Знаменитая российская волейболистка Екатерина Гамова в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала о процессе создания своей книги и работе с молодежью, оценила нынешний уровень женской суперлиги и рассказала о новом хобби.
«МОЯ НЫНЕШНЯЯ ЖИЗНЬ НАСЫЩЕНА СОБЫТИЯМИ»
– Екатерина, есть мнение, что профессиональные спортсмены, с юных лет окруженные заботой врачей, администраторов и другого персонала, затем оказываются не совсем готовы к самостоятельной жизни...
– Я с этим в корне не согласна. Если говорить о волейболистках, то у многих семьи, дети. Все живут полноценной жизнью. Я бы не сказала, что мы находимся в каком-то ином мире. Другое дело, что после завершения карьеры необходимо искать новые источники дохода. У меня была создана определенная материальная база, плюс я девочка, мне в этом плане легче. Мальчикам, конечно, сложнее после спорта, потому что выше ответственность – нужно содержать семьи.
– Вы много лет жили по графику. Как сейчас проходит ваш обычный день?
– Безусловно, вставать по будильнику в 8 утра необходимости уже нет, но спать до обеда я никогда не любила. Просыпаюсь, занимаюсь спортом, провожу разные встречи, решаю какие-то бытовые вопросы. Несмотря на завершение карьеры, моя жизнь по-прежнему насыщена событиями, просто несколько в другом ключе. Меня часто спрашивают, скучаю ли я дома. Нет, я много путешествую, работаю, занимаюсь общественными делами, провожу время с семьей.
– Вы – заместитель председателя комиссии спортсменов ОКР, а также входите в комиссию спортсменов европейской и международной федераций волейбола. Расскажите подробнее об этой работе.
– В октябре прошлого года я ездила в Аргентину на представление комиссии ФИВБ, а в комиссию ЕКВ вошла только этой весной. Задача таких комиссий – быстрее решать вопросы, которые волнуют спортсменов. Сейчас задача ОКР создать комиссии атлетов в каждой спортивной федерации. Потому что это наиболее простой и легкий способ контакта между руководством федераций и спортсменами. Всероссийская федерация волейбола также настроена создавать такую комиссию, чему я очень рада. Также в ОКР мы обсуждаем кандидатуры для получения квот для прохождения обучения. Периодически обсуждаются вопросы допинга. В общем, широкой спектр работы.
– В преддверии зимней Олимпиады в Пхёнчхане вновь активно обсуждается тема допинга и возможного отстранения сборной России. Следите за этой ситуацией?
– Да, неприятная история для нашего спорта. У меня на этот счет сразу было выработано мнение и оно не меняется. Я считаю, что спортсмены, пойманные на допинге, должны нести самое суровое наказание, но нельзя за нарушения одних, наказывать всех остальных «чистых» атлетов. «Там у вас в России проблемы с допингом, поэтому никто не поедет на Олимпиаду» – это неправильный подход. Представляете, какая это трагедия, для людей, которые отдали спорту всю свою жизнь и никогда не принимали допинг.
– Недавно вы участвовали в жеребьёвке Лиги чемпионов. Каково решать судьбу других?
– Было волнительно. Понятно, что абсолютно независимым лицом меня сложно назвать, потому что душой я всегда буду за Казань. Рада, что для казанских команд получилась хорошая жеребьевка и в мужском, и в женском волейболе. Мы с Максом Михайловым постарались на славу.
«ОДНАЖДЫ ОСТАВИЛА АВТОГРАФ В ПАСПОРТЕ»
– У вас была ломка? Момент, когда очень хотелось вернуться на площадку?
– Нет. После того, как завершила карьеру, больше не хотела играть. Волейбольный мяч по собственной инициативе в руки не беру. Видимо, дошла до той предельной точки, когда волейбол просто отрезало. Последний раз играла на своем прощальном матче в Казани. В молодежной сборной, которую я курирую, иногда нужно бывает помочь девочкам – показать, провести упражнение. Но такого, чтобы я скучала по игре и страдала – не было.
– Во время карьеры на многое не хватает времени. Какие мечты удалось реализовать?
– Встала на горные лыжи. Во время игровой карьеры это, разумеется, нельзя было делать из-за риска получить травму.
– Как часто сейчас ходите на волейбол?
– Нечасто. Если играет Казань, которую я всегда с любовью жду в Москве, то всегда иду с удовольствием поболеть и повидаться с девчонками. А все остальные матчи в наше время можно посмотреть дома в комфортной обстановке. В московском «Динамо» у меня тоже есть подруги, но чтобы повидаться с ними, необязательно ехать на игру. Лучше пригласить в гости и спокойно пообщаться.
– Что вы думаете об уровне нынешнего чемпионата России?
– Мне кажется, он снизился. Безусловно, не последнюю роль в этом играет финансовое положение клубов. Многие команды находятся если не в бедственной, то в сложной ситуации. Это печально. Всего десять команд в чемпионате тоже не очень хорошо.
– Кажется, с вашим уходом узнаваемых имен в женской суперлиге почти не осталось.
