В НФЛ есть свой Путин. Он зарабатывает 40 млн долларов

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о Роджере Гуделле, которого ненавидят болельщики и владельцы клубов.

Роджер Гуделл / Фото: Jeff Zelevansky, gettyimages.com


«ГУДЕЛЛ – ЭТО ПУТИН В НФЛ»

В середине декабря в США завершилось противостояние, которое несколько лет обсуждали все любители спорта. Кратко оно звучит так: останется ли Роджер Гуделл на посту комиссионера НФЛ - главной лиги мира по американскому футболу? Ведь настолько противоречивой личности в спортивной среде нет на всем континенте. Его ненавидят в США сильнее, чем Гэри Беттмэна в Канаде, а это говорит о многом.

 Гуделл возглавил НФЛ в августе 2006 года и быстро указал всем, что его мнение и амбиции приоритетны. Многие назвали одиннадцать лет правления настоящим «узурпированием власти». Бывший игрок НФЛ Джон Хорн вообще сравнил Гуделла с Владимиром Путиным.

«Роджер Гуделл – это Владимир Путин в НФЛ. Можете меня процитировать. Роджер Гуделл – это Владимир Путин в НФЛ, когда дело касается игроков. Путин унижает другие страны, когда хочет. Для Путина не существует никаких правил, и по отношению к игрокам Гуделл такой же. Он устанавливает все стандарты», – заявил Хорн американскому сайту Pro Football Talk. 

Политика Гуделла и, правда, крайне противоречива. С одной стороны, благодаря ему, финансовая составляющая НФЛ возросла в разы. Профессиональный американский футбол стал спортом №1 в США. Теперь даже есть определенные мысли о создании франшизы в Великобритании. Лига открывается всему миру, а производимый контент называют эталонным.

«ОНИ ЗАПРЕТИЛИ ТАНЦЫ, ОПАСАЯСЬ ЗА ДЕТЕЙ, НО РЕКЛАМИРУЮТ ПИВО»

Фото: Doug Pensinger, gettyimages.com


С другой стороны, середину десятилетия в НФЛ многие запомнят четырьмя провалами и скандалами. Во-первых, телевизионные рейтинги футбола переживают худший спад за несколько десятилетий. Лига, в силу своего консерватизма, слишком поздно вступила в цифровую эру. Плюс многие отмечают, что именно этот самый консерватизм и мешает развитию всей организации.

«Рейтинги падают, потому что в лиге нет веселья. В любой другой лиге ты видишь, как игроки развлекаются. Это же игра, а не политика и не суд. Это всего лишь развлечение. А они больше не позволяют игрокам развлекаться. Игрокам больше нельзя как-то показывать свою личность, какую-то оригинальность, индивидуальность. Они хотят контролировать весь продукт, контролировать любой посыл, – заявил главный правдоруб НФЛ, корнербек «Сиэтла» Ричард Шерман. – Они говорят, что мы влияем на детей, в этом их главная претензия. Они постоянно твердят, что нельзя оказывать дурное влияние на детей. Нельзя подавать плохой пример. И я с этим согласен. Но в то же время можно сказать, что пиво «Будвайзер» – официальный спонсор НФЛ, и разве это не влияет на детей? Там масса лицемерия, но мы с этим сделать ничего не можем».

После волны протестов, лига с нового сезона официально разрешила игрокам праздновать свои успехи и просто веселиться на поле. И на самом деле, это чертовски смешно.

Тачдаун как бесконечный источник веселья

АМЕРИКАНСКИЙ ФУТБОЛ ВЕДЕТ К СОТРЯСЕНИЯМ МОЗГА?

Вторая претензия к Гуделлу в том, что лига намеренно скрывает данные о травматичности американского футбола. Многие ветераны НФЛ открыто говорят о том, что сотрясения мозга, полученные на поле, губят их жизни уже сейчас. На лигу было подано несметное количество исков, в свою очередь НФЛ вместо того, чтобы хоть как-то помочь спортсменам, вкладывает миллионы в доказательства о непричастности спорта к травмам головы. В 2015 году в мировой прокат вышел фильм «Защитник» с Уиллом Смитом, посвященный этой проблеме. Роль Гуделла досталась комику Люку Уилсону, а самому комиссионеру этот фильм не очень понравился.

Фото: Dilip Vishwanat, gettyimages.com


Также в угоду зрелищности лига намеренно усложняет игру в защите, что приводит к огромному количеству травмированных защитников во время регулярного сезона. Например, в «Сиэтл Сихокс» перед концом сезона травмировались все основные защитники, включая Ричарда Шермана, что мешает команде бороться за попадание в плей-офф.


