобы приехать на то место, которое на несколько часов станет «временным пристанищем».

Комфорт болельщика – это черепаха, на котором стоят слоны спортивного бизнеса. Увы, в России же владельцы объектов считают, что сам факт нового стадиона достаточен для привлечения зрителя. Да, фактор новизны сильно действует, но только на первое время. Потом же зритель начинает чувствовать недостатки объекта, и в некоторых случая категорически отказывается посещать его повторно. Спросите любого, кто был хотя бы несколько раз на «Казань Арене» о её проблемах, он сходу назовёт несколько претензиий. 

Новые «Лужники», по словам архитекторов, при своём проектировании брали во главу углу комфорт москвичей и гостей столицы. Главное было сделать так, чтобы и через десять лет стадион оставался тем местом, куда будут съезжаться толпы народа, и при этом каждый будет чувствовать себя в безопасности и получать удовольствие от посещения.

СТАДИОНЫ СТАНУТ МГНОВЕННЫМИ ТРАНСФОРМЕРАМИ

Сегодняшние стадионы используются не только для футбола, так как нецелесообразно вкладывать сотни миллионов долларов лишь ради двух игр в месяц. Уже как несколько десятилетий футбольные объекты на некоторое время становятся то развлекательными площадками, то выставочным комплексами, то местом для проведения республиканского ифтара. До реконструкции «Лужники» уже успели принять десятки концертов, что приносило куда больше дохода, чем сами спортивные соревнования. Это абсолютно нормальная практика, ведь стадион не должен превращаться в «белого слона» и простаивать месяцами, собирая на матчи по десять тысяч зрителей из 45 возможных. Но всё равно переформатирование арены от одной функции в другую сейчас занимают достаточно большое количество времени.


Стадионы будущего будут трансформерами, способными мгновенно перестраиваться с одного события на другое. Такая инновация будет реализована уже в самое ближайшее будущее, когда будет открыт новый стадион «Тоттенхэма». Его главной особенностью будет то, что в нём будет два поля: одно под европейский футбол, а под ним находится поле для американского. В итоге, когда на стадионе будут играть в игру с овальным оранжевым мячом, «соккерная площадка» будет съезжать под трибуны, а поле для американского поднимется же вверх. Эта процедура, по прогнозам строителей, будет занимать всего лишь несколько часов. Таким образом, нагрузка на газон будет минимальной, что позволит увеличить количество возможных спортивных матчей в неделю с двух до четырёх.

Безусловно, жителей Татарстана не удивишь трансформацией стадиона от одного вида спорта в другой. Вот только «Казань Арена» перестроилась из бассейна в обычный стадион не за день, и даже не за неделю. Из-за смерти газона пришло ждать четыре месяца, хотя ждали бы еще больше, если бы не игра «Рубина» против «Ливерпуля».

ТРЕНД БУДУЩЕГО – ГОЛОГРАФИЯ

Ещё двадцать лет назад для всех было удивительным явлением «медиафасад» на стадионах, но сейчас каждый в своем кармане носит суперкомпьютер. В наше время можно наблюдать за спортивными состязаниями с различных камер, можно отслеживать частоту сердечных сокращений, скорость и расположение спортсмена на поле благодаря встроенным чипам в «умную одежду».

Главная разработка будущего, как утверждают архитекторы, будет направлены на увеличение максимальной аудитории по всему миру. Ведь нынешние реалии таковы, что у ведущих клубов мира есть десятки тысяч поклонников, которые готовы отдать последнюю рубашку за билеты. Вот только расстояния никто не отменял, а стоимость полета на самолете отпугивает даже состоятельных клиентов.

Следующей стадией развития будет голографическое представление, который откроет спорт всему миру. В недалеком будущем можно будет представить, как поклонники «Реала» где-нибудь в Сан-Пауло наблюдают за игрой на стадионе одновременно с тысячами фанатами в Мадриде. Ведь, как отмечают руководители клубов, телевидение никогда не сможет победить поход на матч из-за особой атмосферы на стадионах, из-за коллективного опыта, когда десятки тысяч людей собранны вместе ради одной идеи.


