«Скривенс придаёт уверенность игрокам». Зюзин о «зелёном дерби»

Бывший тренер «Салавата Юлаева» Андрей Зюзин в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о том, что изменил Эркка Вестерлунд во втором матче «зелёного дерби», кто из игроков «Ак Барса» ошибся в единственной пропущенной шайбе, а также рассказал о спаде Линуса Умарка и разговоре с Леонидом Вайсфельдом о возвращении в тренерский штаб «Салавата».

Андрей Зюзин / Фото: архив БИЗНЕС Online


«МОЁ ПРЕДПОЧТЕНИЕ – ВЫИГРАТЬ СО СЧЁТОМ 1:0, А НЕ  10:0»

– Андрей Юрьевич, победа «Салавата» над «Ак Барсом» – это везение или плодотворная работа?

– Я думаю, что здесь было и везение. Оно должно присутствовать. В целом, была равная игра. Первый период «Салават» выиграл по броскам – 9:4. Если посмотреть статистику, то в дальнейшем «Ак Барс» владел инициативой. «Салават» подводят удаления, особенно когда при смене на лёд выбегает шестой игрок. Но, думаю, что это эмоции, такие ошибки надо убирать, за ними надо следить тренерскому штабу. В таких ситуациях надо придерживать ребят, потому что они все рвутся в бой. Эта игра была намного лучше, чем в Уфе. Уфимцы – молодцы, здорово отыграли два периода, сделали один хороший бросок - я имею в виду заброшенную шайбу. Были хорошие моменты и в первом периоде, мог забить Лисин, у Макарова был хороший выход. «Салават» хорошо отыграл в обороне и, конечно, Скривенс был номером один. Ему надо поклониться и сказать спасибо за победу.

– Давайте разберём очередное удаление «Салавата» за выход шестого игрока на лёд, о котором вы только что сказали. Ошибся ли Максим Майоров, когда не стал вбрасывать шайбу в зону, и начал обыгрывать соперника?

– Я считаю, что в этом удалении вина полностью лежит на Майорове. Если ты удерживаешь шайбу, уходи в угол и дольше её там держи, тогда остальные хоккеисты смогут смениться. А начал обыгрывать соперника, бросать. Бросок у Майорова не получился, ему помешали. Дальше он медленно покатился на смену. А на смену надо идти как можно быстрее, чтобы другой игрок моментально вышел на лёд. Майоров должен в этом плане добавить. Он игрок опытный, знает, как должен играть и что ему надо делать.

– Что изменил Вестерлунд по сравнению с прошлым матчем против «Ак Барса»?

– В этот раз «Салават» не бежал с мыслями: «давайте-давайте, вперёд, надо забить». Был момент, бросили – забили. Один гол решает всё. Я считаю, что юлаевцы хорошо отыграли в позиционном плане. Да, много было проиграно шайб возле бортов, единоборств, но позиционно в своей зоне ребята сыграли хорошо, правильно. Были погрешности, но надо отдать должное вратарю. Он за защитниками подчищал очень прилично.

– Когда вы были в тренерском штабе, у команды был другой стиль. Правильно ли делает «Салават», когда отдаёт инициативу сопернику и строит игру от обороны?

– К каждой команде надо иметь свой подход. Мы все знаем, как играет Казань. «Ак Барс» прошлый матч полностью играл от обороны. Они играли в средней зоне, перехватывали передачи и убегали в быстрые контратаки и на усталости ловили уфимцев, поэтому получались такие лёгкие голы. Ребята в прошлой игре наелись, забрасывали шайбу в зону, лезли три периода вперёд, подбирали шайбу. Попробуй в такой ситуации начать атаку, «Ак Барс» ведь очень жёстко играет, силовая команда, которая никогда не сдаётся и играет до последних секунд.

Я считаю, что в этот раз «Салават» сыграл лучше как в обороне, так и в нападении. В обороне не показали что-то экстремальное, но сыграли по делу. Были моменты, но не забили в большинстве. Ничего страшного, главное, что не пропустили в меньшинстве, сыграли «на ноль». Можно выиграть 10:0, а можно и 1:0. Моё предпочтение – выиграть 1:0.

«ГАРИПОВ МНОГО ПОДСКАЗЫВАЕТ ЗАЩИТНИКАМ»

Бен Скривенс / Фото: Михаил Бормин


– Кто из игроков «Ак Барса» виноват в пропущенной шайбе?

– Лисин убегал в отрыв, против него играли два защитника. Посмотрите на их расположение. Токранов, который был по центру и откатывался мог ближе сыграть с Зубовым. И, конечно, нападающий Обухов, который бежал за Бурдасовым, должен был его догонять. Зубов покатился между защитниками, тем самым отвлёк внимание второго защитника «Ак Барса». И ещё раз скажу, что нападающие должны были доработать у Казани, кровь из носу догонять соперника, и не давать бросать Бурдасову.