ВОЕННЫЕ И ПИЦЦА

Фото: Doug Pensinger, gettyimages.com


Третья проблема – показной патриотизм. Все-то думали, что НФЛ регулярно заигрывает с американкой армией из-за своей любви к родине, к уважению к солдатам и их семьям. Лига создала специальную программу Salute to Service для поддержки военных. Оказалось, что это не добрая воля владельцев команд, а спонсорские соглашения между франшизами и министерством обороны США. Реакция в социальных сетях была такой, что НФЛ поспешила заявить, что вернет государству всё до единого цента, полученного от этой программы.

Четвертая проблема – конфликт Гуделла с владельцем «Даллас Ковбойз» Джерри Джонсом. Последний утверждает, что в руках комиссионера слишком много власти. Миллиардер был готов подать в суд с иском на несколько десятков миллионов долларов, если Гуделл останется комиссионером после 2017 года. На Гуделла ополчились не только владельцы клубов, но и спонсоры.

Владелец сети пиццерий «Папа Джонс» Джон Шнаттер открыто заявил, что падение телевизионных рейтингов пагубно влияют на его бизнес. Продажи еды упали на несколько процентов, а компания до сих пор остается одним из главных спонсоров лиги. «Лидерство начинается сверху, и это пример плохого лидерства. НФЛ ударила по владельцам акций «Папа Джонс», – заявил бизнесмен Шнаттер. Многие заявляют, что рыба гниет с головы и уверены, что Гуделлу пора на покой.

Болельщики «Нью-Ингленд Пэтриотс» с полотенцами, на которых Гуделл изображён клоуном / Фото: Maddie Meyer, gettyimages.com


В результате конфликт дошел до такой стадии, что Джонса просто «выкинули» из комитета по продлению контракта комиссионера. Говорят, что сейчас ни один владелец клуба НФЛ даже не здоровается с бизнесменом из Далласа, так как это повлечет гнев комиссионера. Возможно, что претензии в узурпации могут быть правдой.


ПРЕКЛОНИВШИЕ КОЛЕНО


Пятая и самая скандальная проблема за последние годы правления Гуделла – это протестные акции чернокожих игроков. Всё началось с квотербека Колина Каперника, который несколько лет назад во время исполнения национального гимна, отказался стоять и встал на колено, мотивируя это протестом против полицейской жестокости в отношении «цветных» жителей США. Затем был период затишья, потом снова начались эти акции, что привело к гневу Дональда Трампа. Он еще во время предвыборной кампании заявил, что у НФЛ есть две проблемы, которые надо решить в ближайшие годы. Первая – это уничтожение стереотипа о консервативности американского футбола. Вторая – это Каперник. Со второй проблемой НФЛ, судя по всему, разобралась, так как видный спортсмен, который явно годен хотя бы на роль запасного, вот уже как год не может найти себе работу.

Акция протеста у штаб-квартиры ФНЛ / Фото: Spencer Platt, gettyimages.com


«Было бы здорово увидеть, как один из владельцев клубов НФЛ, когда кто-то проявляет неуважение к нашему флагу, сказал бы: «Уберите этого сукиного сына с поля сейчас же. Вон. Он уволен! Он уволен!» – заявил президент США. Это заявление так всколыхнуло лигу, что команды просто не выходили на поле во время гимна, а многие зрители моментально переключали каналы, если увидят протесты футболистов. ТВ-рейтинги НФЛ после этой цитаты Трампа обвалились по всем фронтам.

Гуделл не просто пошел против своих принципов, но и открыто раскритиковал президента. Впервые за правление комиссионера, чернокожие игроки, белые квотербеки и их «владельцы-миллиардеры», ведомые Гуделлом, объединились. Странно, но НФЛ всё время долбила, что спорт вне политики, но именно политическая ситуация в стране и сплотила всех, кто ответственен за продукт НФЛ.

И именно это привело к тому, что одиннадцатилетнее правление Гуделла затянется еще минимум на шесть лет.

ГУДЕЛЛ БУДЕТ ЗАРАБАТЫВАТЬ ПО 40 МЛН ДОЛЛАРОВ В ГОД

В итоге Роджер Гуделл 6 декабря продлил контракт с лигой на пять лет. Новое соглашение начнет действовать в 2019 году. По данным ESPN, по новому контракту комиссионер с учетом бонусов может заработать почти 200 млн долларов.

С тех пор, как Гуделл стал комиссионером НФЛ одиннадцать лет назад, он заработал 212,5 млн, а стоимость тех же «Даллас Ковбойз» увеличилась с 800 млн долларов до почти 4 млрд. Да, следующие шесть лет в американском спорте будут очень весёлыми, ведь теперь НФЛ не только конфликтует с Трампом, но и чувствует приближение популярности баскетбола.

Виктор Майоров