Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» подводит итоги посещаемости первой половины сезона в европейских хоккейных лигах, а также представляет рейтинг самых популярных команд.
КХЛ ПО-ПРЕЖНЕМУ ДАЛЕКО ДО ШВЕЙЦАРСКОЙ ЛИГИ
По итогам первой части регулярного первенства, как и ожидалось, с огромным отрывом лидирует национальная лига А. Именно так официально именуется чемпионат Швейцарии. Уже более десяти лет альпийская лига возглавляет рейтинги посещаемости на континенте, и в ближайшее время не намерена снижать обороты. Хоккей в Швейцарии очень любят, что превращает местный чемпионат в отличный полигон для североамериканских легионеров.
Сейчас все отчетливее заметна тенденция, что многие качественные легионеры предпочитают «перевозить свои таланты» именно в Альпы. Клубы чемпионата Швейцарии финансово стабильны и могут позволить игрокам зарплаты уровня КХЛ. Например, ведущий клуб страны «Берн» уже который год генерирует прибыль минимум в 12 млн евро, которые направляются на развитие школы и приглашение качественных хоккеистов. В КХЛ об этом пока могут только мечтать.
Плюс немаловажную роль играет географический фактор. Для канадца куда приятнее будет прокататься на автобусе от Цюриха до Берна, нежели лететь на самолете на Дальний Восток. А если есть необходимость выбраться в большой город со своей семьей, но в нескольких часах езды находятся Милан, Мюнхен и Вена, а за сутки можно без проблем добраться и до Парижа с Римом.
ОГРОМНОЕ ПРОСЕДАНИЕ В ГЕРМАНИИ И ПРИРОСТ В ЧЕХИИ
Главная новость о европейской посещаемости – это, безусловно, провал в немецкой хоккейной лиге (Deutsche Eishockey Liga). Средняя посещаемость матчей в Германии в нынешнем сезоне чуть ниже 5,6 тыс зрителей. Для сравнения, год назад посещаемость равнялась 6211 зрителям. Аудитория немецких матчей упала более чем на 9%, а для лиги, которая зарабатывает в основном на продажах билетов – это невосполнимая потеря.
Напротив, в соседней Чехии посещаемость заметно возросла. Показатель увеличился почти на 300 зрителей или на 6%. Объяснение этому сейчас найти довольно трудно, все-таки прошла лишь половина сезона. Но если год назад в рейтинге 30 самых посещаемых команд Европы были всего лишь три чешские команды, то сейчас их уже пять.
В двух остальных лигах особых изменений не произошло. И в Швеции, и в Финляндии посещаемость хоккея осталась на своем уровне, хотя для стран, где хоккей – спорт номер один, она довольно низкая.
ТОПЫ КХЛ – ЛУЧШИЕ В ЕВРОПЕ
Сравнивая посещаемости в европейских лигах, не стоит забывать одну немаловажную деталь – количество команд в каждом чемпионате различается. В КХЛ сейчас выступают 27 клубов, в то время как в чемпионате Швейцарии – 12. Очевидно, что при таком различии общая посещаемость КХЛ будет много ниже, чем, например, у лучших 12 команд в лиге. Поэтому показатель ТОП-12 довольно-таки важен – он показывает то, как проседает аудитория чемпионата из-за отдельных команд.
Если же выровнять количество клубов в каждом европейском первенстве, то мы получим следующую картину. Средняя посещаемость 12 лучших команд в КХЛ превышает 8-тысячную отметку, в то время как посещаемость в лиге в целом даже меньше 6 тыс. Да, у КХЛ есть всё для того, чтобы выйти на первое место по количеству аудитории, вот только ряд команд тянут лигу на «дно». Это, прежде всего «Куньлунь», ЦСКА, «Северсталь» и «Сочи», которые пока показывают слабые показатели процентной заполняемости своих арен. И с этого сезона в этот «элитарный» список вошел нижнекамский «Нефтехимик», хотя в «эру бесплатных заводских билетов» средняя аудитория матчей команды была приличной.