– Не мне судить. Я вообще об этом никогда не задумывалась.
– Екатерина Уланова в недавнем интервью сказала, что «несмотря на свой статус, Гамова добрый и отзывчивый человек». А были моменты, когда вы чувствовали, что немного «отрываетесь от земли»?
– Нет, никогда. Благодаря моей семье, воспитанию мамы. Она всегда говорила, что чем выше взлетаешь, тем больнее падать. Я всегда это помнила и не страдала звездной болезнью.
– Вас когда-нибудь раздражала популярность, большое внимание болельщиков?
– Нет. Я всегда понимала, что это неотъемлемая часть профессии. Правда, муж у меня спрашивает, почему у меня такой кисляк на лице, когда подходят за автографом. На самом деле это не кисляк – просто я до сих пор смущаюсь от такого внимания. Тем не менее, практически всегда даю автограф и фотографируюсь.
– Самая необычная вещь, на которой расписывались?
– Ой, чего только не было! На руках, деньгах, однажды даже в паспорте. Конечно, сначала спросила у мужчины, не пугает ли его, что его паспорт станет недействительным. Он только махнул: «Ничего страшного!»
– Большинство игроков мужского чемпионата России без раздумий назовут главным провокатором лиги Алексея Спиридонова. Кто из ваших соперниц мог «залезть под кожу» и вывести из себя?
– Конкретных игроков не назову, но принципиальные соперники, в матчах с которыми эмоции зашкаливали были всегда. Когда играла за «Динамо-Казань», это московское «Динамо», на уровне сборных – бразильянки. На самом деле ты не выходишь против конкретного игрока, а выходишь против команды. А что касается Алексея, то он эпатажный и привлекает этим зрителей. Не нужно относиться к нему плохо, нужно принимать таким, какой он есть. Лига большая, но все знают, кто такие Сергей Тетюхин и Алексей Спиридонов.
«ПЕРВУЮ ГЛАВУ КНИГИ НАПИСАЛА САМА»
– Сколько времени вы провели с журналистом при написании книги?
– Немного. У нас были сжатые сроки, потому что нужно было успеть к московской книжной ярмарке. Я благодарна Владимиру Можайцеву. Мне кажется, наш проект удался – плодотворно потрудились.
– Тираж книги составил 4 тысячи экземпляров. Довольны тем, как они расходятся?
– Вы знаете, книга была не моей инициативой. Издательство «Эксмо» вышло на меня с предложением. Это было неожиданно и я даже взяла время подумать. Что рассказать? Что будет интересно людям? Потом все-таки решилась. Говорят, что сейчас больше половины книг продано. Говорят, что после Нового года должен быть еще один бум.
– Какая глава далась вам тяжелее всего?
– Первая, про маму. Ее я писала сама – от и до. На этом настоял Владимир. Сказал, что ему тяжело будет задавать личные вопросы, а мне будет нелегко на них отвечать. Мне пришлось доставать из себя тяжелые воспоминания и эмоции, заново пережить тот непростой для меня период.
– Остальная книга далась легко?
– Да, достаточно легко. Мои подруги, читавшие книгу, даже удивлялись, как я столько историй вспомнила, о которых они уже давно забыли, хотя многие истории связаны непосредственно с ними. Вспоминаешь одно, цепляется другое. Уходишь от журналиста, вспоминаешь еще: о, надо записать, чтобы не забыть. Хотелось, чтобы это была не жесткая книга, а веселая и легкая. Но в то же время рассказывающая людям, что собой представляет жизнь спортсмена.
– Опыт ведения дневников у Николая Карполя пригодился?
– Кстати, я нашла пару дневников с тех времен. А что касается текста, то в основном я рассказывала. Владимир записывал на диктофон, присылал текст, я его редактировала.
«В КАЗАНИ РАСТЁТ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ СБОРНОЙ»
– Кому принадлежала инициатива создания Школы Гамовой?
– Мы с «Динамо-Казань» предложили руководству Татарстана такой проект и нас поддержали, за что мы очень благодарны. Это плюс и для казанского волейбола, и для молодежной сборной России. Сейчас в Казани под руководством Светланы Сафроновой базовая команда самого младшего возраста – девочки до 16 лет.
– Как можно попасть в Школу Гамовой?
– У нас проходил отбор и мы приглашали на просмотр всех, кто хочет и кого отпускает тренер, потому что это тоже непростой вопрос. Мы решили, что из Москвы и Екатеринбурга девочек брать не будем, поскольку у них есть свои сильные школы. Тем не менее, из Екатеринбурга девочки тоже приехали по своей инициативе. Конечно, мы не стали препятствовать. Сейчас в Казани растет новое поколение сборной, игроки, которые в будущем могут пополнить «Динамо-Казань». Хотелось бы, чтобы не только в Казани, но и в других городах резерв готовился так, как в «Уралочке», где всегда появляются свои молодые игроки.
– Вам комфортно работать с молодёжью?