– Можно сказать, что Бен Скривенс сделал 30 процентов этого гола? В начале эпизода он остановил вброс шайбы в зону и начал атаку...

– Скривенс вообще очень многое сделал в матче, не только в этом эпизоде. Он очень  хорошо играет клюшкой, хорошо чувствует своих игроков. Думаю, что у них хорошие коммуникации между собой. Ребята знают, куда и как надо открываться, когда Скривенс выходит из ворот. Он очень хорошо играет в воротах, не стоит, а именно играет.

– Чем Скривенс лучше Никласа Сведберга?

– Скривенс играет увереннее и передаёт эту уверенность другим хоккеистам. Мне тяжело сравнивать, я не вратарь. Но, как тренер, могу сказать, что когда я работал в «Салавате», видел, что у Сведберга  была нервозность. Если забивали гол, ему что-то не нравилось или что-то у него не получалось, он нервничал и всё это передавалось остальным игрокам. Они от этого путались в пасах, были плохие передачи. А Скривенс играет уверенно, он ловит шайбу, выкатывается из ворот, постоянно общается с защитниками. Это очень важно, ведь вратарь – это 99 процентов команды.

– У «Салавата» есть проблемы в большинстве. Даже при игре 5 на 3 не получилось забросить…

– Казань очень хорошо играет в меньшинстве. У команды отличное расположение игроков, налажена позиционная игра. У них всегда на льду клюшки, они ищут игроков, делают всё, чтобы не проходили передачи. Думаю, что вратарь много подсказывает защитникам, говорит, кто и где находится. Уфимцам надо быстрее передавать шайбу, двигаться с ней, не стоять на месте, не настраиваться долго на хороший бросок. Здесь всё должно быть тик-так. Можно сделать быструю передачу и закончить атаку быстрым броском. Так было во втором периоде, когда Фёдоров бросал по воротам соперника, но не забил. Всегда при розыгрыше большинства шайба должна ходить, а не  стоять на месте. Когда идут  быстрые передачи, сопернику тяжело обороняться и уследить за другими игроками.

– Нужна ли «Салавату» схема розыгрыша большинства с четырьмя нападающими?

– Я думаю, что «Салават» выходит на большинство с четырьмя форвардами из-за отсутствия Логинова. Я не знаю, почему он не играет. Логинова не хватает при розыгрыше лишнего, у него очень хороший бросок. Тренерский штаб поставил на большинство четырёх нападающих. Тренерский штаб «Салавата» решил выставить такое сочетание ещё и потому, что на льду нужен праворукий нападающий.

– Но пока результата нет...

– Над этим просто надо работать. Для этого есть тренировки, раскатки, где всё это просматривается, проделывается. Это всё делает тренерский штаб. Тот же генеральный менеджер не может заниматься такими вопросами. Я считаю, что в этом году генеральный менеджер сделал очень хорошую команду. Если ребята будут играть друга за друга и стараться сыграть «на ноль» все игры. Тем более, у «Салавата» есть в воротах такой человек, как Скривенс. Он в этом матче доказал, что ему не зря доверили место первого номера в команде.

«УМАРК – ОЧЕНЬ КРЕАТИВНЫЙ ИГРОК. ЕГО НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВЛЯТЬ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ОПРЕДЕЛЁННОЕ»

Линус Умарк / Фото: Михаил Бормин


– Был странный эпизод, когда «Салават» играл 5 на 3. Филип Ларсен зачем-то снёс Андрея Маркова. Как вы можете прокомментировать его действия?

– Тяжело как-то объяснить этот фол. Это ошибка Ларсена. Иногда ты просто заигрываешься, ты же не специально что-то делаешь, чтобы наказать свою команду удалением. Я думаю, что это была техническая ошибка.

– Вам не кажется,  что такие обрезы и частые потери шайбы при игре в большинстве случаются из-за расположения игроков «Салавата» в атаке. Всю синию линию котролирует только один защитник... 

– Если честно, то в игре «Салавата» очень много брака. Я считаю, что надо много работать над передачами. Должны быть жёсткие пасы в клюшку, чтобы были хитрые броские с синей линии. Как только получил шайбу надо быстро бросить или набросить на ворота, работать на пятачке, закрывать вратаря, а не стоять рядом с ним и смотреть, куда полетит шайба.

– Как вам игра Филипа Ларсена? Он провёл плохой матч с «Ак Барсом» и до этого не очень хорошо смотрелся...

– Тяжело сказать, что и почему не получается. Я сейчас не нахожусь в команде. Думаю, тренерский штаб подскажет, что ему делать.

– А лично вы со стороны, какие ошибки видите у Ларсена? Почему он  начал сдавать?

