Пять дерби КХЛ, которым нужен свой бренд и фирменный стиль

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, какие принципиальные противостояния в КХЛ обязаны иметь свой бренд, стиль, логотип и зарегистрированное название, как у «зелёного дерби».

«Зелёное дерби» отныне официально зарегистрированное мероприятие, у которого есть собственный фирменный стиль и атрибутика. В Старом Свете такая практика применяется впервые, но она совсем не новаторская в Северной Америке. В профессиональном спорте «внутренние кубки» разыгрываются в МЛС, при этом они там даже на ведущих ролях. Благодаря таким матчам, как «калифорнийское классико» или «канадское дерби 401», повышается посещаемость матчей и рейтинг телетрансляций.


Сама эта система появилась еще несколько десятилетий назад в студенческом американском футболе. Победители университетских «райвалри» награждаются переходными боулами, а сами игры собирают почти под два десятка миллионов телезрителей. Студенты-футболисты готовы «умереть» на поле ради чести своего университета, а оркестровые группы и фанаты регулярно пытаются перещеголять соперника.

В КХЛ же, которая несколько просела в плане посещаемости и интереса у аудитории в целом, подобная практика поможет несколько встряхнуться, а сами матчи из «добротного дерби» могут превратиться в бои за «кубки и боулы» или же за переходные знамена и флаги, которые будут напоминать соперникам о прошлогодних успехах или неудачах. Команда-победитель, например, торжественно поднимает этот флаг под своды в первой домашней игре сезона. Знамя – переходящее

КУБОК СТОЛИЦЫ

Участники: «Динамо», «Спартак», ЦСКА

Потенциальные цвета и очертания флага: в цвет кремлевских стен

Все московские дерби считаются классическими противостояниями в российском хоккее. Телеканал «Матч ТВ», например, год назад назвал встречу между «Спартаком» и ЦСКА главным матчем года, правда, КХЛ их быстро вернула на землю, указав, что самые важные матчи в лиге играются между Казанью и Уфой.

«Динамо» – двукратный обладатель Кубка Гагарина, «Спартак» – самый популярный клуб столицы, а ЦСКА – он и в Канаде ЦСКА. Для клубов из столицы победа в дерби важнее, чем игры с питерским СКА. КХЛ стоит сделать все возможное, чтобы эти матчи стали более жаркими, например, официально создав «Кубок Москвы», активно распространяя этот бренд везде, где только можно. Переходящий кубок или шеврон на форме обещает стать отличным раздражителем для болельщиков московских команд. К тому же КХЛ давно пытается влюбить столицу в хоккей. Глядя на посещаемость матчей  московских клубов можно сделать очевидный вывод, что у лиги пока не особо получается включить хоккей в число популярного досуга жителей главного города страны. 

УРАЛЬСКОЕ КЛАССИКО

Участники: «Металлург», «Трактор»

Потенциальные цвета и очертания флага: сочетание флагов Челябинской области и Магнитогорска


Наверное, второй по принципиальности дерби в КХЛ. Каждый матч между «Трактором» и «Металлургом» сопровождается скандалами, теориями заговоров, высказываниями о «селянах» или «столичных», а также отборным срачем вокруг темы о том, кто у кого что украл. Пиара противостоянию явно не хватает. Хотя все предпосылки есть.

Отдельно стоит отметить, что победителю «Кубка Урала» необязательно вручать именно «чашу». В МЛС есть интересная особенность – в «техасском дерби» между «Далласом» и хьюстонским «Динамо» ведется борьба за… пушку XVIII века El Capitan. Победитель по итогам сезона забирает ее к себе на стадион и может использовать по собственным назначениям. Почему бы победителю «уральского классико» не вручать, к примеру, большой кусок челябинского метеорита, который будет встречать болельщиков на арене? В КХЛ нет столь занимательных традиций, однако играм местного региона такой «трофей», несомненно, придал бы аутентичности и колорита.

Плюс, в отдаленном будущем можно расширить «уральское классико» до трех команд. «Автомобилист» ещё не такой большой раздражителем для Челябинска и Магнитогорска. Да даже в самом Екатеринбурге южно-уральские команды, скорее, «дружественные», главный объект ненависти там «Салават Юлаев». Если в будущем «Авто» станет достойным соперником для «Трактора» и «Металлурга» или же будет регулярно занимать самые высокие места, то в борьбу за «метеорит» можно будет включить екатеринбуржцев. Сами болельщики «Автомобилиста» с любовью вспоминают сезон 2014/15, когда в КХЛ было по шесть игр между уральскими командами, и на выезд в Челябинск приезжало более шестисот болельщиков.

BALTIC CUP

Участники: «Динамо» Рига, «Йокерит», СКА

Потенциальные цвета и очертания флага: скандинавский (финского образца) крест, характерный для Балтики, обрамленный цветами команд. Темно-синий – питерский СКА, бордовый – рижское «Динамо», желтый – «Йокерит».


