Данил Тармасинов устроил краш-тест футбольной трансляции из «Лужников».
Первый канал монументально готовится к домашнему чемпионату мира при том, что даже не объявлял о правах на трансляции. Все игроки рынка понимают: турнир в России раздадут и Первому, и ВГТРК, и «Матч ТВ», никто в эту гонку особо и не лезет.
Под открытие «Лужников» главный канал страны придумал отдельный диджитал-проект, что боссы телекомпании раньше делали в основном с культурными форматами – например, с документалкой про Сашу Соколова или сериалом «Таинственная страсть». Для игры с аргентинцами на сайте открыли целый раздел, куда подвели семь разных фидов с одной трансляции.
Главными героями были Кирилл Дементьев и Константин Выборнов (пожалуй, основная пара комментаторов Первого), а ещё Валерий Карпин. В основную трансляцию трио вошло за 10 минут до официального начала матча, и здорово, если это станет традицией. Как минимум, это облегчает их работу – все ритуалы типа составов и другой предматчевой информации нужно объявлять заранее, чтобы не засорять саму игру.
Пара минут с общих планов и переключаемся на камеру с Месси. Там есть отдельный комментатор – аргентинец и бывший звукорежиссер Eurosport Гало Фернандес. Он уже работал на футбольных трансляциях в паре с Владимиром Стогниенко, но сольно перед микрофоном, кажется, впервые. За Лео следит отдельный оператор, но Фернандес сидит в «Лужниках» и комментирует игру целиком. Он много рассказывает об Аргентине и лично про Месси, но при этом нет ощущения, что Гало практически никогда не делал одиночных репортажей. Комментарий пока не такой профессиональный, как у спецов, но не раздражает.
Сквозь аргентинский акцент Фернандеса прорывается баритон Виктора Гусева. Окей, восьмая минута, хватит с нас Месси, послушаем голос из детства. Рядом с Виктором сидит Юрий Дамбаев – парень из Улан-Удэ выиграл конкурс на сайте Первого и помогает в озвучке такого большого матча. Их показывают в формате «Картинка в картинке» – обоих видно в правом верхнем углу, это не мешает трансляции. Гусев сразу учит новичка профессии («Нас смотрят на экранах с разным расширением, нужно чаще называть фамилии»), но и здесь нет ощущения, что Дамбаеву не хватает практики. Интересно – работал на радио? Отлично заполняет эфир.
Ладно, работа интернет-комментаторов ничем не отличается от эфирных, дальше. 15-я минута – вкладка «Следи за нашими». Ровно такая же картинка, как с Месси, только в кадре один Фёдор Смолов. Камера следит только за ним. Но почему «за нашими»? Жду минуту. И ещё. И ещё – ничего не меняется, оператор елозит видоискателем по Смолову. Отличий от Месси ноль – те же неспешные перемещения в середине поля, рывки за мячом, открывания в атаке.
23-я минута – камера «Ты на скамейке сборной России». Техника стоит где-то между лавками с футболистами и технической зоной, а картинку можно повращать на 360 градусов. Изображение льётся из встроенного ютуба, а не внутреннего плеера Первого, и почему-то сильно хуже качество. Хм. Покрутим объективом ещё – о, на меня идёт Черчесов, он уже в паре метров. Как тут открыть чат и спросить про Игоря Денисова? Не очень интересно, всё слишком статично, а ещё не видно, чем занимаются футболисты.
Бросим Черчесова в технической зоне и включим камеру «Ты на трибуне с болельщиками». О, нет, то же самое, но тут не игроки, а фанаты. Самые обычные люди – сидят на креслах, никаких эмоций, это ещё тухлее, чем кутающиеся в одеяла запасные футболисты. Посмотрим, что там правее по картинке – тоже зрители, только другие. Нет, надо бежать оттуда.
Ага, камера-паук. Наконец-то формулирую в голове претензию про неудобство – было бы классно, если к картинке прикрутили время матча. Тогда было бы классно следить за одними и теми же моментами с разных ракурсов. Со спайдер-кам смотреть футбол, ммм, непривычно. Повторы с верхотуры видели все – на Евро, ЧМ или Лиге чемпионов – но никто не оставался в этом состоянии дольше пяти минут. Наверное, так чувствует себя болельщик, который всю жизнь смотрел матчи по телевизору и впервые пришел на стадион. Или человек с фан-сектора, получивший аккредитацию в техническую зону. Какой-то абсолютно другой взгляд на матч. Если бы эту трансляцию смотрел Хосеп Гвардиола, он изобрел бы ещё какую-нибудь тактическую ловушку.
