Он выбил 30-ку и ни разу не промазал. Такого легионера в Казани ещё не было

Морис Ндур в матче против «Нижнего Новгорода» установил невероятный рекорд, набрав 30 очков со 100-процентной точностью бросков. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» напоминает читателям о необычной судьба баскетболиста УНИКСа, который рос в Сенегале, учился в Японии, а теперь оказался в России.

Впервые текст был опубликован 2 декабря 2017 года.

Морис Ндур и Кармело Энтони. Фото: Rob Carr / gettyimages.com


НДУР И ЯПОНИЯ

В 2008 году в Сенегале к 16-летнему Морису после одного турнира предложили поступить в японскую школу. «Я подумал: «Почему бы и нет?» – рассказывал Ндур. Он согласился, хотя и понятия не имел, где Япония расположена на карте мира.

Через некоторое время тренеру команды университета Портленда Эрику Ревено сообщили, что в Японии появился очень способный парень. Ревено сам выступал в этой стране с 1989 по 1993 год. За четыре года Эрик так и не смог полностью выучить язык, поэтому когда наткнулся в ютубе на видео, где Морис говорит на чистейшем японском, его удивлению не было предела. «Меня поразило, что он выучил язык так быстро», – говорил Ревено.

По словам Ндура, изучение японского заняло у него шесть месяцев. «Я приходил в школу в восемь часов и уходил только в 16, – вспоминал он. – Всё это время я изучал только язык. Сейчас я могу на нём и писать, причём в трёх стилях – в том числе Kanji». Кандзи – это система китайских иероглифов, адаптированных для японской письменности. И знаков там от пяти до десяти тысяч.

Ндур учился в Японии с 16 до 18 лет. После у него было три варианта – поступить в японский университет, получить высшее образование в Америке или сразу же пойти в профессиональную лигу. Морис отправился в США, но была проблема – школьное образование он получил в стране, где действовала другая система оценок и тестирования не пользовались большой популярностью.

Из-за этого Морису пришлось сначала поступать в колледж и только потом пробовать себя в NCAA. При поступлении в университет Огайо он, кстати, сдавал экзамен по японскому. Это только один из шести языков, которые знает Ндур: также он изучил английский, французский, испанский и два диалекта сенегальского – Wolof и Serer.

Морис в университете Огайо. Фото: Kirk Irwin / gettyimages.com


НДУР И ФИЛ ДЖЕКСОН

Путь Мориса в «Нью-Йорк Никс» был не из простых. На драфте-2015 его не выбрали, и Ндур смог сыграть за «Никс» в матчах летней лиги. Предложение ему хотел сделать, однако, «Даллас». Как писал Yahoo!Sports, «Маверикс» остановила только травма левой ноги у Ндура во время предсезонки – если не она, то игрок бы наверняка попал в состав и получил контракт на три года. «Это было очень трудное решение», – сожалел владелец «Далласа» Марк Кьюбан.

Сезон 2015/16 Морис провёл в мадридском «Реале». Вряд ли в Испании он мог предположить, что в НБА его вернёт бывший наставник «Чикаго» и «Лейкерс», легендарный тренер, а тогда президент «Никс» Фил Джексон. Но именно это и произошло. «Фил – главная причина, по которой я оказался в «Нью-Йорке», – рассказывал Ндур. По информации NY Daily News, в подписании сенегальца большую роль сыграл не столько Джексон, сколько его протеже – Курт Рэмбис и Клоренс Гейнс.

Главный тренер «Никс» Джеф Хорначек называл Ндура «самым атлетичным игроком в команде». И, тем не менее, 30 июня Мориса отчислили. Прошло бы ещё несколько дней – и контракт Ндура на 1,3 млн долларов стал бы гарантированным. «Джексон написал мне и пожелал удачи, – вспоминал баскетболист. – Да, я был удивлён таким решением и не ожидал такого развития событий. Но таков бизнес: никогда не знаешь, чего ожидать. Им нужно было место в платёжной ведомости – вот что мне сказали».


Морису «досталось» за то, что в последней игре сезона с «Филадельфией» он реализовал решающий бросок на последних секундах. Болельщики «Никс» посчитали, что лучше бы команда проиграла и получила бы более выгодный выбор на драфте. На SB Nation даже появился материал на эту тему: «Если вы троллите Мориса Ндура в интернете за то, что он сделал победный бросок, то вы большой кусок дерьма».

НДУР И БАРАБАНЫ

«Люблю стоять на балконе, – говорил Морис. – Люблю наблюдать за природой, дышать свежим воздухом, получать удовольствие от жизни». Недаром у него есть прозвище Nature Boy – Мальчик-природа. Он любит регги, делает причёску, как у регги-артистов – на неё уходит порядка двух-трёх часов. Африканского колорита Ндуру добавляет и хобби – игра на барабанах.

НДУР И СОЦСЕТИ

Социальные сети Морис использует для реакции на последние новости – как правило из Африки. Большинство из его заявлений про двойные стандарты, например: «В Париже был взрыв, и все стали делать посты в соцсетях. В Лондоне взрыв – то же самое. Ураган Ирма и убийство наших братьев на американской земле тоже привлекло внимание. Грустно, что сейчас в Ливии людей продают на аукционе и всем просто п***** [всё равно]. Выходит, что люди готовы оказывать поддержку только в те моменты, когда им выгодно это самим. Что за позор».

Также Ндур высказался по поводу импичмента 93-летнего Роберта Мугабе. «Пока одни в слезах, другие празднуют. Так устроена жизнь. Но не забывайте, что самое главное – это свобода. Сегодня – хороший день, и мы не только недоумеваем по поводу зверств в Ливии, но и празднуем уход бывшего президента Зимбабве, который управлял страной на протяжении почти четырёх десятилетий. У меня есть друзья в Зимбабве, и я очень рад за них».

И ещё несколько цитат Мориса уже о жизни:

«Если хочешь, чтобы у дьявола был нервный срыв, просыпайся каждый день настолько счастливым, насколько это возможно».

«Мы хотим революции. Революции молодых людей! Революция умов начнётся с африканского образования».

«Я вырос. Мелкие вещи, которые раньше расстраивали меня, теперь только вызывают смех. Я не даю людям портить мне настроение».

«Когда ты свободен мыслями, то всегда ставишь под сомнение любой авторитет. Некоторые люди до сих находятся в моральном рабстве».

«Если ты живёшь в одном месте, пожалуйста, не комментируй мои твиты – ты ни черта не знаешь о том, что происходит в мире. Ты, наверно, даже не знаешь, что творится в твоей стране. Путешествия открывают глаза на многие вещи».

НДУР И УНИКС

Главный тренер УНИКСа Димитрис Прифтис объяснил подписание Ндура большим количеством травм в команде – отчасти потерей Костаса Каймакоглу на долгое время. «Мы выбрали Мориса, потому что верим, что он впишется в нашу систему в защите, и в нападении. Морис обладает отличной физической подготовкой и может сыграть на каждой позиции большого игрока. У него большое будущее».

Сам Морис считает, что его самая сильная черта – защита, что не может не понравиться Прифтису. «Я разносторонний парень. Я могу играть спиной к кольцу, потом сдвинуться на периметр. Но главное достоинство – защита. Пытаюсь остановить соперников, поставить пару блок-шотов, ну и просто играть с большим желанием». Такое же описание можно дать и основному центровому УНИКСа Стефану Ласме, которого пока мучают травмы пальцев руки. Самое главное, что Ласме – тоже выходец из Африки, и со своим опытом он вполне может взять Ндура под своё крыло.

Артур Валеев