Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» приводит ряд аргументов в пользу того, что Континентальной хоккейной лиге необходимо создать собственный спортивный симулятор, а не простое flash-приложение.
ЗА РИЖСКОЕ «ДИНАМО» МОЖНО СЫГРАТЬ В NHL 18
На этой неделе в сфере компьютерных игр произошло важное событие для нашего хоккея. Компания EA Sports выпустила декабрьское обновление игры NHL 18. Теперь в этот спортивный симулятор добавили Кубок Шпенглера со всеми командами, формами и ростерами. Так уж случилось, что от КХЛ в конце декабря в Швейцарию поедет рижское «Динамо». И латвийский клуб, таким образом, стал первой командой лиги, которая будет представлена в официальной серии NHL.
Еще в первые годы существования КХЛ шли разговоры о разработке собственной компьютерной игры: руководители не хотели, чтобы отечественные клубы существовали в игровом пространстве под брендом NHL. Тогда наша лига активно пыталась противостоять североамериканскому турниру; так, появление, к примеру, «Ак Барса» в игре NHL 10 явно переходило в конфликт интересов. Тем более, что, начиная с NHL 10, канадские разработчики из EA Sports работали исключительно с платформами Xbox и Playstation. Вот уже как восемь лет на персональных компьютерах можно играть лишь в ежегодные аддоны NHL 09 (с англ. add-on - дополнительные приложения и материалы к основной игре, с англ.).
КХЛ активно продвигала идею о том, что необходимо создать собственный компьютерный симулятор. При этом, в первые годы существования лиги даже велись некоторые разработки. Безусловно, соревноваться с серией NHL в условиях изоляции крайне трудно. Лишь японский гигант Konami активно соперничает с EA Sports, выпуская серию Pro Evolution Soccer. Правда, у последних большое количество лицензионных лиг и команд, а именно они, а не геймплей привлекают покупателя. Хотя стоит признать, что геймплей у PES намного приятнее, нежели у серии FIFA.
Однако со временем КХЛ перестала разрабатывать собственную серию симуляторов, выставив на всеобщее обозрение лишь простенькую flash-игру. Между тем EA Sports активно окучивали новые рынки сбыта своей продукции: из всех ведущих мировых хоккейных чемпионатов КХЛ – единственная лига, которая не представлена в этой игре. Даже второй шведский дивизион есть. Что уж говорить, если в NHL 18 отныне добавлена хоккейная Лига чемпионов со всеми командами и формами. Да, за чемпиона Беларуси «Неман» из Гродно, можно сыграть хоть в России, хоть в отдаленных уголках Канады. А вот о существовании того же «Ак Барса» многие и не знают...
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПРИВЛЕКАЮТ МОЛОДЕЖЬ
КХЛ существенно отстала от мировой индустрии. Да, появление лиги в серии NHL фактически переведет ее бренд в некое второсортное значение. Значит, необходимо разрабатывать свой собственный концепт, либо добивать того, чтобы EA Sports переименовала свое детище, что нереально.
Нынешнее поколение любителей хоккея хотя бы раз, да сыграло в серию NHL. Первая игра - NHL Hockey - вышла в 1991 году на платформе Sega. Многие любители хоккея впервые познакомились с лигой именно через компьютерные симуляторы. В частности, в России в свое время были очень популярны модификации РХЛ с ежегодными аддонами. Многие до сих пор играют в ту же NHL 09, меняя джерси и составы команд.
Последняя модификация РХЛ вышла год назад. С тех пор разработчики, по всей видимости, забросили свой проект, так как интерес у публики снижался из года в год. Тем более, что в наше время приставки становятся все популярнее, а значит и серия NHL так же возвращает былую славу. При этом разработчики РХЛ-мода пытались выжать из NHL 09 все соки, а красочность джерси наших команд превосходила американские наработки.
Талант и потенциал у отечественных спортивных гейм-дизайнеров есть, необходимо лишь создать свой, либо переделать иной игровой движок под хоккейную модель. Этот процесс не сиюминутный, он прорабатывается годами. При этом самым сложным остаётся не столько создание команды, сколько полная интеграция в игру арены. В серии NHL представлены все арены НХЛ, кроме того, ведутся разработки с европейскими дворцами.
Именно такая тотальная погрузка в хоккейный мир и привлекает новую аудиторию, которая раньше никак не интересовалось хоккеем. Некоторые начали следить за российским хоккеем именно из-за модификаций РХЛ, а также из-за возможности сыграть, например, за Александра Овечкина. КХЛ по причине своей прямоты теряет огромную потенциальную аудиторию, причем не только в нашей стране.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА ПОПУЛЯРИЗИРУЕТ КХЛ ЗА ГРАНИЦЕЙ
НХЛ всегда была популярна, но в нулевые годы ее известность за пределами Северной Америки достигла своего пика. Во многом это связано со спортивными симуляторами. Любой человек где-либо в Швеции, России или Великобритании мог сыграть за «Каролину» или же за «Флориду». Многие стали фанатами того или иного клуба благодаря игре, ведь в детстве пума из логотипа «Пантерс» очень многих привлекала.
То же самое касалось и европейских команд. Каждый, кто играл в серию NHL, рано или поздно сыграл хотя бы один матч за шведские или чешские команды. Многие коллективы, которые не прославлены и знамениты у нас в стране, известны в той же Канаде. Сейчас наибольшей популярностью пользуется чемпионат Швейцарии, поскольку там много североамериканских хоккеистов. Тот же Илья Ковальчук, если бы он присутствовал в этом спортивном симуляторе, принес СКА ещё больше известности.
