«Возглавил бы топ-клуб, чтобы отомстить «МЮ». Ван Гал превращается в Бышовца

Звание Светоча может отвоевать философ из Нидерландов.

«Если вы спросите меня о работе в «МЮ», то я скажу, что это был мой лучший год с учетом того, в каких условиях приходилось работать. Команда играла в хороший футбол. Но такой стиль игры не очень любят в Англии. При этом сейчас никто не критикует Моуриньо, хотя его футбол намного более скучный, чем «МЮ» показывал при мне. Я предпочту матч «Сити» игре «Манчестер Юнайтед». Очевидно, что у них собрана лучшая команда. Сейчас «МЮ» играет от обороны, при мне мы играли в атакующий футбол. Доказательством этого является то, что соперники всегда парковали автобус у своей штрафной. Теперь им не приходится этого делать, потому что Моуриньо ставит оборонительный футбол», – после фейкового завершения карьеры Луи ван Гал залез в шкаф и попал в Нарнию.

Не то чтобы его высказывания во время работы тренером не казались бредом – Луи всегда продюсировал лучшие заголовки. Вспомнить хотя бы скандал в Англии, когда он назвал одного из репортёров «жирным мужиком». Но с ним голландец обошёлся ещё по-доброму. Во время карьеры на родине он выдавал перлы похлеще:

<span id="selection-marker-1" class="redactor-selection-marker"></span>

Скандалы быстро забывались на фоне результатов – Ван Гал выигрывал трофеи даже с откровенно слабыми командами, творя чудеса. Но чем старше он становился, тем больше случалось провалов, и тем сильнее была реакция. Рассказывать о красоте футбола «МЮ» он любил все два серых сезона в АПЛ. Команда иллюстрировала худшую сторону тики-таки, которую так ненавидит Пеп Гвардиола – владение ради владения. Мяч у манчестерцев держался зачастую по 70% (а то и больше) игрового времени, но по забитым голам клуб за два сезона ни разу не попал в тройку (а во втором – даже в восьмёрку). Да, он выиграл Кубок Англии, зажёг Маркуса Рэшфорда с Джесси Лингардом и применил множество нетривиальных идей, но вернуть былой статус грозного «Манчестера» и близко не получилось.

Рост эго Ван Гала обратно пропорционален результатам. Он был уверен в себе до конца английской карьеры и до сих пор обижается на Эда Вудворта за увольнение: «Учитывая мой опыт, я хорошо знаю неписанные футбольные законы футбола. Клуб готовится к новому периоду, ведет переговоры с новым тренером – я могу это понять. Но можно же было сказать мне об этом? Эд мог поговорить со мной, но не сделал этого. О моей отставке мне сказала моя жена Трюс, которая ехала в одном лифте с семьей Вудворда и услышала, как они говорят: «Это будет неловкий момент для Эда».

Вместе с прогрессированием маразма обида переросла в жажду личной мести: «Возможно, я никогда больше не буду работать в клубах. Но я бы сделал одно исключение. Если бы английский топ-клуб пригласил меня, я бы принял предложение. Потому что у меня бы появилась возможность отомстить «Манчестер Юнайтед». Вудворду стоило спросить меня, прежде чем назначать Моуриньо. Я ничего не имею против Жозе».

Это «возможно» в высказываниях о карьере Ван Гал повесил через пару дней после объявления о её завершении. Он как бы закончил и как бы нет. Подобное девчачье кокетство никогда не было свойственно едва ли не самому авторитарному тренеру современности. Время Луи прошло – идеальной точкой стал бы гениальное выступление на ЧМ-14. Но гордыня никак не даёт ему в это поверить. Луи всё больше походит на Анатолия Бышовца, который до сих пор считает себя одним из лучших тренеров, искренне ожидая назначения вот уже десять лет.

Оба тренера-философа чрезвычайно умны и в разной степени повлияли на развитие футбола. И обоих сгубило эго. Даже в статусе ТВ-экспертов они никуда не годятся – Александр Бубнов подчас выглядят адекватнее. Они не терпят чужого «дилетантского» мнения и совершенно не умеют смеяться над собой. Эту черту Луи голландские журналисты здорово проиллюстрировали с помощью оригинальной идеи ещё в начале «нулевых»:

<span id="selection-marker-1" class="redactor-selection-marker"></span>


Но Ван Гал всё равно упорно рвётся в эксперты, потому что не может не транслировать такое важное для всего мира мнение. За последние пару неделю он выдал несколько сумасшедших цитат. Несколько из них уже были упомянуты выше, а вот ещё одна: «Думаю, «Боруссию» даже нельзя сравнивать с «Баварией», поэтому я бы не пошел туда работать. Сейчас у тренеров не так много времени, и я бы не смог превратить маленькую команду в топ-клуб».

Это новое хобби голландца – рассуждать о том, что он бы мог вернуться и всех разнести, но не хочет тратить время на всяких середняков. То, что всегда было визитной карточкой Ван Гала, сегодня слишком мелко для его улетевшего в космос эго. «Аякс» 90-х был командой ноунеймов, «АЗ» середины «нулевых» – типичным середняком, а сборная Нидерландов перед ЧМ-2014 – едва ли не самой слабой по составу в истории. Но со всеми Луи творил чудеса, выжимая из команд максимум. Но сегодня он считает, что не королевское это дело опускаться до всяких боруссий и эвертонов, которые слетевший с катушек голландец тоже причисляет к середнячкам.

В АПЛ он вернётся только ради команды из топ-4. И плевать, что все места заняты действительно лучшими тренерами современности. Не прельщает даже статус двукратного спасителя сборной Нидерландов – на слухи о возвращении Луи отвечает вот так: «Вернусь ли я в сборную Нидерландов? Отвечу на этот вопрос, если меня об этом спросит федерация футбола. Блинд должен взять на себя часть вины за произошедшее со сборной, но основная ответственность лежит на игроках, при этом о них никто не говорит».

Пока Ван Гал свысока смотрит на скатившийся современный футбол, отзывы о его последнем проекте сплошь отрицательные. Даже от людей, который с «Юнайтед» связаны напрямую.

«Первый сезон с Ван Галом – как кость в горле. Я не получал никакого удовольствия. На поле он оставлял мне мало свободы, несмотря на то, что я обладаю большим опытом игры в АПЛ. При Ван Гале я чувствовал, что играю как робот. Мне говорили: «Ты не должен идти за мячом в эту часть поля, ты не должен делать того и этого». Эти инструкции меня немного отвлекали. Когда футболист во время матча думает о том, чего от него в данной ситуации хочет тренер, он действует менее эффективно», – не так давно жаловался Морган Шнайдерлин

<span id="selection-marker-1" class="redactor-selection-marker"></span>


Высказывание подсидевшего бывшего учителя Жозе Моуриньо выглядит и вовсе пренебрежительным: «Во время его работы «МЮ» продал игроков, с которыми я бы никогда не расстался. Имею в виду Ди Марию, Чичарито и Уэлбека. Кроме того, были куплены некоторые игроки, которых я бы никогда не купил».

Ван Гал постарел раньше времени – уже в 66 лет. Пока 68-летний Арсен Венгер пытается триумфально уйти из «Арсенала», а 70-летний Дик Адвокат рискует и так не лучшей репутацией ради спасения сборной Нидерландов, Луи сидит на диване и ворчит. Когда же он осознает, что топ-клубы не собираются смотреть в его сторону, то всегда сможет ответить цитатой классика: «Нет предела человеческой мерзости».

Николай Самофалов