КХЛ делает все возможное для раскрутки противостояния между «Йокеритом» и СКА: команды играют по четыре матча в сезоне, в Хельсинки 2 декабря пройдет первый официальный матч на открытом воздухе в истории, да даже телевидение регулярно показывает игры между клубами в прайм-тайм. Географическая близость позволяет сотням болельщиков регулярно посещать Россию и Финляндию.

В свою очередь, самые большие выезды финны организовывают в Ригу. Говорят, что в столицу Латвии приезжают почти две тысячи болельщиков «Йокерита», в обратную сторону регулярно едут сотни латвийцев. Для «Динамо» клуб из Хельсинки успел стать раздражителем, хотя отношения между фанатами довольно дружеские. Про взаимоотношения Риги и Санкт-Петербурга достаточно расскажет история КХЛ – на заре лиги динамовцы регулярно выбивали армейцев из Кубка Гагарина, а когда в Латвию приезжает СКА, то билеты раскупаются за несколько недель до игры.

Географическая близость и историческая подоплека подготовили прекрасную почву для создания Baltic Cup. Понятное дело, что СКА намного сильнее «Йокерита» и особенно «Динамо», но в нескольких матчах во время регулярки может быть все что угодно. Для жителей Риги победа в Baltic Cup может стать отличным поводом для маленькой, но гордости, а «Матч ТВ» и Viasat такой Кубок обещает обеспечить отличной рекламной вывеской для трансляции хоккея.

КУБОК АЛЕКСАНДРА ВЬЮХИНА (СИБИРСКОЕ ДЕРБИ)

Участники: «Авангард», «Сибирь»

Потенциальные цвета и очертания флага: белое полотно с темно-синими границами, в центре которого эмблема Кубка


«Сибирское дерби» сегодня превратилось в жаркое зрелище. Это раньше доминировал «Авангард», а «Сибирь» была совсем на дне. После успехов новосибирцев в Кубке Гагарина и превращения команды из «серой мыши» в открытый и современный клуб это противостояние получило новый толчок.

Да, для старых фанатов «Авангарда» в разы привлекательнее и интереснее матчи против московского «Динамо» или же «Металлурга». К тому же, на «сибирском дерби» из-за разницы в часовых поясах особо не поднимешь телевизионный рейтинг, если игра, конечно, проходит в будний день. Но КХЛ может существенно популяризировать это противостояние, создав бренд и фирменный стиль. Игры можно проводить по выходным, чтобы у жителей европейской части России не было каких бы то ни было неудобств для просмотра.

Это противостояние можно назвать «сибирским дерби», но отдельно хотелось бы, чтобы трофей, вручаемый лучшей команде, был назван именем человека, который отдал многое ради Омска и Новосибирска. Александр Вьюхин, наверное, один из лучших вариантов, плюс, это будет хорошим способом увековечить его имя в памяти лиги и болельщиков команд. Его любили в Омске и Новосибирске, его трагическая смерть шокировала. «Кубок Александра Вьюхина» - отличный способ признать заслуги вратаря перед российским хоккеем.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ДЕРБИ

Участники: «Адмирал», «Амур»

Потенциальные цвета и очертания флага: клубные


Это самое молодое противостояние в КХЛ. И «Амур», и «Адмирал» уже давно ассоциируются у любителей хоккея с далекими выездами, а также жаркими играми между командами. Хотя между Владивостоком и Хабаровском почти 600 километров, практически как расстояние между Казанью и Екатеринбургом.

«Нелюбовь» болельщиков «Амура» и «Адмирала» возникла несколько лет назад, когда большое количество хоккеистов, а также генеральный менеджер Александр Могильный, переехали в Хабаровск. Кроме того, оба клуба совсем не считаются «серыми» – все знают про отличные пресс-службы обеих команд, все любители хоккея с удовольствием смотрят сочную телевизионную картинку с местных арен, и все прекрасно осведомлены, что «оранжевый тигр» – символ «Амура», а памятник кошке Матроске стоит перед «Фетисов Ареной».

Матчи между Хабаровском и Владивостоком так же активно пиарятся КХЛ, правда, сделать их центральными играми недели или даже дня на практике невозможно из-за часовых поясов, но на локальном уровне история может получится красивой.

БУДУЩИЕ КУБКИ

Не стоит думать, что таких особенных «соревнований» в КХЛ должно быть шесть. Чем их больше, тем лучше. В МЛС их одиннадцать. 

По сути, можно даже проводить «расширение» этих турниров. Например, если противостояние между «Локомотивом» и «Северсталью» будет жарким на протяжении нескольких сезонов, то «Кубок М8» можно признать официально. Или же в отдаленном будущем «Кубок Азии» между «Барысом» и «Куньлунем». Да даже татарстанское дерби между Казанью и всем северо-востоком республики. Если «Нефтехимик» будет регулярно побеждать «барсов», или же вообще выбивать их из Кубка Гагарина, то градус противостояний у этих матчей существенно возрастет.

Создание «бренда» для принципиальных матчей – это признание заслуг команд и их болельщиков, уважение к их истории. Принятие «зелёного дерби» – это первый шаг к этому признанию во всей лиге. 

Виктор Майоров