– Да, комфортно и интересно. Я всегда готова с ними поговорить, чем-то помочь. Бывает так, что дети хотят поговорить со мной один на один. Иногда мы проводим собрания в режиме «вопрос-ответ»: они спрашивают, я отвечаю. Также я иногда участвую в тренировочном процессе – где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Могу подсказать что-то в плане техники и всегда оказываю им моральную поддержку.
– Могут ли появиться филиалы Школы Гамовой в других городах?
– На самом деле это довольно сложно. В Казани была платформа, на которой можно было запустить школу. Есть инфраструктура, залы, училище олимпийского резерва, где девочки учатся. Разумеется, очень важна и финансовая поддержка. Не каждый клуб и регион на это пойдет. Поэтому я очень благодарна всем, кто помог запустить этот проект.
– Как часто вы приезжаете в школу?
– Нечасто, но у меня есть возможность контактировать с девочками в сборной. Например, мы вместе провели чемпионат Европы, где, к сожалению, заняли второе место. Сейчас для девочек самое главное играть, набираться опыта и быть в хороших тренерских руках, чтобы прогрессировать.
– Как вы отнеслись к тренерской рокировке в национальной сборной России перед самым чемпионатом Европы? Бывало ли нечто подобное в вашей карьере?
– Нет. Обычно тренеров меняли после неудачных турниров. Насколько я знаю, такая рокировка была запланирована заранее.
– Говорят, что теперь будет конкурс. Кого считаете, тремя главными претендентами?
– Казань не против того, чтобы Ришат Гилязутдинов возглавил сборную. Наверняка будет Вадим Панков. Третьим кандидатом, наверное, станет Константин Ушаков.
«МАТИЛЬДА» ПОНРАВИЛАСЬ»
– Изменилось ли ваше отношение к кино после того, как вы стали частью семьи Мукасей?
– Не сказать, что я стала знатоком. По-прежнему, опираюсь на свое восприятие – нравится или нет. Безусловно, супруг может посоветовать какие-то фильмы. На самом деле, вся эта киношная жизнь чем-то похожа на жизнь спортсменов. У актеров есть такая же оторванность от жизни, от семей: ненормированный рабочий график, перелеты, съемки в жутких условиях.
– Последний фильм, на которых ходили?
– Как говорится, лучшая реклама – это антиреклама. Сходила на нашумевший фильм «Матильда». Хотелось посмотреть, что же там такого? На самом деле, ничего такого, о чем кричала госпожа Поклонская, я там не увидела. Мне понравился фильм. Это история любви, история выбора, который нужно сделать. А все эти громогласные заявления, что фильм оскорбляет чувства верующих, не имеют под собой никакой почвы. Если ты веришь, ничто не должно тебя разубедить.
– Вы – верующий человек?
– Верующий, но не религиозный. Не скажу, что постоянно хожу в церковь, но с детства верила в Бога. Был период какого-то разочарования, внутреннего терзания, но затем все сомнения ушли.
– В Казани вы провели совместную фан-встречу совместно с 10-летней блогершей Алиной из Нижнекамска. Кому пришла в голову эта идея?
– Мне позвонил администратор «Динамо-Казань» Айдар Валиев и сказал: «Посмотри, вот, есть такая история». Я посмотрела этот ролик и действительно прониклась. Поэтому мы решили организовать ей такую поддержку. Я читала комментарии и разговаривала с людьми на эту тему. Кто-то сочувствовал Алине, а кто-то говорил: «Добро пожаловать во взрослую жизнь», потому что блогерство – это непростое дело. В этой ситуации, самое важное, конечно, поддержка родителей, но и мы со своей стороны постарались ее порадовать.
Екатерина Гамова: «От нас с Гончаровой ждали, что мы начнем драть друг другу волосы или кусаться...»
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Екатерина ГАМОВА
Дата рождения: 17 октября 1980 года
Место рождения: Челябинск
Карьера: «Метар» (Челябинск) – 1996 - 1998; «Уралочка» (Екатеринбург) – 1998 - 2003; «Динамо» (Московская обл.) – 2003/04; «Динамо» (Москва) – 2004 - 2009; «Фенербахче» (Стамбул, Турция) – 2009/10; «Динамо-Казань» – 2010 - 2016.
Главные достижения в клубах: победительница Лиги чемпионов (2014), победительница клубного чемпионата мира (2014), 11-кратная чемпионка России, чемпионка Турции (2010), обладательница Кубка России (2010, 2012), обладательница Кубка Турции (2010).
Главные достижения в сборной: серебряный призер Олимпийских игр (2000, 2004), чемпионка мира (2006, 2010), чемпионка Европы (1999, 2001), победительница Гран-при (1999, 2002), серебряный призер Кубка мира (1999), серебряный призер Кубка чемпионов (2001), бронзовый призер чемпионата мира (2002), бронзовый призер чемпионата Европы (2005, 2007).
Главные индивидуальные награды: лучшая волейболистка Европы (2004), MVP «Финала четырёх» Лиги чемпионов (2014), MVP клубного чемпионата мира (2014), лучшая волейболистка чемпионата России (2011, 2013, 2014), MVP «Финала четырех» Кубка России (2010).