«БЕРН» ЕЩЕ ОЧЕНЬ ДОЛГО БУДЕТ ПЕРВЫМ
Насколько же сильно в столице Швейцарии любят хоккей! Посещаемость местного «Берна» очень хороша даже по североамериканским меркам. И ведь это при том, что большая часть «ПостФинанс Арены» усеяна стоячими секторами. Фактически, приходя на хоккей в Швейцарии, болельщик полностью окунается в футбольную обстановку. Нередки даже поджоги фальшфейеров на трибунах, хотя для российского болельщика это кажется лютой дикостью.
«Берн» еще очень долго будет «номером один» по всей Европе. При этом, за последние шесть лет всего 8 клубов попадали в семерку самых посещаемых, а в последние четыре года команды вообще одни и те же. Единственными командами в Старом Свете, которые способны сместить швейцарский клуб с вершины популярности – это немецкий «Кельнер Хайе» и пражская «Спарта». Но это лишь за счет вместимости арен: «Ланксесс-Арена» в Кёльне вмещает 18000 зрителей, а «О2 Арена» в столице Чехии – 17360. Конечно, в Европе есть еще большие закрытые концертно-спортивные площадки, а именно в Лондоне и Белграде, вот только хоккей в этих город пока еще совсем диковинка.
Но уже через четыре года «Берн» может потерять свое звание. Геннадий Тимченко и Роман Ротенберг вознамерились возвести в Санкт-Петербурге арену вместимостью в 20 тыс зрителей, которая будет второй по вместимости в Европе. Первая пока в Белграде. Учитывая интерес аудитории к хоккею, и желание КХЛ развиваться и преодолеть нынешнюю стагнацию, можно ожидать, что уже в первый год после открытия СКА опередит клуб из Швейцарии в табеле о посещаемости.
«АК БАРС» НА 28-М МЕСТЕ, «САЛАВАТА ЮЛАЕВА» НЕТ В ТОП-30
Казанский «Ак Барс» по итогам первой половины регулярного сезона обосновался на 28-й строчке в списке самых посещаемых команд Старого Света. Средняя аудитория матчей в столице Татарстана – 6215 зритель. Этот результат немного хуже, чем год назад. В ноябре 2016 года «барсы» были на 26-й строчке, однако можно с уверенностью говорить, что за оставшиеся три месяца аудитория казанских матчей возрастет.
Всего же в тридцатке самых посещаемых команд европейских лиг вошло 12 представителей КХЛ. Такой же результат был и в прошлом сезоне. Две российские команды, СКА и «Авангард» попали в десятку самых посещаемых, плюс к ним еще можно добавить минское «Динамо» и «Йокерит». Кстати, если не считать этого представителя Скандинавии из КХЛ, то всего лишь одна финская команда попала в «элитный список» – ХИФК. По сравнению с прошлым сезоном в рейтинг попали четыре новых клуба – шведский «Ферьестад», чешские «Витковице» и «Пльзень», а также астанинский «Барыс».
«Салават Юлаев» не смог попасть в этот список. По всем европейским лигам, аудитория уфимских матчей располагается лишь на 33-м месте, а падение по сравнению за календарный год составило умопомрачительные 13%. Это крайне негативный показатель, и руководству команды сейчас желательно бы привлечь как можно больше зрителей на трибуны в последние десять домашних матчах. Ведь «Салават» за последние двенадцать лет ни разу не покидал этот рейтинг. Из команд КХЛ кроме Уфы рейтинг покинул еще и московский «Спартак», хотя еще до матча с «Югрой» команда входила в число 30 самых-самых. Так что даже одна игра может поменять все позиции в конце рейтинга, а, значит, у уфимского клуба есть еще возможность вернуться в элитный табель по посещаемости.