Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, как шведские клубы зарабатывают миллионы евро на телевизионных правах – в разы больше клубов КХЛ.
ЗА ШВЕДСКИЙ ХОККЕЙ ЗАПЛАТИЛИ 22 МЛРД РУБЛЕЙ
Пока КХЛ разрабатывает план действий на ближайшие семь лет, одним из пунктов которого должно стать увеличение стоимости телевизионных контрактов лиги, шведы уже практически максимального генерируют прибыль с этого сегмента. И с нового сезона прибыль клубов только возрастёт.
В начале этого года шведская хоккейная лига (SHL) подписала новый многомиллионный контракт с местным ТВ-конгломератом C More. Согласно условиям сделки, за шесть лет руководство федерации, которая контролирует чемпионат, получит 3,1 млрд шведских крон от телевизионных трансляций – это 22 млрд рублей или 314 млн евро. Соответственно, в год шведский хоккей получит около 3,67 млрд рублей или 55 млн евро. Для сравнения, в этом сезоне КХЛ распределила своим клубам 350 млн рублей...
Благодаря новому соглашению, телевизионные отчисления клубам SHL возрастут более чем в два раза. В прошлом и нынешнем сезонах каждый из 14 клубов чемпионата Швеции в графе «телевизионные поступления» имел 30 млн шведских крон – это около 3,4 млн евро. Для сравнения, КХЛ в прошлом сезоне наибольшие телевизионные выплаты в размере 33,5 млн рублей лига присудила питерскому СКА. Иначе говоря, обладатель Кубка Гагарина заработал в этом сегменте в шесть раз меньше, нежели худший клуб шведской элиты.
Начиная со следующего сезона, каждая шведская команда получит минимум по 37 млн крон. С учетом бонусов и рекламных контрактов все 14 клубов SHL заработают от 42 до 49 млн крон, то есть где-то в районе 5 млн евро. На итоговую сумму будут влиять телевизионные рейтинги команд, заполняемость их дворцов, работа со зрителем и величина «рынка». Понятно, что на матчах стокгольмского «Юргордена» телевизионщики заработают больше, нежели на играх из маленьких городов.
«АК БАРС» ЗАРАБОТАЛ В 21 РАЗ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ШВЕДЫ
В КХЛ же доход в прошлом сезоне распределился между клубами с учётом трёх принципов. Принцип участия (40% от общей суммы), согласно которому каждый клуб получил по 3 млн руб. Принцип телевизионного спроса (30% от общей суммы), исходя из которого клубам будет выплачено от 538 тыс до 8,3 млн руб. Спортивный принцип (30% от общей суммы), учитывающий выступление клуба в регулярном чемпионате КХЛ и плей-офф.
Кроме того, в прошлом сезоне в КХЛ было принято решение о распределении дополнительных денежных средств в размере 100 млн рублей. Эти выплаты напрямую зависят от посещаемости домашних матчей в сезоне. Наибольшие средства получили питерские армейцы, а наименьшие – «Куньлунь». Отметим тот факт, что средства были распределены не между 29-ю командами, а между 27-ю. Ни «Медвешчак», ни минское «Динамо» не получили ни копейки от лиги за прошлый сезон.
В итоге разрыв между лучшей и худшей по этому показателю командами ошеломляющий. СКА, как было указано выше, получил 33,5 млн рублей, а последняя команда этого списка, ханты-мансийская «Югра», заработала всего лишь 2,24 млн рублей. Это в 100 (!!!) раз меньше, чем любой клуб чемпионата Швеции.
Казанский «Ак Барс» в прошлом сезоне заработал 10 млн рублей на телевидении. Это пятый показатель в лиге, но шестой по общим выплатам. Несмотря на то, что аудитория матчей татарстанского клуба много больше, чем у всех шведских клубов, эта жалкая сумма по сравнению со скандинавскими выплатами. Да, Дмитрий Чернышенко недавно заявил о том, что «лига будет увеличивать выплаты клубам от реализации ТВ-прав, а также введёт дополнительные стимулирующие меры, чтобы клубы могли использовать эти средства на модернизацию своих арен, повышение комфорта зрителей на матчах и работу с болельщиками». Вот только из-за обширности организации, лиге еще очень далеко до шведских показателей.