– Он очень много времени проводит на льду. Думаю, что ему надо немножко…

– Отдохнуть?

– Нет, не отдохнуть, а рационально играть. Отдал – открылся, отдал – открылся – ему надо играть вот в такой хоккей. Ему не надо таскать шайбу через всю зону, это вообще всех защитников касается. В своей зоне ты не имеешь право проигрывать борьбу в углах, ты должен быть первым на шайбе. Если ты первый на шайбе, то пусть в тебя сделают хит, но проигрывать борьбу нельзя. У Ларсена очень хорошее катание, он читает игру, знает, где и в каком месте надо находиться. Думаю, что для Ларсена это была эмоциональная игра. Соперники настроились друг на друга, как волки. Уфимские ребята заслужили аплодисменты, играли хорошо, хоть и сделали не так много бросков по воротам Казани, зато в обороне сыграли хорошо.

– В последних матчах потух и Линус Умарк. Это всё потому, что его неправильно используют?

– Я не знаю, правильно его используют или нет, какую установку ему даёт главный  тренер и вообще весь тренерский штаб. Линус – очень креативный игрок, его нельзя останавливать, говорить, что ты делаешь вот это и вот это. Умарк хорошо читает игру, он всегда найдёт партнёра. Под него надо открываться, под него надо работать. Это игрок, который всегда отдаст пас. Если надо забить, он забьёт.

«ХОЧУ ВЕРНУТЬСЯ В ТРЕНЕРСКИЙ ШТАБ «САЛАВАТА». ВАЙСФЕЛЬД СКАЗАЛ, ЧТО ПОДУМАЕТ»

– Как вы думаете, эта победа позволит Вестерлунду сохранить место в тренерском штабе?

– Я не знаю, это должно решить руководство. Команда может выигрывать, а тренера могут снять. Команда может проиграть, а тренера оставят. Всё будет зависеть от нашего хозяина, главы Башкортостана, который следит, наблюдает, болеет. Я знаю, что он очень переживает за команду, хочет, чтобы она прибавляла с каждой игрой. Хоккей в Башкортостане стал немножечко затухать, проиграли много игр. Я думаю, что эта игра предаст уверенности ребятам и руководство примет правильное решение.

Я слышал, что некоторые болельщики хотят игнорировать ближайший матч. Я считаю, что это неправильно. Надо поддерживать команду в трудной ситуации. Уверен, что кризис всё равно закончится и болельщики увидят на льду привычный для всех «Салават». Хоккей в Башкортостане – самый популярный вид спорта. Мы не должны терять зрителя. Это важно для всей республики.

– Когда у команды есть кризис, хоть и небольшой, стоит ли сделать  какой-нибудь громкий обмен, в отставку кого-то отправить или просто ничего не менять и дать спокойно людям поработать?

– Я думаю, что когда идёт какой-то спад, что-то должно измениться. Нельзя просто так сидеть на месте и ждать, что произойдёт какое-то чудо. Я встречался с Леонидом Владленовичем Вайсфельдом и предложил ему свои услуги. Если во мне нуждается команда, я всегда прийти в неё и помочь. Помочь с обороной, я очень много времени знаю ребят, знаю, на что они способны. Я могу прийти в команду, как консультант главного тренера, такие должности есть, они практикуются и должны быть в каждой команде. Например, в клубах НХЛ есть по три-четыре консультанта. Я думаю, что это поможет команде, потому что ребята меня знают, они будут прислушиваться ко мне. Когда я захожу в раздевалку, они знают, что у меня  есть авторитет и я буду говорить по делу, а не просто стоять. Думаю, что мой приход поможет «Салавату», будет вливание новой крови в команду, небольшие перемены и в психологическом состоянии игроков. Сейчас уфимцам нельзя зацикливаться на одной победе, нужно идти дальше.

Своей работой в «Салавате» я доказал, что могу выстроить оборону и команду. В позапрошлом году мы завоевали «бронзу», в прошлом сезоне, несмотря на все травмы, мы более-менее сыграли в обороне во время плей-офф. Понимаете, с игроками надо разговаривать, не только их тренировать. В прошлом году в олимпийскую сборную был вызван Захар Арзамасцев. Я с ним работал по два часа на льду, плюс мы много разговаривали. Он показывал хороший хоккей. Сейчас, к сожалению, у него не складывается игра. Ещё в прошлом сезоне очень серьёзно прибавил Станислав Гареев. Я с ним тоже работал и на тренировках и индивидуально. Он за полгода стал незаменимым игроком обороны. Плюс ко всему он уфимский воспитанник.   

– А что вам на это предложение ответил Вайсфельд?

– Он сказал, что подумает. Решение будет за ним и за главой республики.

Денис Таипов