«Тренеры проводят обязательные лекции об общении с девчонками». Как работает школа ЦСКА

В воскресенье казанский «Рубин» дома примет ЦСКА, в составе которого в нынешнем сезоне собственные воспитанники зажигают и в чемпионате России, и в Лиге чемпионов. Благодаря чему система красно-синих работает так продуктивно? Чтобы это узнать, корреспондент «БИЗНЕС Online» посетил спортивную школу армейцев.

Фото: Татьяна Андрианова / ПФК ЦСКА


АРМЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Академия ЦСКА сейчас кажется самой полезной в стране, учитывая количество молодежи, заигравшей с этого сезона в первом составе клуба. Константин Кучаев прошел молодежную команду армейцев, Александр Головин и Хетаг Хосонов в клубе с 16 лет. Все стадии обучения в клубе прошли Тимур Жамалетдинов, Фёдор Чалов и Астемир Гордюшенко. Они считаются воспитанниками не только клуба, но и спортивной школы армейцев.

Единой локации у академии ЦСКА нет – во многом потому, что у армейского спортивного общества объекты разбросаны по всей Москве и Подмосковью. База в Ватутинках, легкоатлетический и футбольный манежи недалеко от ВЭБ Арены активно используются в холодное время года или для проведения турниров. Основным местом базирования академии считается стадион «Октябрь», который по факту состоит из трех полноценных полей (одно натуральное и два искусственных), двух тренировочных мини-полей, медицинских кабинетов, спортзала, небольшой гостиницы и фитнес-клуба. Два последних объекта являются частным бизнесом, но по условиям соглашения клубу предоставлена возможность расселять на нескольких этажах детей и пускать их для восстановительных тренировок в фитнес-клуб и бассейн.

Фото: Алексей Белкин


С 2009 года академией армейцев, в которой работают 48 человек, руководит экс-защитник команды Олег Малюков. Каждый из пацанов, пробежавших мимо нас, успевал остановиться и поздороваться с ним. Некоторым директор задает какие-то уточняющие вопросы. «Тех, кого уже зачислили в академию, знаю всех, конечно. Потому что сам вопрос о зачислении решается тренерским советом, в который я вхожу. У нас с детьми постоянно происходят встречи и общение: в раздевалке, на футбольном поле, на турнирах. Со всеми стараюсь выстроить доверительные отношения, чтобы они могли обратиться ко мне по любому вопросу. Сейчас у детей, занимающихся футболом, огромное количество отвлекающих факторов: интернет, разные игры. Чтобы правильно направлять ребёнка, нужна совместная работа: наша и родителей».

Фото: Алексей Белкин


ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ

Олег Геннадьевич постоянно переводит тему на проблематику совмещения получения знаний в общеобразовательной школе с футбольной карьерой. И подчеркивает, что этот вопрос сейчас один из наиболее острых не только в ЦСКА или России, но и всей Европе. «Недавно «Бенфика» приглашала к себе наших тренеров и команду. Оплатили перелёт, проживание. Кроме нас был еще английский «Брайтон» и «Ливерпуль», испанские «Атлетико» и «Валенсия», академия «Ред Булл». Детки, само собой, поиграли между собой. А для тренеров были конференции по обсуждению актуальных проблем. Основная – как в разных странах дети совмещают футбол с посещением школы. Оказалось, везде это проблема. Родители звонят и просят гарантий, что сын станет футболистом – а им никто этого обещать не может».

У ЦСКА есть соглашение о сотрудничестве с школой, где учатся в основном ребята из разных спортивных подразделений армейского общества. Но многие дети учатся в самых обычных школах. «Когда к нам приезжают ребята из других регионов, мы отправляем их на собеседования в общеобразовательные школы. И после тестов выясняется, что они могут отставать от программы до двух лет. До нас они практически не учились, получается. Мы боремся с этим просто: не успеваешь в школе – не допущен к тренировкам. Любая полученная двойка будет известна тренеру».