Такие технологии уже планируются запустить в самое ближайшее будущее. В своей отборочной заявке на чемпионат мира по футболу-2022 Япония обещала транслировать каждую игру в формате 360 градусов с помощью двухсот HD-камер в 3D. Таким образом, это позволило бы игрокам на поле появляется на сотнях стадионах по всему миру в качестве голографических объектов. Микрофоны, встроенные под газоном, записывали бы звуки ударов, падений и эмоций, добавляя чувство реализма в эти «трансляции».

К сожалению, Япония уступила Катару в этой борьбе, позволив первенствовать в спортивных технологиях США и их американскому футболу. Каждая арена в стране – это новый виток в спортивных технологиях, а каждая технология на них – это новый тренд. Новый стадион «Атланты Фэлконс», например, это настоящее произведение искусства.

Лучший стадион планеты: 1264 пивных крана, 12-метровая птица и крыша на 4 тыс тонн

СУЩЕСТВЕННО ИЗМЕНИТСЯ ГЕОМЕТРИЯ ТРИБУН

Джон Родес - один из ведущих спортивных архитекторов мира, недавно поделился своим видением будущей планировки спортивных объектов.  По его словам, главная причина, по которой люди приходят на стадионы – это атмосфера, которая создается в основном из-за акустики. В будущем стадионы из-за гипертрофированной борьбы с телевидением и голографией должны будут максимально развить акустический компонент в своём строении.

Архитектор видит стадион будущего, как множество раздробленных секторов на трибунах. В каждом секторе будут от пятидесяти до ста человек, при этом обязательно должны остаться такие особенные трибуны, как Kop на Энфилде или же «Желтая Стена» на «Сигнал Идуна Парк» в Дортмунде. Небольшие сектора в сто человек создают заметно больше шуму, нежели обычные сектора, что есть сейчас. Это происходит из-за психологических особенностей человека, так как в разы легче влиться в «маленькую, но свою группу», нежели в большую группу незнакомцев.

Из-за этого существенно измениться геометрия трибун, а вместимость объектов уменьшится. Уже сейчас намечается тренд, что спортивные клубы предпочитают строить новые объекты, вместимость которых меньше, чем раньше, но в тоже время комфортабельность много выше. Пример из недавнего – это «Детройт Ред Уингз», которые переехали из «Джо Луиз Арены», которая вмещала 21 тысячу зрителей, на «Литтл Сезар Арену», вместимостью в 20 тысяч. На старом объекте многие места были неудобные, и было много стоячих мест, в то время как новая арена нивелировала эти недостатки.

ДРОНЫ, КАК ЧАСТЬ СТАДИОНОВ

Беспилотные летательные аппараты станут вездесущей особенностью. Сейчас пиком их использования был прошлогодний Супер Боул, когда они стали фоном для выступления Леди Гаги. В будущем планируется, что дроны заменят официантов, почтальонов и курьеров как в быту, так и на спортивных объектах.


Вряд ли они будут доставлять пиво от барных стоек до непосредственно зрителя на трибунах, как думают многие. Скорее, они будут доставлять продукцию от баров и ресторанов на стадионах покупателю, который будет располагаться извне. Это существенно сократит логистику заведений, так и многократно увеличит количество занятых квадратных метров офисных помещений на стадионах. Сейчас стадион – это бизнес-проект, так на «Амстердам-Арене» в подтрибунном помещении располагаются фитнес-зал, а на «Казань Арене», например, выставочный центр Harley Davidson.

Использование дронов позволит арендодателю на полноценных условиях предоставлять свою территорию ресторанному бизнесу, который в свою очередь приносит существенный доход. Самый «богатый» хоккейный клуб Европы «СК Берн» зарабатывает по десять миллионов евро в год только лишь за счет ресторана, который работает на арене клуба. Увы, в России такое пока совершенно не развито.

Виктор Майоров