САМЫЙ ДОРОГОЙ ТВ-КОНТРАКТ В ЕВРОПЕ
Не стоит думать, что лишь в КХЛ есть проблемы с реализацией телевизионных прав. Нет, отныне шведские хоккейные клубы будут самыми «богатыми» во всей Европе. Права на показ чемпионата Финляндии местные телесети приобрели всего лишь за 14 млн евро за сезон, из которых лишь около 60% выплачиваются клубам. Так что телевизионные заработки двух команд из Хельсинки - «Йокерита» и ХИФКа - примерно равны. Хотя финансовые показатели «джокеров» за время выступления в КХЛ удручают, спортивная редакция «БИЗНЕС Online» посвятила им отдельную статью.
Как «Йокерит» проел 2,7 млрд рублей за четыре года
Каждый клуб чемпионата Швейцарии на телевизионных правах зарабатывает по 3 млн швейцарских франков. После того, как местная валюта несколько потеряла в стоимости, эта сумма равняется 2,5 млн евро. Иначе говоря, с нового сезона каждый клуб шведского первенства будет зарабатывать в два раза больше, чем «Цюрих» или «Берн».
АУТСАЙДЕР ВТОРОГО ШВЕДСКОГО ДИВИЗИОНА ЗАРАБАТЫВАЕТ БОЛЬШЕ КЛУБОВ КХЛ
Самое удивительное в шведских телевизионных контрактах даже не доходы 14 клубов элитного дивизиона. Очевидно, что при таком количестве команд каждая из них прилично заработает. Самое шокирующее в том, что команды Аллсвенскан - второго дивизиона шведского хоккея - также зарабатывают на ТВ-правах больше клубов КХЛ.
В нынешнем сезоне каждая из 16-ти команд Аллсвенскан заработает по 1,9 млн шведских крон. Это около 215 тыс евро. После подписания нового соглашения, даже аутсайдер этого турнира заработает 260 тыс евро, что сейчас равняется 17 млн рублей. Худшая команда второго дивизиона заработает на телевидении в два раза больше, чем уфимский «Салават Юлаев»!
Тем не менее, в Швеции все недовольны таким распределением средств. Доходы элитных клубов в 20 раз превышают доходы остальных клубов. Кроме этого, слабые команды из чемпионата Швеции опасаются разорения в случае вылета. Чтобы этого не допустить, «вылетающим» командам будут в течение трех сезонов перечислены «парашютные выплаты», по аналогии с английской премьер-лигой. По предварительным расчетам, за три года такие команды получат от федерации около 6 млн евро. В Континентальной хоккейной лиге, например, «Кузне» и «Медвешчаку», таких «премиальных» не предусмотрено.
ЗАРПЛАТНАЯ ВЕДОМОСТЬ ЛУЧШИХ КОМАНД ШВЕЦИИ НЕМНОГО БОЛЬШЕ ЗАРПЛАТЫ СВЕДБЕРГА
В прошлом году КХЛ распределила полученные средства между 27 клубами. В чемпионате Швеции их в два раза меньше – 14 команд. Даже если оптимизировать количество участников до «шведского варианта», то всё равно заработок от телевидения будет представлять собою сущие копейки от затрат на сезон. В Швеции же затраты необычайно малы, по сравнению с российскими, так что вполне очевидно, почему ни один шведский клуб не соизволил заявить о своем желании быть участником КХЛ. А с новым телевизионным контрактом мы, наверное, вообще никогда не увидим команду из этой северной страны в КХЛ.
По данным шведского портала nyheter24.se, победитель прошлогодней регулярки «Векшё» потратил на хоккеистов 13,2 млн крон. Это примерно 94 млн рублей. Учитывая курс евро, сильнейшая шведская команда с лихвою отбивала свой заработный фонд телевизионными поступлениями. Что уж говорить, если заработная плата Никласа Сведберга в «Салавате Юлаеве» составляла 80 млн рублей. То есть уфимский клуб потратил на вратаря сумму соразмерную с бюджетом среднего шведского коллектива. И ведь далеко не факт, что нынешний «Салават» под руководством Эркки Вестерлунда легко обыграет даже аутсайдера чемпионата Швеции.
Самая большая зарплата в шведской лиге прошлом сезоне была у форварда «Рёгле» Джека Коннолли. 28-летний американец, никогда не игравший в НХЛ, заработал чуть менее 16 млн рублей. В КХЛ такую сумму зарабатывают даже игроки четвертого звена.
Увеличение телевизионного контракта несколько развяжет руки шведским клубам. Да, массового наплыва звёзд в лигу ожидать не стоит. Но шведский чемпионат можно будет держать в голове как некий плацдарм, и им можно будет «шантажировать» российские клубы. Раньше, сильные легионеры предпочитали выбор между КХЛ и чемпионатом Швейцарии, через сезон же и шведы могут предложить канадцам, например, полмиллиона евро.