Фото: Алексей Белкин


Взаимодействие с родителями ребят – еще одна вечная проблема современных футбольных школ. «Много детей приходят на просмотры с родителями, по которым видно – они надеются за счет успешной карьеры сына улучшить финансовое положение семьи. Мы же изначально оцениваем уровень ребенка. Если он соответствует нашим требованиям, то общаемся с родителями о недопустимости лишнего давления. Ведь мы со своей стороны всегда пытаемся мальчиков поддержать – в футболе всякое случается. Но и родители должны не напрягать детей дома. Если видим, что кто-то из игроков на поле зажат и боится допустить ошибку, вызываем родителей и общаемся. Были случаи, когда родители вообще не давали ребенку самостоятельно принимать решения на футбольном поле – кричали, контролировали. Чуть ли не до отчислений доходило. Кстати, в основном проявляют лишние эмоции мамы».

В отдельных вопросах тренер вообще вынужден разговаривать с парнями на личные темы – включая отношения с девушками. «Мы в первую очередь обучаем детей. Поэтому тренеры постоянно проводят дополнительные лекции. О гигиене, о режиме дня, о питании. Обязательно – о девчонках. Потому что когда у подрастающего футболиста появляются новые интересы, до него нужно донести правильную информацию. Что с девчонками надо встречаться, надо общаться. Но всё должно быть в пределах разумного».

Другой момент ожиданий – победы. Считается, что в России вообще губят детей на стадии воспитания, требуя от них результата любой ценой. Малюков считает, что в ЦСКА в первую очередь настраивают любить футбол и свой клуб.

Фото: Алексей Белкин


ПОСТОЯННЫЙ ПОИСК

Общее устройство академии Олег Геннадьевич называет похожим на «Атлетико» и «Валенсию». Здесь, возможно, нет формата закрытого футбольного пансионата для детей, как в «Барселоне» или «Бенфике». Но зато максимальная близость между игроками главной команды и самыми маленькими футболистами. Некоторые игроки вообще живут недалеко от «Октября», кто-то из молодежи даже не успел съехать из гостиницы рядом со стадионом. А Сергей Игнашевич, Василий Березуцкий, Роман Широков приводят на тренировки собственных детей. В ЦСКА считают это важным идеологическим моментом. «У нас в академии вполне нормально, что ребята хотят вырасти и стать новыми Березуцкими или Дзагоевым, а не Жераром Пике или Полем Погба. Мы пропагандируем в первую очередь любовь к своему клубу».

В академии сейчас 12 возрастов, и это почти 400 детей (28 – иногородние и живут в гостинице рядом с «Октябрем»). До конца ноября у старших парней состоится выпускной, а маленьких, 2007 г.р., – примут «в ряды юных армейцев». В свой первый полноценный сезон они с отрывом выиграли «Приз федераций».

Фото: Алексей Белкин


Есть официальные даты набора, но по факту просмотр идёт постоянно. «На самом юном уровне мы плотнее уделяем внимание отборам, на которых у нас ребята из Москвы и области – до 500 детей приезжают, самых маленьких оставляем по максимуму. Затем три месяца тренировок, после которых принимается решение о зачислении в академию. Но уже с 12 лет начинаются турниры, на которые ездят наши скауты. Вдобавок, у нас хорошие отношения с разными академиями по всей России – тоже могут позвонить и рассказать, если у них есть талантливые дети. Из-за этого отбор фактически круглый год».

Сам Малюков говорит, что в каждом возрасте есть минимум один-два талантливых футболиста, которых необходимо грамотно довести до выпуска. Но отдельно отмечает команду 2002 года рождения. Подтверждение слов – летом парни взяли первенство России, обыграв в финале «Спартак», а шесть игроков состава постоянно вызываются в юношескую сборную России.

Фото: Татьяна Андрианова / ПФК ЦСКА


Под конец разговора Олег Геннадьевич разрушил главный миф о футбольной академии ЦСКА – что она вообще не нужна Евгению Гинеру. «Ну вы вокруг посмотрите. Кажется, что школа никому не нужна? У нас есть всё, чтобы заниматься тренировочным процессом. Мы еще одно поле планируем открыть и накрыть его – тоже доказательство заинтересованности руководства. Да, мы больше на контакте с Романом Юрьевичем Бабаевым. Но если общаемся с Евгением Ленноровичем, то он активно интересуется делами академии. И не спрашивает, какие мы там турниры выиграли или кубки. Спрашивает, есть ли хорошие игроки».

Судя по этому сезону – с игроками порядок.

Павел Пучков