КХЛ, которая раньше стремилась выйти за границы России, сталкивалась с одной неизменной проблемой. Есть клубы, которые постоянно привлекают зрителя и на гостевых играх собирают аншлаги, а есть те, о которых знала лишь пара анонимусов. Бренд ЦСКА в любом случае привлекательнее бренда «Автомобилист». Существование компьютерной игры немного да размыло эту разницу в голове у заинтересованного участника.
КХЛ ПОВЫСИТ СВОЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ ВНУТРИ РОССИИ
Между прочим, благодаря компьютерным симуляторам, могут возрасти и телевизионные рейтинги КХЛ. Практически любой новичок, который открывает свой мир хоккея, заинтересуется просмотром КХЛ и по телевизору. Следует признать, что компьютерная игра – это великолепный интерактив между поставщиком (непосредственно лигой) и пользователем.
Есть несколько видов передачи информации в спортивной среде. И компьютерная игра – один из важнейших. С помощью игры можно рекламировать отдельные мероприятия, которые разрабатывает лига. Например, бренд «Матч звезд КХЛ» можно без посредников донести до зрителя через симулятор, распространив информацию о нем как можно шире. НФЛ активно работает в этом направлении, регулярно добавляя новые Live Events в свою серию Madden. Аналогично поступает и НХЛ.
Помимо того, жителям Казани, к примеру, будет крайне интересно уйти от реальности в компьютерный мир «Ак Барса». Есть четкое правило – клиент из определенного региона выберет для себя команду непосредственно со своей земли. Многие казанцы, кто не интересуется хоккеем, но любит компьютерные игры, будут играть за «Ак Барс», что добавит еще больше возможностей для интерактива между лигой и пользователем.
Для примера взглянем на НФЛ: в серии Madden она регулярно меняет скиллы своих спортсменов в зависимости от успехов на футбольном поле. Все это проходит с указанием того, по какой причине внесены подобные изменения. Многие геймеры, таким образом, узнают информацию о событиях из первых рук - через любимую игру.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК ОТДЕЛЬНЫЙ, КРУГЛОСУТОЧНЫЙ РЫНОК
Спортивный симулятор – это не только развлечение, но и возможность продвижения какой-либо рекламы. Это, можно сказать, сторонний ресурс с неограниченным количеством клиентов. Так, например, многие спонсорские соглашения «Ак Барса» вызывают определенный интерес у аудитории исключительно в Казани, ведь их территориальный выход ограничен. Компьютерная игра же стирает любые территориальные «ограждения», которые есть у того же телевидения.
Компания Little Caesar выкупила права на наименование новой арены в Детройте, а значит, ее бренд всплывает на телевизионных трансляциях во время матча. Каждая команда в лиге хотя бы раз, но сыграет с «Красными крыльями». Это, на самом деле, не так уж и много экранного времени. Но благодаря симулятору NHL 18 каждый может сыграть на Little Caesar Arena хоть сто игр каждый день. При этом в компьютерных играх нет такой четкой регионализации пользователей, как на телевидении, а рекламное время – круглосуточное.
Аналогичная ситуация состоит для всех видов рекламной деятельности. Борта, плашки во время трансляций, плашки во время игрового меню – все указанное приносит дополнительный доход как EA Sports, так и самим клубам. Кто знает, насколько меньше спонсорские соглашения приносили бы средств франшизам, если бы не серия NHL.
Иногда бывает так, что спонсоры заключают контракт с игрой лишь в целях рекламы своего продукта. В Madden Mobile регулярно проводятся ежедневные состязания, приправленные различными брендами. Так, прямо сейчас каждый пользователь может увидеть рекламу энергетических напитков Gatorade и снэков Slim Jim. Эта реклама не навязчива, а аккуратно объединена с игровым процессом. За «клик на бренд Gatorade» пользователь может начать игровой испытание и получить за него определенный бонус. Сегодня этим бонусом были 400 пунктов стамины, а это немало.
То есть, все пользователи обязательно пройдут это небольшое соревнование, ибо профит от него будет существенный. И тогда все они узнают или вспомнят о Gatorade. В выигрыше останутся все: геймеры, компания, EA Sports и сама НФЛ. Рынок компьютерных игр – местность пока неосвоенная, но крайне перспективная. И отсутствие собственного симулятора у КХЛ просто уничтожает эту возможность дополнительного заработка. Необходимо учиться у передовых организации.
ИГРАТЬ В КХЛ БЫЛО БЫ ПРОСТО ВЕСЕЛО
Подытоживая, можно сказать, что компьютерные игры – это просто весело. Да, это огромный интерактив, возможность распространения пиара или же новый рынок, но прежде всего – это возможность убить свое время в собственное удовольствие. Не у всех есть приставки, чтобы сыграть в NHL 18. Симулятор хоккея – это хорошая возможность провести время с друзьями, или же в очередной раз выяснить кто сильнее – «Ак Барс» или «Салават Юлаев».
Индустрия спортивных симуляторов превратилась в нечто глобальное и неотъемлемое. И КХЛ сегодня, действуя на поводу у своих принципов, определенно, отстает от мирового тренда, лишает себя новой материальной базы. Благо, что еще есть время все исправить и сыграть-таки долгожданный матч между российским клубом и клубом НХЛ хотя бы перед джойстиком.