38-я минута, возвращаемся к Месси. Поглядываю в стоящий рядом телевизор – задержка сайта от IPTV где-то секунд 40. Но это даже удобно – вот здесь классно пересматривать голевые шансы с точки зрения Лео. Он же не делает ничего особенного, но одной передачей выводит Сальвио в штрафную.
Гало Фернандес на фоне вываливает кучу историй про Лионеля. Они какие-то разные и абсолютно неизвестные, такие факты вспомнит только носитель языка и культуры, никакой википедии. Например, про аргентинских журналистов, пишущих про Месси и сборную с расчетом, что они поедут в Россию, а командировочных хватит их бедным семьям. Или про опрос какой-то газеты в 2010 году, нужно ли Лео отрастить такие же кудряшки, как Марадоне? Просто восторг, но категорически непонятно, как это применять на русском ТВ. В качестве эксперта? Комментатора? Просто автора программы? Всё не то.
Перерыв. Дементьев с Выборновым логично выходят из эфира, а Гусев с Дамбаевым висят в углу экрана и никуда не пропадают. В кадре идет технический разговор типа «Прервемся до саммари, а потом снова включимся». Карпин пока спускается из пресс-ложи и даёт флэш-интервью Марии Командной – оно почему-то идет на все фиды.
Было круто! pic.twitter.com/YYyeA0Ueg9
— Мария Командная (@komandnaya) 11 ноября 2017 г.
Отвлекаюсь на рекламу, поворачиваю голову и вижу, как Виктор Гусев уже показывает в камеру чью-то фотографию и почти хихикает. Итак, Юрий Дамбаев в 2002 году поехал на чемпионат мира в Японию и нашел на тренировке сборной Онопко и Карпина. Изображение слишком мелкое, чтобы найти парня из Бурятии, но внезапно к позиции Первого подходит Василий Уткин. Он работает на трансляции для «Сила ТВ» (ни один стул в процессе не пострадал), Гусев показывает ему фотокарточку с народным комментатором и параллельно отбивается от охотников за автографами.
Возвращаюсь в матч с камерой Месси. Рассказы Гало Фернандеса не заканчиваются и не надоедают. Вижу по телевизору, как Лео на 48-й минуте врывается в штрафную и черпачком закидывает мяч к ленточке. Надо поймать повтор на персональной камере! Ещё раз горюю из-за отсутствия секундомера и жду рывка. Задержка в этой трансляции выросла минут до двух, но всё равно невозможно понять, как же Месси это чувствует. Невероятный хищник.
Щёлк – трансляция «За нашими» не отпускает Смолова. Чёрт, может, какой-то сбой?
Щёлк – перед скамейкой сборной также уныло. Кликаю на лого ютуба и вижу, что вместе со мной подглядывают примерно 1,5 тыс человек. Маловато, но с другой стороны представьте, что это живые люди, которым интересна такая сторона футбола.
Щёлк – теперь следим только за трибунами. Тут активность совсем низкая – всего 400 зрителей.
Хорошо, вернёмся к Гусеву с Дамбаевым. У парня проскакивают штампы, но его уже не отличишь от усредненного комментатора «Матч ТВ» на контракте.
Выборнов с Дементьевым спокойно катают мяч, но встречают банку Агуэро фразой Кирилла «И всё-таки гол». Переключаюсь на народных комментаторов – там привычное молчание, которое, видимо, передается при контакте с Гусевым. Фернандес просто констатировал «И гол Аргентины, Месси празднует, 1:0», хотя имел право на самые яркие эмоции – всё-таки забила его сборная.
Такие эксперименты нужны нашему телевидению, потому что они толкают индустрию вперед и заставляют ее развиваться. На Украине давно практикуют разделенный экран даже на дециметровых каналах – матчи сборной идут в открытом эфире, а продвинутую трансляцию (со статистикой и репликами из соцсетей) пускают на платных частотах.
Будущее ТВ в том, чтобы этот опыт нужно переносить прямо в телевизор, а не запирать в интернете. Конечно, очень плохо, что никто до Первого даже не делал таких шагов, к ЧМ-2018 русское телевидение должно было выходить с этой практикой максимально подготовленным. Время есть, но пробовать эти трансляции нужно чаще и залезать в них глубже.